Основные тенденции в развитии менеджмента в 70–90-е годы

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

70–80-е годы прошли в интенсивных поисках связей между типами среды и различными формами управления. К сожалению, в нашей стране этот переход от универсализма к ситуационному подходу остался почти незамеченным.

Десятилетие 80-х ознаменовалось открытием значения организационной культуры и культуры менеджмента как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. Сегодня многие американские теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия вровень с организацией как управленческим инструментом, а учебные программы по преобразованию культуры в организациях – модное новшество ведущих школ бизнеса в 90-е годы. Видимо, в этом есть доброе зерно. Ведь и в отечественной науке во второй половине 80-х годов обнаружили, что главная опасность и главный потенциал для прогрессивных изменений кроется в сознании и культуре человека, его культурных стереотипах поведения в организациях.

В 90-е годы в развитии менеджмента просматриваются три наиболее интересных тенденции:

Первая – связанная с некоторым возвратом к прошлому – осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг (применение компьютеров, техники в достижении целей организации, повышение роли производительности и качества труда для победы в конкуренции).

Вторая – касается социальных поведенческих аспектов – усиления внимания не только к организационной культуре, участию рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в собственности. Эта идея с 30-х годов более активно развивалась в менеджменте Европы и Японии, чем в США. Но сегодня уже общепризнано, что за этими демократизованными формами управления – будущее.

Третья – характеризуется усилением международного характера управления. Переход большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резкое повышение роли международной конкуренции и кооперации производства, развитие транснациональных корпораций и т.п. Интернационализация управления ставит ряд проблем перед теорией и практикой менеджмента:

  • что есть общее и особенное в управлении;- как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности;         - как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.
  •          - в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении; насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов;
  •          - какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран;

Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Отсюда – необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в получении прибыли, управлении, стили руководства и лидерства. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях – когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта. Когнитариат,  имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, не может рассматриваться как один из экономических факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента. В книге Дж. Нейсбита и П. Эдебина "Перестройка корпораций" отношения между организацией и работающими показаны в такой интерпретации:

         - лучшие и самые одаренные люди тянутся   к той корпорации, которая обеспечивает персональный рост;

         - менеджер – это не просто управляющий, а человек выполняющий роли судьи, учителя, наставника;

          - люди хотят иметь дело в капитале своей компании и лучшие компании обеспечивают им такую возможность;

         - наем работников лучше заменить заключением контрактов с персоналом;

         - автократическое управление должно уступить место более демократическим системам; на заре информационного общества осуществляется  массированный переход от проблем формирования инфраструктуры к проблемам повышения качества жизни[1].

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, т. к. старые становятся неэффективными в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы в принципах главное внимание обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к коллективным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента. В книге "Менеджмент организации" представлена таблица "Принципы управления (90-е годы ХХ столетия)", по сути представляющая перечень из 14 предложений, названных принципами[2]:

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджменты: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации: организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

[1]www.cfin.ru – сайт о корпоративном менеджменте.

[2]Менеджмент организации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 32–33.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!