Основные субъекты общественной жизни

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Общество постоянно изменяется. Причиной этого являются как природные, так и социальные факторы. Засухи и сильные похолодания, землетрясения и наводнения могут сильно повлиять на жизнь общества. Но социальные факторы по силе своего воздействия на ход истории часто не уступают природным катаклизмам. Войны и революции, жестокие экономические кризисы и крупные научные открытия, появление новых религий и народов могут коренным образом изменить жизнь людей, их ориентиры. Социальные детерминанты исторического процесса всегда связаны с деятельностью человека. Особенно сильно влияют на развитие общества организованные группы людей. К наиболее крупным социальным группам относятся этносы, классы, страты.

Этнос в переводе с греческого означает народ. Этот термин получил распространение в отечественной науке, заменив не совсем удачное понятие марксистской социологии «историческая общность людей». Активный сторонник такой замены академик Ю. В. Бромлей так определяет этнос: «Этнос ... может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований»[1].

М. С. Комаров, соглашаясь с таким определением, выделяет следующие специфические признаки этноса:

1. Общий язык, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

2. Общая история, способствующая формированию чувства близости, родства.

3. Особенности жилищных построек, выражающих специфику материальной и духовной культуры этноса.

4. Особенности семейно-бытовой жизни (убранство жилья, брачные обряды и традиции, взаимоотношения в семье, между родственниками, особенности пищи).

5. Нормы повседневного поведения (нормы общения, приветствия, обращения и т. п.).

6. Гигиенические правила[2].

Среди множества признаков этноса специалисты ищут основной его признак. К настоящему времени четко наметились следующие подходы к определению этого главного этнообразующего признака: 1) социологический; 2) биологический; 3) психологический.

Специфика социологического подхода заключается в том, что этнос рассматривается здесь как элемент социальной системы. Известно, что знание элемента системы предполагает знание самой системы. Объяснение главного в этносе тогда возможно только при знании основных механизмов функционирования общества. Ярким примером такого подхода к объяснению сущности этноса выступает марксизм. Согласно марксистской социальной философии, главным детерминантом общественного развития является экономика. Руководствуясь этим положением, И. В. Сталин в своем определении нации выделял общность экономической жизни в качестве главного ее признака. Основной причиной межэтнических конфликтов марксисты считают экономические противоречия между народами.

Представители биологического направления в социологии на первый план выдвигают генетические или иные биологические особенности представителей этноса. Наиболее радикальные идеи в этом направлении высказали основатели расово-антропологической школы Ж. Гобино и Ж. Лапуж, взгляды которых могут быть охарактеризованы как расизм. Заметный интерес этнографов и социологов вызывает биоэнергетическая теория Л. Н. Гумилева. Рассмотрим ее главные идеи.

Центральным пунктом учения Л. Н. Гумилева является идея пассионарности. Вот как объясняет это понятие сам автор: «Пассионарность – это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников»[3]. Появление в обществе подобных пассионариев Л. Н. Гумилев объяснял мутациями: «Появившийся в генетике вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, новую системную целостность»[4]. Распространение пассионарной энергии происходит по двум каналам: через наследование и индуцирование пассионарности у окружающих. Второй способ распространения может быть описан как физический процесс. Пассионария (Ромула, Чингисхана, Мухаммада и т. п.) можно представить в виде чрезвычайно сильного излучателя поля определенной частоты. Такое поле способно индуцировать (провоцировать) у окружающих поведение, соответствующее колебаниям этого поля. Происходит как бы заражение пассионарностью определенного количества людей. Из них и формируется праэтнос, который Л. Н. Гумилев называл корсонцией. Это еще не этнос, а только его зародыш. Она может иметь форму религиозной общины, дружины, разбойничьей группы, философской школы и т. п. Далеко не все консорции выживают, но если условия благоприятствуют их развитию, то они превращаются в этносы.

Этнос, согласно Л. Н. Гумилеву, подобно биологическому организму имеет свое время рождения, детства, юности, зрелости и старости. И, как всякий организм, исчерпав свою энергию (утратив пассионарность), умирает. Нормальный цикл жизни этноса равен примерно 1200 лет.

В психологическом подходе к объяснению сущности этноса главный акцент делается на чувстве принадлежности индивида к определенной общности, члены которой отличаются от других стереотипом поведения, языком, культурой и историей. С этой точки зрения основным, определяющим признаком этноса является национальное самосознание. Не проживание на какой-то территории, не знание языка, не исповедование определенной религии, не характер производственной деятельности делают человека башкиром, немцем или чеченцем. Так что делает человека евреем, башкиром или татарином? К какому этносу принадлежит ребенок, отцом которого является украинец, а матерью – русская? Согласно психологическому подходу, подобные вопросы должны решаться только на основе личной убежденности человека о его принадлежности к тому или иному этносу. Видимо, к трем рассмотренным выше точкам зрения нужно подходить не как к взаимоисключающим, а как к взаимодополняющим друг друга взглядам на природу этноса.

[1] Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 37.

[2] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 180–181.

[3] Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. М., 1990. С. 33.

[4] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 47.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!