Основные виды и жанры поэзии, драматургии, театра эпохи Нового времени

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во Франции в более легкомысленной и игровой форме против церковных «грешников» выступил поэт Теофиль де Вио (1590— 1626), главное его сочинение «Сатирический Парнас» было осуж­дено за вольности, безнравственность, «либертинаж» (от франц. libertinage — распущенность, распутство).

Другим литературным направлением в Италии был «маринизм» — по имени Дж. Марино (1569—1625), поэта, писавшего так называ­емые «прециозные» стихи (от франц. precieux — изысканный, дра­гоценный, вычурный).

Можно сказать, что его испанским аналогом явился поэт Луис де Гонгора (1561—1627) — автор более сложных стилистических, но не менее изысканных и манерных стихов:

Как зерна хрусталя на лепестках пунцовой розы в миг рассветной рани и как пролившийся по алой ткани искристый жемчуг, светлый и впотьмах, так у моей пастушки на щеках, замешанных на снеге и тюльпане, сверкали слезы, очи ей туманя, и всхлипы солонили на устах;

ИЛИ

Я пал к рукам хрустальным; я склонился

к ее лилейной шее; я прирос

губами к золоту ее волос,

чей блеск на приисках любви родился.

(1, 368-369)

На основе поэзии Гонгоры возникло целое направление «гон-горизма». Во Франции последовательным приверженцем прециоз-ной поэзии был О. д'Юрфе (1567—1625), автор поэмы «Астрея», написанной в духе пасторали, жанре любимом его современниками и процветавшем в музыке, театре, изобразительном искусстве. Пастораль (от франц. pastorale — пастуший) во всех видах искусства представляла идеализированное изображение «пастушьей» жизни, идиллическое и приукрашенное, на лоне прекрасной природы.

Совсем особое место во всей этой пестрой картине принадле­жало Ш. Перро (1628—1703), члену Академии, воспевшему короля Людовика XIV, но прославившегося своими прекрасными сказками, сюжеты которых, подобно фольклору, народным сказкам, стали так называемыми- «бродячими» и легли в основу сказок различных авторов во всем мире. У Перро они назывались «Сказки моей матушки Гусыни».

Еще большую известность благодаря своим «Басням» приобрел Жан де Лафонтен. Многие из его басен впоследствии пересказал наш замечательный баснописец И.А. Крылов.

Но самые, быть может, значительные литературные имена того времени связаны с искусством театра в разных видах и формах процветавшего в XVII в.

Продолжала процветать развивавшаяся на протяжении XVI в. в Италии народная комедия дель Арте — Комедия масок — по боль­шей части злободневная импровизация актеров на основе опреде­ленного сюжетного сценария. Сохранился, например, такой сценарий начала XVII в. «Муж». Актеры надевали в каждом спектакле одни и те же маски, раз навсегда определенные: Панта-лоне — хозяин, Капитан — трус и прощелыга, героиня комедии — Коломбина и т. д. В Италии было множество самых разных театров — от народных, ярмарочных, кочующих, до нарядных и придворных.

Итальянские труппы играли в других странах, в частности при французском королевском дворе по приглашению фактического правителя кардинала Мазарини. Темы постановок в основном были взяты из античной мифологии. Чаще всего играли оперы и балеты, что, конечно, было непосредственно связано с музыкой, в которой тогда тоже появилось много нового. Итальянский композитор К. Монтеверди (1567—1643) создает несколько известных музыкаль­ных драм — прообраз оперы. Главная из них — «Орфей».

При дворе Людовика XIV, особенно при жизни Мазарини, ценили все итальянское. Любовь и почести короля снискал созда­тель французской оперы Джованни Люлли (1632—1687). Он же сочинял музыку к спектаклям Мольера (1622—1673), чье имя и в театре и в литературе вообще можно поставить в один ряд с Шекспиром. Жан-Баттист Поклен (так по-настоящему звали Моль­ера) определил новое лицо театра, не идиллического и пастораль­ного, а трактующего жизненные коллизии и характеры. Театр приобрел огромную популярность и вес.

