Основные типы и модели социальной политики

26 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………3
1.Основные модели социальной политики ……………………………..4
2.Зарубежные и отечественная модели социальной политики ………16
Заключение ……………………………………………………………….25
Литература ………………………………………………………………..26

Введение

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.
В данной работе мы рассмотрели  основные типы и модели социальной политики, а также выделили модели социальной политики, существующие в Европе и Америке. Апеллируя к опыту других стран, мы знакомимся как с основными достижениями, так и с трудностями в области социальной политики. Анализ позволит не слепо копировать ту или иную модель, а разработать такую, которая бы максимально эффективно решала социальные проблемы именно в российском обществе и снизила социальную напряженность.

1. Основные модели социальной политики
Социальная политика –  это деятельность государства и/или общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и общностями по поводу условий создания и распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества.
Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально уязвимым группам предоставление социальной помощи и поддержки.
Социальная политика включает в себя четыре основные части:
• создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;
• создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;
• создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;
• организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.
Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы, но и обусловливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.
Сочетание этих элементов социальной политики в ее конкретных мероприятиях, осуществляемых государством или другими субъектами, придает определенное своеобразие социальной политике отдельных государств, выражающееся в ее различных моделях.
Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшиеся в различных странах в последние десятилетия.
Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обусловливающими ее экономическими факторами.
В научной литературе различаются несколько типов и моделей социальной политики:
1) По типу базового действия:
• социальное вспомоществование
• социальное попечительство
• социальное страхование
• социальное развитие
Б) По типу субъекта социальной ответственности:
• либеральная модель
• корпоративная модель
• общественная модель
• патерналистская модель
В) По типу участия государства:
• благотворительная модель
• административная модель
• стимулирующая модель.
Рассмотрим выделенные типы и модели социальной политики.
1) По типу базового процесса: Социальное вспомоществование есть прямая поддержка наиболее бедных (бедность характеризует положение людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления), малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных групп населения, осуществляемая на основе принципов безвозмездности и благотворительности.
В России именно такой подход к социальной политике реализовывался в последние десятилетия в деятельности государства и формирующихся структур гражданского общества. Это привело к свертыванию социальных функций государства, к отсутствию национальной стратегии в сфере социальной политики, а также к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики в целом и социальных затрат в частности.
По существу, государство сняло с себя ответственность за протекание социальных процессов в обществе, за формирование социальных отношений между различными социальными группами, за создание социальной связности и национального социального капитала, за социокультурное развитие граждан и повышение их качества жизни.
На фоне свертывания в последние десятилетия традиционных для советского периода социальных программ в сфере образования, здравоохранения, культуры в социальной политике происходило замещение всех возможных направлений социальной политики постоянным расширением количества разнообразных видов социальных пособий и льгот.
В Федеральном бюджете "социальная политика" идет отдельной строкой и включает в себя обеспечение ряда федеральных социальных законов, устанавливающих различные виды социальных пособий и льгот определенным категориям граждан, а также компенсации пенсионному фонду на финансирование социальных пенсий. Аналогичная ситуация существовала и на уровне региональных и местных бюджетов. (При этом в Федеральном бюджете абсолютно разводятся такие статьи расходов, как "социальная политика", с одной стороны, и "образование", "здравоохранение", "культура", "молодежная политика", с другой стороны).
В условиях регионализации и муниципализации, передачи на низовые уровни управления полномочий по оказанию помощи малообеспеченным гражданам, рост количества льготных категорий населения происходил в геометрической прогрессии.
К 2000 году российское государство имело обязательства по предоставлению 156 видов социальных льгот, гарантий и компенсаций 236 категориям населения, что составляло около 100 миллионов человек, или почти две трети населения России. В последние годы расходы консолидированного бюджета по статье "Социальная политика" составили примерно 6 %, или около 2 % ВВП.
