Основные принципы и методы, применяемые в финансовом менеджменте

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

При управлении финансами хозяйствующего субъекта исполь­зуют ряд общих подходов и традиций бизнеса, которые обобщают в одном понятии, - принципы финансового менеджмента.

В первую группу принципов объединены действия, ко­торые допускать при управлении финансами нельзя. Это принципы с частицей «не»:

- не рисковать рублем ради копейки;

- не давать в долг, если не уверены в его возврате;

- не давать в долг больше, чем занимаете у своих контрагентов (долг вам должен быть меньше вашего долга);

- не пренебрегать общественным мнением;

- не довольствоваться неполной информацией;

- не складывать все яйца в одну корзину (соблюдать принцип диверсификации вложений);

- не тратить деньги ради ложного престижа;

- не подводить никогда контрагентов и клиентов;

- не жалеть денег на повышение квалификации финансовых менеджеров;

- не узнавать последним о низкой платежеспособности контр­агентов.

Вторая группа включает принципы, уже нашедшие от­ражение в концепциях финансового менеджмента:

- время - деньги;

- деньги сегодня дороже денег завтра;

- хороши любые методы управления финансами, кроме запре­щенных законом;

- цели финансового менеджмента подчинены целям собствен­ников организации;

- финансовые решения и их следствия - многовариантны;

- основной капитал желательно иметь собственный, тогда как оборотный - в значительной мере может быть заемный;

- расходы должны соответствовать доходам;

- наличные деньги важнее бумажной прибыли (прибыли в от­четах);

- затраты должны покрываться получаемыми выгодами;

- продавать желательно за наличные, а покупать в кредит;

- следует использовать наиболее дешевые источники финанси­рования, как собственные, так и заемные;

- риски должны быть сбалансированы с будущими доходами;

- рискуйте, но не дороже собственного капитала;

- рискуйте, но создавайте резервы для подстраховки;

- оборотных средств никогда не бывает много;

- успех организации зависит и от самого мелкого клерка;

- деньги любят счет.

При управлении финансами хозяйствующего субъекта финансо­вые менеджеры применяют различные методы и приемы. Методы, используемые в финансовом менеджменте, оказывают воздействие на объекты управления с помощью приемов финансового менедж­мента, в которых используются конкретные стоимостные рычаги (цена, кредит, процентная ставка, налоги и т.д.). На практике они группируются по трем функциональным признакам: прогнозно-аналитическим, общеэкономическим и специальным.

Наука управления финансами в своих исследованиях опирается на многочисленные прогнозно-аналитические методы, осуществ­ляемые на всех этапах управления.

На начальном этапе управления финансами используют нефор­мализованные прогнозно-аналитические методы, основанные на про­ведении логических исследований (интуиция исследователя, здра­вый смысл, логика, аналогия, экспертный анализ), так как часто на практике решение поставленной задачи параметрическими метода­ми невозможно. К неформализованным относятся методы эксперт­ных оценок, разработки сценариев, психологические, морфологиче­ские, сравнения, построения системы показателей и системы ана­литических таблиц. С их помощью финансовые менеджеры полу­чают достаточно надежную, а подчас и единственно возможную информацию. Однако этим методам в значительной степени при­сущ субъективизм в оценке ситуации.

На последующих этапах управления финансовые менеджеры применяют формализованные методы, позволяющие выявить строгие формализованные аналитические зависимости, к которым прежде всего относятся следующие наиболее распространенные и широко используемые экономико-математические методы:

- элементарной математики;

- математического анализа (дифференцирование, интегрирова­ние, вариационное исчисление);

- математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ);

- математического программирования (оптимизация, линейное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование);

- экономической кибернетики (машинная имитация и систем­ный анализ).

С помощью методов этой группы финансовые менеджеры вы­являют формы связей между факторами и результирующими пока­зателями, изучают интенсивность связей между ними, определяют силу влияния факторов на результат, а также находят оптимальные решения в управлении финансами организации. Методы факторно­го анализа чаще всего используются для оценки финансового со­стояния организации. Они основаны на многомерном статистиче­ском исследовании ряда факторов. Для количественной оценки их влияния наиболее часто применяются дифференциальный, индекс­ный и интегральный методы, а также метод цепных подстановок, простых и сложных процентов. Индексный метод и метод цепных подстановок основаны на принципе устранения (эли­минирования) влияния всех факторов на результирующий показатель, за исключением рассматриваемого. Однако на практике невозможно выбрать абсолютно независимые факторы, что приво­дит к неточному определению их влияния на изменение результата.

К общеэкономическим методам управления, используемым в фи­нансовом менеджменте, относят:

- кредитование, страхование, ссудозаемные, кассовые, расчет­ные, трастовые, залоговые и трансфертные операции;

- организацию расчетов и штрафных санкций;

- способы расчета амортизационных отчислений;

- порядок налогообложения и др.

Их объединение в одну группу объясняется тем, что регламен­ты, заложенные в них (ставки, определение базы для расчетов, сро­ки и порядок их осуществления, штрафные санкции), определены государственными органами управления.

Специальные методы используются в отдельных областях финан­сового менеджмента для управления объектами финансового ме­неджмента. К ним относятся методы учета временной стоимости денег, инфляции, рисков, дивидендная политика, лизинг, факто­ринг, франчайзинг, траст, фьючерсы и др.

Управление финансами организации сопряжено с проведением большого количества расчетов, связанных с различиями в величине денежных средств в разные периоды времени. В этой связи боль­шое значение приобретает оценка стоимости денег во времени, от­ражающая основную концепцию финансового менеджмента (рис. 2.7). Большую роль в стоимостной оценке денег играют методы расчета процентных ставок, среди которых различают простые и сложные проценты, процентные и учетные ставки.

При наращении (компаундинге) денежных средств используются два способа определения величины будущей стоимости денег: про­стыми и сложными процентами.

Простые проценты исчисляются в установленном размере от неизменной величины денежных средств и, как правило, увеличи­ваются в текущем периоде.

Сложным процентом называется величина денежных средств, которая инвестируется при условии, что сумма начисленного про­стого процента не выплачивается в конце каждого периода, а при­соединяется к сумме первоначальных денежных средств и в сле­дующем платежном периоде сама приносит доход.

Другой разновидностью специальных методов, используемых в финансовом менеджменте, являются методы учета инфляции. На реальную доходность вложений существенно влияет изменение по­купательной способности денег за период проведения финансовой операции в результате инфляции.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) представляет собой обес­ценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и ус­луги, не обусловленного повышением их качества.

В инвестиционной практике постоянно приходится считаться с корректирующим фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств. Это связано с тем, что инфляционный рост индекса средних цен вызывает соответствую­щее снижение покупательной способности денег.

В финансово-экономических расчетах, связанных с инвестици­онной деятельностью организации, инфляция учитывается в сле­дующих случаях:

- при корректировке наращенной стоимости денежных средств;

- при формировании ставки процента (с учетом инфляции), используемой для наращения и дисконтирования;

- при прогнозе уровня доходов от инвестиций, учитывающих темпы инфляции.

Теория и практика финансового менеджмента выработали ряд специальных методов учета рисков в финансовых операциях.

Для эффективного управления финансовыми рисками при при­нятии финансовых решений в условиях неопределенности на прак­тике используют такие специальные методы, как имитационное мо­делирование (метод Монте-Карло), ситуационный анализ, анализ чувствительности, метод дерева решений и др.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!