Основные законы диалектики, их характеристика

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Несколько более подробно рассмотрим основные законы и категории диалектики с точки зрения её основных принципов:

  1. Закон количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Ставится вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос, исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.

Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект, с новыми количественными и качественными характеристиками. Любой объект – это единство количества и качества. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество – это результат перехода меры данного объекта под воздействием количественных изменений – в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественные характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.

  1. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что движущей силой является внутреннее состояние объекта: борьба между противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к превалированию одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия и есть становление нового качества уже с другими противоположностями.

В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические – это такие противоречия, которые разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели одного или обоих объектов, потому что стороны такого противоречия непримиримы. Антагонистические противоречия чаще сопровождают деятельность человека,  общества, истории.

  1. Процесс развития характеризуется также направленностью. Направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона – «диалектическое отрицание» и «снятие» или «двойное отрицание».

Диалектическое отрицание и снятие отражают то, что развитие носит преемственный характер, что каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, но в то же время не повторяет её, а лишь вбирает некоторые черты и качества, являясь более сложной и прогрессивной. Отсюда: закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где каждый виток спирали одновременно и самостоятелен, и связан с предыдущим. Таким образом, развитие как бы повторяет пройденные ступени, но на более высоком уровне, и диалектическое снятие – это синтез отрицания старого и утверждения нового, в результате чего происходит утрата прежнего качества и появление нового.

Диалектическая система не замыкается только на этих диалектических законах. Принцип всеобщей связи устанавливает зависимости между таким понятиями как общее и единичное, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, историческое и логическое, система и структура и др. Диалектика выдвигает принципы каузальности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как всеобщие философские методы и способы подхода к действительности и её познания. Методологическое значение этих принципов не утратило своего значения и в новационных методологиях, они широко используют этот инструментарий. Действительность тогда предстает во всей её сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно – в системности и взаимосвязи.

Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление – существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и адекватнее получишь представление об объекте.

Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не всё общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.

Общие понятия и философские категории заключают в себе наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое  охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия – это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает  внутреннее устойчивое содержание объекта и его связи. Формулируя законы и выявляя закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.

Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не следует путать термин «метафизика» как синоним философии с метафизикой как методом). Если говорить обобщенно, главная суть метафизического подхода – это упрощение действительности и способов её познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым процессам и объектам. Метафизика не учитывает системности, многообразия связей объекта, сущностного проявления его только через эти связи. Метафизика как метод широко использует прием сведения сложных форм существования к более простым (редукционизм). Его примеры: наука 17-18 в.в. всё многообразие мира сводила к механическим закономерностям: «Человек – машина» Ламетри, где человек уподоблялся механизму; или рассмотрение морали по аналогии с поведенческими формами у животных – в этологии К. Лоренца.

Подводя итог по данному вопросу, существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!