Федеральным, региональным и муниципальным законодательствами предусмотрено 366 видов социальных пособий и льгот, охватывающих 449 категорий населения, а на финансирование только всех федеральных обязательств необходимо направлять не менее 15 % ВВП, что превышало расходы на социальную политику в 2002-2004 годах почти в 10 раз (по результатам исследований Академии труда и трудовых отношений).
Фактически сложилась парадоксальная ситуация, при которой социальная политика из средства уменьшения социальной напряженности превратилась в один из существенных факторов ее нагнетания. По оценкам специалистов, общая эффективность социальной политики в России составляет сегодня 18-20 %, то есть именно такая доля из общего объема социальных расходов приходится на действительно бедных людей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, остальные средства распыляются среди более обеспеченного населения.
Но кроме финансовой составляющей немаловажен и негативный социальный и социально-психологический аспект политики вспомоществования. Она в малой степени стимулирует получателей к самопомощи, формирует иждивенческую психологию, субкультуру нуждаемости и зависимости. Не случайно сегодня основные направления социальных реформ пролегают именно в сфере сокращения и монетизации социальных льгот.
Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов. Чаще всего социальное попечительство выступает в форме перераспределения финансовых ресурсов между различными социальными группами и отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной систем. По существу, социальное попечительство является внерыночным механизмом регулирования доходов и заработной платы населения. Его основные характеристики:
• построено на основе проверки нуждаемости получателей с учетом или без учета их индивидуальной обеспеченности;
• осуществляется независимо от предварительного трудового / финансового вклада получателей;
• выступает в безвозмездной форме (программы бесплатной социальной помощи, бесплатно предоставляемые услуги).Социальные проблемы, на решение которых направлено социальное попечительство:
• преодоление застойной бедности среди работающего населения;
• снижение социальной дифференциации, неравенства между различными группами населения в сфере доходов;
• стабилизация среднего уровня жизни;
• обеспечение развития некоммерческой части социально-культурной сферы.
Механизмы регулирующего воздействия на доходы:
• система бюджетных социальных пособий;
• система страховых выплат из внебюджетных фондов;
• набор бесплатных услуг, предоставляемых населению или его отдельным категориям;
• система льгот на платные услуги для отдельных категорий населения;
• государственное регулирование цен на товары первой необходимости;
• регулирование минимальной заработной платы.
Социальное попечительство использует различные механизмы "тонкой" социально-экономической настройки (регулируемая инфляция, активизация рынков, стимулирование производительности труда как механизма самообеспечения экономически активной части населения и пр.). Основными средствами являются государственные и негосударственные системы перераспределения доходов (налоговых, социально-страховых), масштабная реализация трансфертов населению, предоставление работающим льгот по налогам и регулирование занятости.
В России в последние годы благодаря экономическому росту удалось несколько смягчить ситуацию в этой сфере в 90-е годы. По данным Московского центра Карнеги, число живущих за чертой бедности сократилось с 37 % до 25 % населения, уровень безработицы упал на 19 % - с 7 млн. до 5,7 млн. человек [8. - Россия - год 2005: логика отката // Независимая газета. 25 января 2005 года. № 12 (3408)]. Однако в целом данная модель предназначена для компенсации тех или иных видов социальной и экономической ущербности, и имеет преимущественно пассивный характер. Реформа в данной сфере направлена на обеспечение заявительного характера и адресности социальной поддержки, а также увеличения индивидуальной социальной ответственности.
Социальное страхование - это своеобразная социальная "поддерживающая" система, построенная на принципах общеобязательности или/и добровольности. Его основными характеристиками являются:
• зависимость различных видов социальной помощи и социального обслуживания от предварительного трудового и финансового вклада получателей;
• эквивалентность, то есть соответствие размеров и качества предоставляемых социальных услуг и выплат размерам предварительных взносов и отчислений;
• неналоговый характер источников финансирования.
Основной целевой группой социальной политики является трудящееся население, занятое в различных секторах общественного производства. Целью социального страхования является улучшение положения трудящегося населения путем принятия и совершенствования трудового и социального законодательства, в том числе, регламентирующего взаимоотношения работников и работодателей в сфере производства, а также определяющего трудовые и социальные права и гарантии работников (в связи с болезнью, несчастным случаем на производстве, безработицей и старостью).
