Основные принципы финансирования социальной политики

Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, ко­торые можно определить как конституционно или законодательно зафиксирован­ную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязу­ется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Опреде­ленную ответственность за исполнение социальных обязательств государство воз­лагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.

Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляют­ся как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», вхо­дящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэконом раз­вития РФ, Минфин РФ).

Так как существуют диспропорции между объемами исполняемых функций по социальным обязательствам государства и объемами общественных ресурсов, вы­деляемых для этих целей в переходный период часто происходит недофинансиро­вание социальной сферы.

Финансовое обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств).

Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необхо­димо учитывать при их проведении.

В настоящее время основные черты адаптации пенсионного обеспечения, здра­воохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы к рыночным отноше­ниям в России проглядываются с достаточной очевидностью.

Основные черты такой модели с финансовой точки зрения:

  • провозглашение субсидиарности в качестве базового принципа социальной политики в России;
  • относительное сокращение бюджетных и рост внебюджетных финансовых ис­точников, усиление роли социального страхования, поддержание сети соци­ального обслуживания населения. Социальное страхование из второстепен­ных методов переходит в разряд основных, наиболее адекватных рыночным условиям:

-  усиливается его роль в социальном обеспечении; появились и развивают­ся новые, не существовавшие ранее его виды (медицинское страхование, страхование от безработицы), претерпевают изменения традиционные его виды (в пенсионном обеспечении идет внедрение накопительных финан­совых инструментов).

  • законодательное закрепление минимального набора государственных соци­альных гарантий в наиболее важных сферах жизнедеятельности человека (об­разовании и культуре, здравоохранении, социальной защите).

Ввиду невозможности продолжения экстенсивного наращивания государствен­ных социальных расходов и наличия серьезных бюджетных ограничений идет ак­тивный поиск эффективного соотношения затрат и результатов, а также усилива­ется роль различных альтернативных источников. Имеется в виду:

  • расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых сис­тем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т.д.) через механизм деятельности государственных и негосударст­венных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т.д.;
  • нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жи­лья, социальной инфраструктуры и т.д.;
  • существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференциро­ванного качества;
  • привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению со­циально-значимых задач, особенно на региональном уровне;
  • участие ряда регионов в международных проектах и программах, финанси­руемых из международных источников и др.

Финансовые ресурсы общества, потенциал которых используется при финан­сировании социальных программ и проектов подразделяются на:

  • государственные и муниципальные финансы:

-    федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюд­жеты государственных внебюджетных социальных фондов.

  • негосударственные финансовые ресурсы:

-    кредитные ресурсы; привлечение средств фирм и домашних хозяйств;

-    потенциал некоммерческого сектора в целом, в том числе различных фондов.

Соотношение бюджетных и внебюджетных, государственных и частных фи­нансовых потоков в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. Доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных обществен­ных услуг, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, городского транс­порта и услуг социальной сферы, сопоставима с расходами федерального бюдже­та на социальную политику.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!