Основные закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста

Психическое развитие - закономерный процесс. Ядром любой теории, концепции, которые раскрывают психическое развитие, являются следующие моменты:

-  раскрытие движущих сил развития;

- выявление внешних и внутренних факторов (наследственность, среда, воспитание).

По степени доминирования какого-либо из этих факторов в психологии существует множество теорий, объясняющих психическое развитие, в которых условно можно выделить два направления: биогенетическое и социогенетическое (социопсихологическое).

Сторонники биогенетического направления (Э.Геккель, З.Фрейд, С.Холл) исходят из того, что все психические особенности являются врожденными (смена периодов развития, появление различных психических свойств, качеств личности). Автор данного направления Ж.-Ж.Руссо. В своей книге «Эмиль» он описывает детей как активных участников собственного процесса развития, который задает и обеспечивает сама природа.

Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития - и темп, и предел одаренности.

Среда, в которой ребенок воспитывается, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано до его рождения.

В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутробного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. В месячном зародыше — крупная голова, жабры и хвост, в 2 месяца начинает приобретать вид человека, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Основные закономерности психического развития ребенка

Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий  появление психических новообразований. Л.С.Выготским определены следующие закономерности психического развития ребенка:

  1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностыо. Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, свойства и новообразованна развиваются не синхронно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации 8 спада, т.е. развитию присущ колебательный характер.  Гетерохронность  означает разновременность, несовпадение  во  времени фаз развития  отдельных органов ж функций. Доказано, что вначале формируются более древние анализаторы, затем -более молодые. Чем нужнее то или иная функция, тем раньше она развивается (ребенок: быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени).
  2. Влияние двух факторов на развитие - биологического и социального.
  3. Активность самого ребенка.
  4. Сензитивные периоды развития   -   это   периоды   повышенной   восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Если в ходе развития упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
  5. Кумулятивность психического развития означает,  что результат развития  каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом.
  6. Кризисы развития. По Л.С.Выготскому, кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при    относительно    незначительных    внешних    изменениях.    Сущность: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение  потребностей  и побуждений, движущих его  поведением.  Источником кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Стабильный период - прогрессивное развитие ребенка. Развитие самого кризиса носит негативный характер. Механизм протекания кризиса: в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий   тип   деятельности,   выполнение   которой   определяет   возникновение   и формирование    основных    психологических    новообразований    (психические    и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь). В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка,  что   приводит  к  их  качественным   изменениям.  Растущие  психические возможности ребенка являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми - именно в этот момент наступает кризис развития.

Особенности протекания кризиса:

-     неотчетливость границ начала и конца;

-     трудновоспитуемость ребенка;

-     снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

  1. Скачкообразность развития - развитие происходит не равномерно, а скачками: ребенок сначала накапливает количественные данные, а затем резко переводит их в качество.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!