Основополагающие концепции организационного поведения

22 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций, указанных в таблице.

Базисные концепции организационного поведения

Человеческая природа Природа организации
Индивидуальные особенности

Восприятие

Целостность личности

Мотивированное поведение

Стремление к соучастию

Ценность личности

Социальные системы

Взаимный интерес

Этические принципы

Индивидуальные особенности. Каждый человек отличается от других людей (ДНК, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, характер и т.д.). Одинаковых людей не существует. Наличие индивидуальных особенностей работников требует специфического подхода менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.

Восприятие. Каждый человек индивидуально воспринимает происходящие  события через так называемый фильтр индивидуального восприятия, уникальный для каждого человека способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Люди имеют уникальные личностные характеристики, потребности, опыт прожитых лет, находятся в различных физических состояниях, периодах времени или социальных средах. Вне зависимости от конкретных причин действия индивидов определяются восприятием действительности. Менеджеры должны учиться анализировать особенности восприятия сотрудников, учитывать их эмоциональность и находить индивидуальный подход к каждому работнику.

Целостность личности. Любая организация имеет дело с целостной личностью, а не с квалификацией работника и отдельными его качествами. Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но и в развитых личностях. Трудовая деятельность во многом определяет  индивидуальные черты работников. Менеджеры должны думать о влиянии работы на личность в целом.

Мотивированное поведение. Нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и / или последствиями его поступков. Менеджеры могут использовать два способа мотивации сотрудников. Во-первых, руководитель может продемонстрировать, что определенные действия повысят степень удовлетворения потребностей подчиненного. Во-вторых, действенным средством  мотивации зарекомендовала себя угроза снижения удовлетворения потребностей в случаях, когда индивид осуществляет неправильные с точки зрения менеджмента действия.

Стремление к соучастию. Человек проводит на работе большую часть своей жизни. При этом каждый хочет чувствовать себя комфортно в организации. Многие сотрудники организации стремятся, используя свои идеи, таланты, способствовать успеху организации, поддержать своих коллег, поделиться своим опытом. Руководители должны предоставлять благоприятные возможности таким работникам.

Ценность личности. Она складывается на основе осознания организацией ценности каждого работника как личности, а не трудового ресурса, осознания собственной ценности самим работником. Ведь зачастую, люди имеют заниженную самооценку, которая мешает им достичь определенных успехов. Каждый сотрудник организации нуждается во внимательном и уважительном отношении к нему руководства организации, что будет благоприятствовать развитию и процветанию организации.

Для природы организации характерны три основных понятия:социальные системы, взаимный интерес и этические принципы.

Социальные системы. Организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется законами общества, психологическими законами. Поведение людей формируется под влиянием индивидуальных желаний и устремлений групп, членами которых они являются. В организации существуют две социальные системы: формальная и неформальная. Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.

Взаимный интерес. Организации нуждаются в людях и люди нуждаются в организациях для достижения целей. Общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями работников и работодателей.

Этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Если организация будет игнорировать этику, то люди отнесутся к ней как к беспринципной системе, где правит вседозволенность. Следствием могут стать следующие изменения:

- отсутствие этики внутри организации приведет к переходу людей к вседозволенности (хищение, местничество, нездоровая конкуренция, подсиживание, списывание личных расходов на счет организации);

- пренебрежительное отношение сотрудников к организации, друг к другу, а затем и к клиенту;

- резкое снижение качества работы и возникновение имитационной деятельности и результатов с сомнительным качеством;

- отторжение организации сообществом во внешней среде, разрушение инфраструктуры бизнеса, партнерских связей.

Незаконные действия всегда неэтичны. Но законные рассматриваются с точки зрения этики, в зависимости от целей и системы личных ценностей. Самые глубокие конфликты – между ценностями разных людей или групп, между методами достижения одной и той же цели.

Современные организации принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение,  рекламируют положительные образцы поведения и устанавливают внутренние процедуры, призванные контролировать соблюдение моральных принципов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!