Основы социальной психологии

23 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение 3

1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности 4

2. Характеристика социально-психологических теорий личности 5

3. Структура социально-психологической теории и ее значение 10

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

 Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук.

Необходима была интеграция, и прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности

 В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

С точки зрения социологического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В связи с этим уместно привести цитату К. Маркса о том, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений». Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности [2, c. 66].

С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но нетождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Индивид - понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и других отраслей.

Человек - понятие биосоциальное, и в психологическом, и в юридическом смысле оно шире понятия «личность». К. К. Платонов говорил, что «личность - это человек как носитель сознания».

На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность - это персона.

Этимология слова «личность» помогает разобраться в социально-психологической природе понятия. В русском языке слово «личность» означает личину, т. е. маску. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе [1, c. 92].

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:

1) он объясняет механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Социально-психологическая структура личности включает: мен-тальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); «Я-характеристики» («Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.

2. Характеристика социально-психологических теорий личности

 Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучению личности (акме - вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А.А.Деркач, Н. В. Кузьмина и др. [3, c. 22]

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А.Маслоу, американский ученый Э.Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы - с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры [5, c. 110].

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э.Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э.Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник» [6, c. 77].

Для первого, по наблюдениям Э.Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго - кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего - холодная расчетливость, для четвертого - имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого - терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого - разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого -лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э.Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.

Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - мужчины, учителя, мужа, отца и т. д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа».

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н.Мясищев, психологическими [2, c. 65].

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б. Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них [5].

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой -идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими - «Ты» и «Вы» - в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.

3. Структура социально-психологической теории и ее значение

 Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий, т. е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи [2].

Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование прак-сиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности). Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо которой она использует профессиональную «идеологию».

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догматах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась.

Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу познания социальных явлений.

Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В.Дильтей, мало фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и «прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических) невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста [4].

В России подобный подход впервые применил Л.С. Выготский, затем Б. Ф. Поршнев и др.

В. А. Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которой обосновал предмет исторической психологии, а затем издано одноименное учебное пособие. В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается переход от естественно-научных парадигм к парадигме (повествованию, сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться. Но исключать данный подход - значит обеднять социальную психологию.

Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.

Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным ценностям, картинам мира и социальным чувствам.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние политических, общественных и экономических институтов [3, c. 88].

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии: политическая, этническая и экономическая психология.

В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических аспектах политического лидерства и т. д. при отсутствии конкретики.

В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической психологии, должны стать современные парадигмы социальной психологии.

С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и социально-психологические явления, связанные с нею.

В 1952 г. вышла книга американских культурологов А.К.Либера и К. Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней приведено более 150 определений культуры.

Б. С. Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:

1) культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением и т.д.;

2) культура как общий уровень развития общества;

3) культура как сумма общественных достижений;

4) культура как специфическая система норм, ценностей и смы-""слов, отличающая одно общество от другого;

5) культура как духовное измерение всякой деятельности.

Культуру представляют такие социально-психологические явления, как ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т. п.

Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически отсутствуют.

История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев, языка, т.е. психолого-исторических, этнопсихологических явлений, проведения кросскультурных, сравнительных исследований [2, c. 33].

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета историко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике. Еще в 1880 г. М.Забылин - составитель книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания и поэзия» писал: «Читая лекции отечественной истории в наших учебных заведениях, преподаватели этого предмета мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и остатки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, повериях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Объектом социального психоанализа является сфера бессознательного, но применительно к конкретным социальным субъектам: личности, группе, этносу, нации, народу на основе изучения «коллективного бессознательного» и «социального бессознательного». Сюда же относятся исследования структуры душевной жизни социума («психологии народной жизни», «души народа», «души России»). Социальный психоанализ может быть использован в основном в качестве метода интерпретации социально-психологических явлений.

Картина мира представляет собой сложное многоуровневое образование, в которое наряду с научным, понятийным знанием входят и религиозный опыт, и виртуальные построения искусства, и идеологии, и глубинные пласты мифологического и коллективного бессознательного в духе К. Юнга.

В психологии исследование картины мира, в том числе и ее политического аспекта, интенсивно развивается в рамках психосемантического подхода. В психосемантике реализуется парадигма конструктивизма, где картина мира трактуется не как зеркальное отражение действительности, а как одна из возможных «пристрастных» культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект. В этом плане психосемантика стоит на позиции признания множественности возможных моделей мира, плюрализма истины и, как следствие, множественности путей развития отдельного индивида, общества, страны, всего человечества [3].

