Основные положения экзистенциализма. Жан Поль Сартр

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Жан-Поль Сартр является представителем атеистического направления в экзистенциализме. Это означает, что человек, обладая сознанием, знает о своей неизбежной смерти и, удостоверясь в отсутствии Бога как законодателя порядка для мира и нравственного образа жизни для человека, полностью предоставлен себе. В XVIII в. в эпоху Просвещения от Бога отказались, но, утверждает Сартр, сохранили саму идею о том, что есть первичная неизменная сущность, которую люди в своем существовании должны реализовать. Вместо Бога ввели понятие «человеческая природа». Каждый человек, говорит Сартр, в этом случае - «лишь частный случай общего понятия «человек».

Сартр предлагает человеку быть последовательным до конца. Если мы пришли к выводу, что Бога нет, значит нет никакой неизменной человеческой природы, нет никакой заданной сущности человека, которая еще до рождения любого из нас определяет наше будущее существование. Потому первый принцип экзистенциализма, который должен стать одновременно первым принципом жизни человека вообще, согласно французскому философу, следующий: существование человека предшествует его сущности. Физиологическое рождение начинает отсчет существованию человека, который затем сам, опираясь на собственный опыт и понимание жизни, определит, реализует свою судьбу, свою человеческую сущность. Человек «заброшен» в мир. Только в факте рождения он не свободен относительно своей судьбы. Здесь им распорядился кто-то другой, какая-то слепая сила рока, случайности или чего-либо еще, что он родился, к примеру, именно в России второй половины XX в., а не во Франции периода Наполеона Бонапарта, родился мужчиной, например, а не женщиной. Но в остальном человек свободен, он полностью несет ответственность за то, что он есть, и то, чем он будет завтра.

Без Бога как высшего и абсолютного авторитета общечеловеческие ценности, в том числе моральные заповеди, теряют свою силу и безусловность. