Основные тенденции развития здравоохранения

План:

1. Состояние системы здравоохранения на современном этапе
2. Основные тенденции развития системы здравоохранения в России
Литература

1.Состояние системы здравоохранения на современном этапе

Состояние здоровья населения России характеризуется ростом показателей общей заболеваемости и смертности. Правда в истекшем 2004 г. впервые за последние 5 лет смертность в расчете на 1000 чел. населения сократилась (с 16,4 в 2003 г. до 15,9 в 2004 г.). В течение последних 5 лет существенно снизилась младенческой смертность: с 16,9 в 1999 г. до 11,6 на 1000 родившихся живыми в 2004 г. Показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении стабилизировались, но на чрезвычайно низком уровне: в 2003 г. эта величина исчислялась в 65,5 года, в том числе для мужчин – 59,1 лет, а для женщин – 72,5 года.
С точки зрения основных принципов организации предоставления медицинской помощи российская система здравоохранения мало изменилась по сравнению с советским временем. Она обладает разветвленной сетью лечебно-профилактических учреждений, большим количеством коек для стационарного лечения и числом врачей. В последние 15 лет происходило сокращение объемных показателей сети стационаров. Количество больничных коек на 10 тыс. жителей в 2003 г. составило 81% от уровня 1990 г. Количество больничных учреждений сократилось с 1990 г. на 21%, но число амбулаторно-поликлинических учреждений мало изменилось.
В то же время численность врачей устойчиво росла: в 2003 г. она на 7% превышала уровень 1990 г. и составила 48 человек на 10 тыс. жителей. Напротив, численность среднего медицинского персонала в расчете на 10 тыс. человек населения в период с 1990 по 2003 г. уменьшилась примерно на 13%.
Несмотря на указанные сокращения, российское здравоохранение по сравнению с европейскими странами и даже со странами СНГ все еще отличается более высокими показателями обеспеченности населения врачами и больничными койками. Но имеющийся ресурсный потенциал отрасли используется с низкой эффективностью. Большая обеспеченность населения больничными койками сочетается с большей длительностью госпитализации.
В нашей стране в структуре медицинских услуг преобладает стационарная помощь. Между тем, по оценкам Минздрава России, более 30% госпитализированных больных могли бы получать эффективную медицинскую помощь в амбулаторных условиях. По оценкам страховой компании «РОСНОМС», как минимум 24% госпитализированных больных имели диагнозы, не требующие стационарного лечения. При проверке обоснованности счетов на оплату медицинской помощи, представляемых стационарами, эта страховая компания выявила недостатки организации медицинской помощи в 10% случаев стационарного лечения.
Основными причинами неэффективности медицинского обслуживания являются удлинение сроков лечения и госпитализация без достаточных медицинских показаний.
Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних 10лет:
• финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению;
• нерегулируемое замещение государственных расходов частными без пересмотра гарантий;
• незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования;
• значительная дифференциация размеров государственного финансирования по регионам;
• отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.

2. Основные тенденции развития системы здравоохранения в России

Объем государственного финансирования здравоохранения, сократившийся более чем на треть в 90-е гг., стал увеличиваться с 2000 г., но все еще не достиг уровня пятнадцатилетней давности (рис. 73). В то же время государственные гарантии, как и в советское время, предусматривают, что оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должно быть бесплатным для населения, однако объем таких гарантий для отдельного гражданина не определен.
Для таких гарантий имманентно расхождение между ожидаемыми населением объемами их предоставления и реальными возможностями государства. Это расхождение при сократившемся государственном финансировании трансформируется в разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на домохозяйства и работодателей.
Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами, которые не сократились в последние годы, несмотря на рост государственного финансирования, а опережают этот рост. Замещение государственных расходов частными происходит как стихийный процесс, попытки его регулирования предпринимаются на микроуровне, но не на макроуровне. Высокий фактический уровень участия населения в оплате медицинской помощи не сопровождается пересмотром не исполняемых адекватно гарантий.
Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, для преодоления которых необходимо изменение самой ее модели.
Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует 46% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения, в то время как стоимость базовой программы ОМС составляет 63% стоимости программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами РФ и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме.
В 2004 г. был продолжен начатый в 2003 г. эксперимент по участию Пенсионного фонда в софинансировании взносов на ОМС неработающих пенсионеров. Размер средств, выделенных из бюджета Пенсионного фонда на эти цели, вырос с 1,5 млрд руб. в 2003 г. до 6 млрд руб. в 2004 г. В 2005 г. предполагается увеличить эти средства до 10 млрд руб. Указанный эксперимент и процесс усиления зависимости руководителей регионов от федеральной власти способствовали заметному увеличению размеров взносов за неработающее население в последние годы, но это кардинально не меняет ситуацию с ОМС.
Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди поставщиков медицинских услуг.
Население практически не может выбрать страховщика. А сами страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованным.
Обсуждение направлений необходимой реформы здравоохранения ведется в правительстве с 1997 г. В период с 2000 по 2003 г. ведущая роль в разработке соответствующих предложений принадлежала Минэкономразвития. К марту 2004 г. был подготовлен проект закона об обязательном медицинском страховании, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами.
Последовавшая затем реформа правительства изменила конфигурацию позиций. Главную роль в подготовке предложений о реформировании здравоохранения стало играть новое руководство Минздравсоцразвития.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!