Предпосылки к тому уже сложились раньше. Среди них указ Людовика XIII, отца Людовика XIV, который охранял актеров от  «бесчестия». Славу театра составили трагедии Пьера Корнеля (1606— 1684), и сегодня не покидающие сцены мира и переведенные на многие языки. На русский П.А. Катенин перевел «Сида» Кор­неля — «его лучшую трагедию», по мнению Пушкина, в которой борются любовь и долг.

Великим считал Пушкин и разделявшего славу Корнеля драма­турга Жана Расина (1630—1699), в особенности его трагедию «Фед-ра» (1677).

Теоретиком этого классицистического театра стал Никола Буало (1636—1711), выступивший с трактатом «Поэтическое искусство». Пушкин, хорошо знавший и любивший французскую культуру и язык, за что был прозван в лицее «французом», писал: «Буало обнародовал свой Коран — и французская словесность ему покори­лась... Драма оставила площадь и перенеслась в чертоги по требо­ванию образованного, избранного общества. Поэт переселился ко двору» (4, 36). И в другом месте: «Драма остается верною первона­чальному своему назначению — действовать на множество, зани­мать его любопытство» (4, 214—215).

Пушкин замечает, что французская литература «обратилась к образцам классической древности».

Но при всем величии Корнеля и Расина пальма первенства все же принадлежала Мольеру. Пушкин даже свои первые детские опыты в литературе и театре строил на подражании ему. «Соотно­шение сил» главных представителей литературной и театральной Франции XVII в. А.С. Грибоедов оценил так: «Конечно, французы правы, что ставят Мольера выше Корнеля и Расина: он действи­тельно был человек с большим талантом, с неистощимой живостью и остротой французского ума» (5, 168).

Мольер играл в Пале-Рояле, дворце кардинала Ришелье — на­против Лувра. Именно там была представлена его бессмертная комедия «Мещанин во дворянстве». Она и до сих пор неизменно присутствует в репертуаре театров (в том числе и наших). На основе театра Мольера после его смерти (1680) в соединении с королевской труппой Бургундского Отеля был создан и поныне действует зна­менитый театр «Комеди Франсез».

Французские спектакли играли и в Германии. Там подвизались и английские актеры.

В Англии, не говоря о, можно сказать, вечном шекспировском театре (Шекспир умер в начале XVII в., в 1606 году), распростра­нились придворные и публичные театры, описанные многими посещавшими Англию путешественниками, будь то какой-нибудь герцог или купец из Ульма.

Таким же образом путешественники из разных стран (к примеру, графиня д'0нуа) описывают театры Испании — Мадрида и почти всех других городов. Театр Испании тоже отличался великими именами.

Лопе де Вега (1562—1635) и сегодня «действующий» драматург. Его пьесы идут на сценах театров всего мира, в нашем отечественном театре. В этих спектаклях прославились такие выдающиеся актеры, как Мария Бабанова («Собака на сене»).

Именно в Испании появилась так называемая «комедия плаща и шпаги» —• атрибутов испанского рыцарства.

В ряду блестящих драматургов Испании XVII века примечателен Тирсо де Молина (1571—1648). Его пьесы с успехом шли и на нашей сцене. Де Молина принадлежит первая инсценировка в средневе­ковой легенды о Дон Жуане, названная «Севильский Озорник, или Каменный гость», привлекший внимание Мольера, Байрона, Пуш­кина.

К тому же ряду относится Педро Кальдерой (1600—1681). Им восхищался Пушкин: «Кальдерон называет молнии огненными языками небес, глаголящих земле... Мы находим эти выражения смелыми, ибо они сильно и необыкновенно передают нам ясную мысль и картины поэтические» (4, 66).

Пушкин анализирует особенности подобного рода драматургии, задачу которой он видит не в прямом «правдоподобии», а в создании произведения высоко драматического и поэтического: «Если мы будем полагать правдоподобие в строгом соблюдении костюма, красок, времени и места, то и тут мы увидим, что величайшие драматические писатели не повиновались этому правилу... Кальде­рон, Шекспир и Расин стоят на высоте недосягаемой, и их произ­ведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов» (4, 212).