Дж. Келли ввел понятие личностного (персонального) конструкта как элемента этой конструктивной системы на уровне индивида. Этот термин может быть расширен и применительно к общественному сознанию, впитавшему в себя личностные конструкты, которые стали достоянием культуры [4].

Феноменология должна включать как общую, так и частную теорию социально-психологических явлений, а именно: теорию социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровне. Что же касается взаимоотношений социальной психологии с ложно понимаемой идеологией, то первой следует оставаться нейтральной, последней же уступить место профессиональной этике социальных психологов.

Вопрос об идеологизации не праздный. Можно спорить о содержании идеологии, но наивно полагать, что какое-либо общество и гуманитарная наука могут обойтись без нее. Еще недавно исторический материализм безапелляционно выступал в роли истинной теории. Именно это обстоятельство низводило социально-психологическую теорию до «полуфабриката», и всем социально-психологическим явлениям требовалось материалистическое обоснование.

В США в 1990 г. Национальная ассоциация социальных работников приняла этический кодекс, в котором изложены основные принципы деятельности социального работника, в частности: безупречное поведение и компетентность, моральная ответственность перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией и обществом.

В отечественной психологии также разработан и принят этический кодекс. Суть его состоит в том, что основополагающим принципом отечественной социальной психологии должен стать принцип гуманизма: обеспечение личностного роста, самоактуализации «Я», приумножение общечеловеческих ценностей, т.е. критерием оценки теории и социально-психологической практики обязан быть тезис: «Человек - мерило всех вещей». Однако при этом нельзя отрицать и сбрасывать со счетов роль политических, идеологических и экономических условий. Не стоит игнорировать и целый ряд положений, сформулированных К.Марксом и его последователями относительно детерминант, определяющих сущность социально-психологических явлений. Вместе с тем необходимо сказать о том, что в качестве методологии отечественной социально-психологической теории более семидесяти лет выступала идеология, превратившаяся из когда-то живого учения в совокупность догм. Следствием псевдометодологии явилось искажение содержания и структуры социально-психологической теории. Так, вместо анализа реальной дифференциации общества изучалась только его классовая структура - рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, а вместо исследования широчайшего спектра общностей - коллективы. В конечном счете это привело к тому, что общество, в котором мы живем, оказалось неизученным [6, c. 43].

Воинствующая и односторонне разрабатывавшаяся методология привела к абсурдному разделению социальной психологии на буржуазную и марксистскую, в то время как следовало говорить о зарубежной и отечественной социальной психологии. Идеологическое разъединение социальной психологии повлекло за собой ограничения в области теории, создание деформированного и одновременно рафинированного, профильтрованного психологического тезауруса, содержание которого свелось к формуле: «У них все плохо - у нас все хорошо».

В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции идеологизированный понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в объяснительную, имеющую пусть развивающийся, но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманный порядок планирования и координации научных исследований.

Как ни парадоксально, но несмотря на обилие в недалеком прошлом публикаций по методологическим проблемам, отечественная социально-психологическая теория оказалась на своеобразном голодном пайке. Длительное соревнование за идеологическую чистоту в исследованиях породило в отечественной социальной психологии монополизм отдельных школ и направлений, выразившийся в однобоком взгляде на социально-психологические явления и факторы, определявшие их основные характеристики.

Подобные академические теории оказались мертворожденными. Ни одна из них так и не «заработала» на практике. Однако немало представителей этих псевдотеорий бросились в социальную практику и, забыв о принципах своих школ, занялись бизнесом. Понятно, что такая эклектика, основанная на механическом соединении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.

Таким образом, положение сейчас таково, что говорить об общей социально-психологической теории пока преждевременно.

Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий, если исходить из данного параметра, не может претендовать на этот статус [6, c. 45].

Теории социальных институтов, организаций, групповой динамики, нейролингвистического программирования, психоаналитические, когнитивистские, бихевиористские, психосинтетические, интеракционистские, теория гештальтпсихологии и другие не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально-психологических явлений. Одни объясняют закономерности возникновения и протекания социально-психологических явлений, другие делают упор на раскрытие механизмов их взаимодействия, третьи обслуживают прикладные направления психологии: диагностику, консультирование и технику воздействия. Такое разделение сфер приложения этих теорий правомерно. Однако, к сожалению, факт специализации теории далеко не всегда учитывается, что приводит к курьезным последствиям.

