Основные законы Российской империи

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именова­лись Конституцией, по существу это была первая конституция России.

«Конституция» России 1906 г. носила октроированный характер, т.е. была жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собра­нию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа ее принятия.

Основные законы Российской империи 1906 г. состояли из 11 глав и 124 статей, охвативших все основополагающие государственно-пра­вовые институты, и обладали особой юридической силой. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке. Император мог выступить только с инициативой пересмотра, но без согласия Государ­ственной думы осуществить изменения не мог.

Впервые в истории России Основные законы, которые издавались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, гарантировались неприкос­новенность личности и законность юридического преследования (ст. 30-32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пре­делы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36-39).

Менялось и положение основных звеньев верховной власти в Рос­сии.

Император. Статья 4 предоставляла императору «верховную са­модержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась нео­граниченной, как было ранее. Хотя Николай II очень неохотно снял термин «неограниченная». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть импера­тор осуществлял «в единении с Государственным советом и Государ­ственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Россий­ского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «еди­ным и нераздельным». Русский язык признавался общегосударствен­ным в армии, на флоте и в «государственных и общественныхустановлениях». Употребление местных языков и наречий в этих учреждениях регулировалось особыми законами.

Особа царя объявлялась «священной и неприкосновенной». Им­ператор обладал правом правотворческой деятельности. Ему принад­лежало право законодательной инициативы и утверждения законов.

Император мог издавать в соответствии с законами указы «для ус­тройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов». Основные законы предоставляли возможность императору по пред­ставлению Совета министров принимать указы законодательного ха­рактера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Император оставался также верховным руководителем «всех вне­шних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. За ним сохранялось право быть «дер­жавным вождем», т.е. главнокомандующим армии и флота. Импера­тор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения служ­бы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устрой­ства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и оп­ределение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государствен­ные отличия, а также права состояния. Имущество, составлявшее лич­ную собственность императора, и имущество, находившееся в соб­ственности царствующего императора (не подлежащие разделу, пере­даче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от уп­латы налогов и сборов.

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Ос­новными законами судебная власть в России. За ним сохранялось пра­во помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобожде­нием их от суда и наказания.

По принципу «контрассигнатуры» подпись императора подуказа-ми перед опубликованием скреплялась подписью председателя Сове­та министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялось также право роспуска Государственной думы.

Государственная дума и Государственный совет. Государствен­ная дума вместе с Государственным советом наделялась законодатель­ными правами. Главными функциями Государственной думы были раз­работка и обсуждение законов. Ей принадлежало право законодатель­ной инициативы: «возбуждение предположения об отмене или изме­нении действующих и издании новых законов», за исключением Ос­новных государственных законов, инициатива пересмотра которых ос­тавалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об из­менении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одоб­ренные Госдумой законодательные предложения в виде «мнения» по­ступали в Государственный совет и после одобрения им направля­лись императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме право утверждения бюд­жета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права об­суждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых избирательным законом округах тайным голосова­нием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении про­цедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизб­рание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней воп­росов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его то­варища (заместителя), избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы (5 лет).

Депутаты считались не зависимыми от народа и обладали депутат­ской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограни­чению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допус­кались и административные аресты депутатов). Оговаривалось, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в ино­странное подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от го­сударства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в об­щежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них до­пускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые засе­дания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет по Основным законам 1906 г. становился вер­хней, аристократической палатой представительного собрания, его пол­номочия и порядок работы были аналогичны думским. Формирование Гос­совета теперь осуществлялось на иных условиях. Только одна половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая - из­биралась сроком на 9 лет, при обновлении l/З состава каждые три года. Выборные члены избирались от православного духовенства (по 3 от чер­ного и белого), губернских земских собраний (по одному от каждого), дво­рянских обществ (всего 18 членов), Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как ре­зультат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а за­тем к императору для окончательного решения.

Поскольку в утверждении закона участвовали Госдума, Госсовет и император, устанавливалась система взаимных сдержек. При неут­верждении хотя бы одним звеном закон считался отклоненным. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели, но и создавала подчас непреодолимые пре­грады на пути закона.

Предвидя возможные коллизии в-принятии законов при системе взаимных сдержек, законодатель ввел в Основные законы ст. 87, ко­торая давала право правительству (Совету министров) и императору в перерывах между сессиями Госдумы издавать при необходимости чрез­вычайные указы. Они не могли затрагивать Основные законы, поря­док выборов в обе палаты и их статус. Затем указы должны были быть утверждены Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу после ближайшей думской сессии. При час­тых конфликтных ситуациях с Госдумой правительство Николая II не­редко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.

Близкая по духу консервативным конституциям Австрии, Пруссии, Японии российская конституция 1906 г. явилась выражением компро­мисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от абсо­лютизма к дуалистической (ограниченной) монархии. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той относитель­ной политической свободой, которой ему удалось ненадолго восполь­зоваться (в перерыве между двумя революциями).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!