Доминирующим направлением социального страхования является формирование многочисленного среднего класса.
Подобный подход к социальной политике реализовывался в ряде европейских государств, взявшихся за проведение социальных реформ. В России социальное страхование как модель социальной политики только начинает развиваться.
Данная модель побуждает людей к максимально активному поведению в экономической сфере, поскольку финансирование социальных выплат и предоставляемых социальных услуг осуществляется за счет страховых взносов работников и работодателей.
Социальное развитие - это повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения. К социальным индикаторам качества жизни относят: доходы как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр.
Основной посылкой развивающей модели является представление о том, что повышение качества жизни, также как и устранение социальной дифференциации (бедность и другие социальные проблемы) не могут быть достижимы чисто экономическими средствами, поскольку содержат в себе существенную социокультурную составляющую. Поэтому в данной модели делается акцент на развитие системы образования и культуры, а человеческие ресурсы рассматриваются как базовые ресурсы общественного развития. Развивающая модель социальной политики ориентируется на то, что главным фактором развития современного общества является человек, а социальный баланс и социально-экономическое развитие в обществе определяется, прежде всего, уровнем и качеством человеческого потенциала, качеством населения.
Ключевым направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения (микрокредиты, общественные работы, трудоустройство и пр.), сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу. Это может быть обеспечено за счет увеличения инвестиций в человеческий капитал, развитие социальной инфраструктуры, через которую осуществляется формирование кадрового, социального и в целом человеческого потенциала общества. Реализация такой установки превращает социальную политику в основной фактор социально-экономического развития отдельных регионов и общества в целом.
2) По типу субъекта социальной ответственности:
Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации третьего сектора. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.
При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов.
Государство участвует в реализации социальной политики в большей степени опосредованно, то есть не через финансирование социальных программ напрямую из своего бюджета, а через организационно-правовую институциализацию негосударственных финансовых потоков в социальную сферу (на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице, социальную защиту и п.т.) и одновременно через развитие всей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень доходов работающего населения.
Важным моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.
Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации).
В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.
Финансовой основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.
Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.
Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной (безвозмездной) форме. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налоговых, бюджетных отчислений и страховых взносов.
Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации и пр.) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. Характеристики патерналистской модели:
• директивное регулирование социальной сферы;
• огосударствление социальной политики и вытеснение всех иных субъектов социальной политики;
• отсутствие либо слабое развитие рыночных отношений и конкуренции в социальной сфере;
• ориентация на гарантированную занятость, обеспечиваемую административными рычагами;
• отсутствие реального рынка труда;
• наличие существенного уровня скрытой безработицы в виде неэффективно используемого труда;
• бесконтрольность и неэффективность управления социальной сферой;
• низкий уровень предоставляемых социальных услуг;
• формирование социальной пассивности и иждивенческих настроений.
В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.
3) По типу участия государства в реализации социальной политики: Благотворительная модель - когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.
Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их делать обязательные отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и пр. С точки зрения экономической эффективности большая часть социальных функций для частного сектора является невыгодной, поэтому в обществе активизируется множество антистимулов экономического развития - тяжелое налоговое бремя на производителя для обеспечения большого объема социальных трансфертов, государственное регулирование цен в ущерб интересам производителей, искусственное сдерживание безработицы путем поддержки неэффективных рабочих мест, увод значительной доли финансовых средств государства из активной экономики в затратный сектор социальной сферы.
Административные механизмы преодоления социальных проблем в совокупности с самими представителями целевых групп превращаются в самовоспроизводящуюся систему, не заинтересованную в их решении, а лишь имеющую целью придать социальным проблемам статус менее опасного для общества.
Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам "правила игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).
Это выражается в создании таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.
Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.
Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.
На основе выделенных характеристик типов и моделей социальной политики проанализируем модели социальной политики европейских стран и США, а также современной России.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!