Попытки придать какой-либо теории ранг общей, универсальной теории имели место как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. В данном случае имеются в виду дея-тельностный, стратометрический подходы, а также психоанализ и другие теории. Указанные теории имеют свой конкретный объект приложения. Вне этих границ они превращаются в квазитеории, надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социально-психологические явления и объяснить их. С разрушением идеологических догм рухнули и парадигмы, опиравшиеся на них. Образовался вакуум, ничем не заполненная методологическая ниша. Сразу же увеличился поток переводной литературы. В результате теоретическая социальная психология по своему содержанию стала представлять конгломерат знаний. Глубоко продуманная интеграция всего ценного, которое, несомненно, есть в каждой из названных теорий, пока не проведена [7].

Если говорить о том ценном, что было накоплено благодаря своеобразной теоретической моде, то это происходило в основном путем выявления и научного освещения феноменологии на микроуровне. Почти не развивались теории социальных конфликтов, межэтнических отношений, психологии власти. Причем эмпирическая база для социально-психологической теории создавалась главным образом в стенах научных учреждений и учебных заведений, в частности, в результате изучения студентов.

По мере развертывания социально-психологической службы на предприятиях и в других сферах крепла прикладная социальная психология. В последнее время в области прикладных социально-психологических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного мнения, межнациональных конфликтов и т.д. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение. Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, малопродуктивны.

С образованием Ассоциации практической психологии раздел между теоретиками и практикующими психологами (а позже и внутри последних) увеличился. В связи с этим следует заметить, что отрицать значение эмпирических исследований, оказания психологической помощи нельзя. Однако без разработки хорошей теории ценность всего этого в значительной степени снижается. Здесь важную роль играют научные традиции, ориентации, культура.

Существенным образом возросло значение и теоретического обоснования праксиологии. Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но нередко и дискредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе используемых методик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, происходит подрыв авторитета социальной психологии.

Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается такая же пестрая картина, как и в социально-психологической теории. Стремясь наверстать упущенное время и возможности, социальные психологи спешно обучаются на курсах по овладению технологиями эриксонианского гипноза, нейролингвистического программирования, трансактного анализа, медитации, зомбирования и пр.

В основе повального увлечения прикладными направлениями лежит стремление быть на уровне мировых стандартов, а нередко и склонность ко всему сенсационному, экстраординарному. Поэтому не случайно большинство социальных психологов у нас не являются профессионалами и не работают в рамках какой-либо фундаментальной научной школы.

Малая продуктивность многих прикладных социально-психологических направлений, в частности групповой психотерапии, совершенно очевидна. Тем не менее психологические шоу пользуются успехом и приносят большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не должна дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в лету непрофессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях. Гуманная сущность прикладной социальной психологии должна остаться. Гарантом этого могут выступить только профессиональная идеология и высокая общая культура специалистов-психологов.

Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает и в связи с переменами, происходящими в обществе, в сферах экономики, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально-психологическими изменениями: переоценкой ценностей, ломкой стереотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегуманизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конфликтами. Несущая черты экстремальности ситуация в обществе, непривычное содержание и динамика идущих в нем процессов, глобальные перемены в жизни людей оказывают всестороннее влияние на их психику. Коренной ломке подвергаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического нездоровья общества. Происходит экспансия государства и общества, их различных институтов в область интимного, личного посредством средств массовой информации. Когнитивный диссонанс стал атрибутом многих слоев общества. Переход от социальных гарантий и программ в области трудовой занятости, образования, здравоохранения к личной ответственности сопровождается напряженностью.

Заключение

 Социальная психология состоит из двух частей - теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции - теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории.

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но нетождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Индивид - понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и других отраслей.

Человек - понятие биосоциальное, и в психологическом, и в юридическом смысле оно шире понятия «личность». К. К. Платонов говорил, что «личность - это человек как носитель сознания».

Список литературы

 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М.: Высшая школа, 2002.

3. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. – М.: Высшая школа, 2001.

4. Основы социально-психологической теории. – М.: Международная педагогическая Академия, 2005.

5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М.: Наука, 2007.

6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: Наука, 2003.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по КСЕ (Естествознание)

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

 

(20.9 KiB, 50 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!