Основные теории происхождения государства

1 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Существует достаточно много теорий, объясняющих происхождение государства и права. Ученые, жившие в разные века и эпохи, по-разному рассматривали вопрос об основных причинах возникновения государства и права. Объясняется это, прежде всего, различиями в методологии исследования политико-правовых явлений, философскими и идеологическими пристрастиями разных авторов. К тому же, разные ученые жили в разные исторические эпохи, вследствие этого использовали разный объем и разное качество научных знаний, накопленных человечеством. Зачастую теории основывались на процессах, происходивших лишь в отдельных регионах мира, и отображали лишь то, что происходило именно там, в то время как происходившее в других цивилизациях просто не бралось во внимание.

Теологическая теория (Конфуций, Фома Аквинский) настаивает на божественном происхождении государства и государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Возникла еще в древней Иудее. Религиозна по содержанию, но, в то же время, отображает определенные реалии прошлого, а именно теократические формы первичных государств – власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами. Наиболее популярна была в средневековье.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные – его дети. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разложившейся семьи, а власть монарха выводит из власти отца над членами семьи. Эта теория направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видит уже не в божественном начале, а в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория зародилась в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в трудах английского ученого Филмера.

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали по-разному. Одни считали, что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие – "война всех против всех" (Гоббс). Важное достоинство этой теории – признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных прав государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это – договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.

Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX – начале XX века. Государство возникает на основе насилия, которое бывает двух видов: внутреннее насилие (Е.Дюринг, К.Каутский) и внешнее насилие (Л.Гумплович).  Теория внешнего насилия – в результате завоевания одним народом других, требуется создать особый аппарат для удержания угнетенных в подчинении, этим аппаратом и является государство. Теория внутреннего насилия – меньшая часть общества захватывает власть над большей частью общества, и государство возникает как «третья сила», инструмент сохранения господства.

Психологическая теория (Л.Петражицкий, Г.Тард) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим – повелевать, сказывается стремление подражанием, сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действия и т.д. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой "императивно-артибутивные правовые переживания" людей.

Органическая теория. Представители этой теории – Г.Спенсер, Вормс, X.Прейс – считают, что государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (поданных).

Патримониальная теория (французский философ XVIII в. Галлер) –государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет.

Ирригационная (гидравлическая) теория (современный немецкий ученый К.-А.Витгфогель) – первые деспотические формы государства связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Государство выступает как организатор масштабных работ, без которых люди не могли бы прокормить себя.

Расовая теория (Ф.Ницше, де Гобино) – существуют высшие и низшие расы, и т.к. высшие призваны управлять низшими, то возникает государство, как инструмент обеспечения этой власти.

Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) – основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство – продукт непримиримых классовых противоречий, оно возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение государства.

Экономическая теория (Платон, Сен-Симон) – также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классообразования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы – государства.

Инцестная (половая) теория – (французский социолог и этнограф К.Леви-Стросс) – исходным социальным фактом, приведшим к возникновению государства, стал запрет на инцест, кровосмешение. Введение этого запрета потребовало наличия особой группы людей, наделенных определенными правами и возможностью принуждения. Впоследствии они стали выполнять и иные общественные функции, став аппаратом государственного управления.

Спортивная теория (Ортега Х. Гассет) – подготовка юношей к взрослой жизни требовала организации их физического развития, проведения упражнений и игр, инициации – обряда посвящения во взрослые, который сопровождался испытаниями. Для этого требовались люди, наделенные определенными полномочиями, что и привело к возникновению аппарата управления.

Диффузная теория (Гребнер) – государство возникает вследствие «диффузии» - (растекание, распространение) – т.е. передачи социально-политического опыта, навыков и технологий государственного управления от одних народов к другим. Распространение и усвоение опыта управления большими общностями людей, вследствие усиления связей между народами, привело к образованию новых государств.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!