Основные проблемы философской антропологии

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Система человеческого знания включает в себя четыре области знания: учение о природе - естествознание, учение о технике - технознание, учение об обществе - обществоведение, учение о человеке - человековедение.

Следовательно, изучать всю проблематику человековедения приходится и потому, что человек включен в предмет философии (система «мир - человек»), и потому, что кроме природы, техники и общества существует особая область человековедения. В самой философии чаще всего этот раздел называют философской антропологией. Почему антропологией? Потому что антропология - это учение о человеке (от греч. антропос - человек, логос - учение). Почему философской? Потому что уже существует специальная наука антропология, которая изучает биологические, расовые особенности человека, в то время как надо иметь представление о всех качествах человека, особенно о его социальных, общественных, специфических качествах. Этим и занимается как философская антропология, так и общая теория человека, или антропономия (от греч. антропос -человек и номос - учение).

Философской антропологии приходится заниматься тремя группами проблем: мировоззренческим учением о человеке, общей теорией человека, системой частных наук о человеке.

Конечно, «частные науки о человеке» это еще не философия. Человека изучают многочисленные науки: анатомия, физиология, биомеханика, психология, социология личности, геронтология, ювенология, акмеология, инженерная психология, эргономика и т.д. Здесь философы предоставляют общие методологические принципы, как и для других естественных наук, а также систематизируют результаты этих наук.

Что касается «общей-теории человека» (антропономии), то пока этот комплекс находится в стадии становления, и философии по традиции приходится брать на себя функции осмысления и всей этой проблематики в ожидании, когда сложится и эта самостоятельная наука (антропономия) и ее учебный предмет - «общая теория человека».

Мировоззренческая же проблематика осмысления человека, его качеств, его места в мире, его перспектив и т.п.- это прямая задача философии.

Структура антропономии. Антропономию мы представили как общую, интегративную теорию человека. Она опирается на мировоззренческо-методологическую базу, предоставляемую философией, и на данные частных наук о человеке. Объект ее изучения - человек как единичный представитель человеческого рода. Цель - построение интегральной модели человека в его статике и динамике, в,его становлении, функционировании и развитии (прошлое, настоящее, будущее).

Уже сама логика бытия объекта - человека - подсказывает генетический подход к построению общей теории человека, то есть через изучение индивидуального жизненного пути человека. В соответствии с этой логикой в антропономии можно выделить ряд основных направлений исследований и соответствующих теорий.

  1. Теория рождения человека: проблемы биологической, медицинской, психологической, нравственной, социально-демографической детерминации появления на свет человеческого индивида.
  2. Теория потенциала человека: проблемы родовых сущнос-тных сил человека, представленных в его потребностях (побудительные силы) и способностях (деятельные силы).
  3. Теория социализации человека: проблемы передачи обществом и освоения индивидом социального опыта человечества, представленные тремя уровнями:

- идентификация (становление актуального человека);

- индивидуализация (становление индивидуальности);

- персонализация (становление личности).

  1. Теория деятельности человека: проблемы сущности, системности и типологии человеческой деятельности как специфического способа бытия человека.
  2. 5. Теория социальных отношений: проблемы динамики и типологии отношений человека с другими людьми и социальными общностями.
  3. 6. Теория социальных институтов: проблемы институцио-нализации человека, его включения и выхода из социальных институтов общества.
  4. Теория судьбы человека: проблемы цели и смысла жизни, проблемы смерти и бессмертия, проблемы метаморфоз и перевоплощений.
  5. Теория идеального человека: проблемы построения модели идеального человека, реализующего общечеловеческие максимы абсолютного совершенства (истина, добро, красота, вера, надежда, любовь, равенство, справедливость, братство, свобода, счастье и т.п.).

Человек является молодым образованием в системе универсума: живая природа сравнительно недавно породила в ходе эволюции человека. Уже здесь сразу обозначаются две важные проблемы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!