Основные школы менеджмента. Школа научного управления

17 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Возникновение научного управления было обусловлено рядом причин: ростом органического строения капитала, вызванного улучшением технического оснащения производства и развитием машиностроения, возрастанием объема и усилением рыночных свя­зей между субъектам рынка по мере увеличения объема выпуска и осложнения производимой продукции; усилением конкуренции и неустойчивостью экономики; появлением крупных корпораций и усложнением управленческой деятельности; рассредоточением соб­ственности между акционерами и передача функций управления капиталом наемным управляющим; необходимостью научной орга­низации труда персонала.

Существуют разные научные подходы к классификации этапов и направлениям развития менеджмента. Так, с позиции структуры менеджмента выделяются, как правило, три этапа;

- зарождение менеджмента, связанное с созданием корпораций (1885-1925 гг.);

- формирование и использование иерархических структур ме­неджмента (1925-1950 гг.);

- управление на основе преимущественно горизонтальных партнерских связей и плоских структур.

С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики менеджмента:

- выделение различных научных школ;

- процессный подход;

- системный подход;

- ситуационный подход.

В данной главе мы будем, в основном, рассматривать концепции наиболее известных школ управления.

В 1886 г. бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американско­го общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист», в котором впервые обосновывалась необходимость ме­неджмента как профессиональной деятельности. В 1910 г. предста­витель американских фрахтовых компаний Луис Бранденс впервые ввел в обиход понятие научное управление.

В начале XX в. немаловажный вклад в научную теорию управле­ния внесли супруги Ф. и Л. Гилберты. Суть предложенного ими подхода состояла в том, чтобы свести каждый вид труда к наи­меньшему числу движений. Исследования Гилбертов были исполь­зованы для разработки и утверждения стандартов выполнения тру­довых операций.

К теоретикам первой школы научного управления можно отне­сти и Г. Таннта, который объяснял низкую производительность труда тем, что задачи и методы их решения формулируются на ос­нове того, что сделано ранее. Теорию Г. Ганнта можно коротко охарактеризовать его же словами: «Основные различия между наи­лучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также способах распределе­ния поощрения за их выполнение».

Наиболее известным теоретиком школы научного управления является Ф. Тейлор (1856-1915) - автор книги «Принципы научно­го управления», которая вышла в свет в 1911 г.

Ф. Тейлор, инженер по образованию, создал первую систему на­учного управления. Цель системы Тейлора - обеспечить макси­мальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего тру­диться с предельным напряжением сил.

Система Тейлора может быть сведена к следующим положениям:

- нормализация приемов и условней работы;

- специализация функций в производстве, т.е. выполнение каж­дым работником только той работы, на которою он наиболее способен;

- отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;

- точные инструкции каждому работнику;

- специальная подготовка работников;

- отделение административной работы от исполнительной, вве­дение института мастеров, осуществляющих руководство ра­бочими;

- учет и контроль всех видов работ;

- попытка обеспечить сотрудничество администрации и работ­ников.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!