И.С. Тургенев также называл «драматическую концепцию» Кальдерона «самой великой».

В культуре XVII в. сосуществуют совершенно противоположные тенденции: высокое и низкое, изысканное и грубое, реальное и мнимое — совсем, как в великом романе Сервантеса «Дон Кихот», написанном на грани двух эпох — Возрождения и XVII в. (гигант оказывается ветряной мельницей, воины — стадом свиней и т. п.).

Барокко — эпоха и барокко — стиль

К стилю барокко, обозначившему и название эпохи (точное происхождение и значение этого слова неясны), принято относить прежде всего искусство Италии этого периода, которое, конечно, отражает сложные явления современности.

В Италии в то время работал ряд известных тогда, хотя впос­ледствии и забытых художников разного плана: Б. Кастильоне, Л. Джордано и другие, однако не они выражают основную линию барокко.

Для официального направления, которому более всего соответ­ствует название барокко, характерны аристократизация, обращение ко вкусам папского двора, крупного духовенства и дворянства, превращение искусства в средство контрреформационной пропа­ганды. С этим связано желание поразить зрителя, возбудить его нервы, которое в свою очередь порождает стремление к большим масштабам, грандиозности, пышности, экспрессивным формам, к эффективности и декоративности. Эти тенденции проявляются в бурном движении, в необычных ракурсах и точках зрения, в дина­мичной, асимметричной композиции, в преобладании свободного живописного мазка над строгим рисунком.

Наблюдать природу необходимо, но это лишь совсем маленькая часть искусства. Главное — это фантазия художника, выдумка: из природы нужно выбирать только прекрасное.

Некоторые представители этого направления утверждают, что искусство должно быть прекрасно, его основа — красота, самая же существенная составная часть красоты — это грация. «Красота без грации лишена силы»,— пишет в своем трактате «Проблемы красо­ты» один из теоретиков этого направления Томмазо Буони. Грация — дар неба, передаваемый через движение тела. Поэтому изображению сложного движения придается большое значение. В выборе сюжета нужно руководствоваться стремлением изображать предметы воз­вышенные и благородные. Трактовка сюжета должна быть «величе­ственной и нежной», композиция — обдуманной и строгой, построенной на правильном расчете частей, контуры — грациозны­ми, тела — прекрасными, драпировки — богатыми, исполнение — тщательным, колорит — гладким, переходы теней — мягкими. В изображении людей главное — передать их страсти, их пережива­ния, для выражения которых предлагается определенный образец поверхностного и всегда одинакового изображения.

Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини. Начиная с ранних работ отличитель­ной особенностью творчества Бернини становится бурное, как бы мгновенно запечатленное движение. Его скульптура «Давид» — первое произведение нового направления — изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, пе­реход одного движения в другое, подчиняющее себе постановку фигуры. Бернини не останавливается перед искажением лица, передачей болезненного или блаженного выражения. Гробницы Бернини (четыре папских гробницы в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции, гробницы пап Урбана VIII и Александра VII), рельефы («Вознесение Богоматери») и статуи («Св. Лонгин», «Св. Иероним» и др.) с большим пафосом, взволнованно рассказывают о муках и подвигах святых. Этот рассказ достигает апогея в самой прославленной скульптуре Бернини «Экстаз св. Терезы».

Противоречивый, как все представители барокко, Бернини со­четает характерные черты официального искусства с большой жиз­ненной конкретностью, остро реалистической трактовкой образа. Присущее ему живое реалистическое начало Бернини выражает в полной мере .в портретах (портрет папского врача Фонсека, портрет кардинала Боргезе). Он умеет найти острое психологическое реше­ние, передать характерный аспект, показать человека в непринуж­денной, живой, естественной форме, что осуществляется благодаря остро схваченным особенностям моделей, необычайно живой трак­товке лица, богатству фактуры и ее сопоставлениям.

Архитектурные произведения Бернини (главное из них — заду­манная еще Микеланджело колоннада собора св. Петра в Риме) отличаются пышностью, торжественностью.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!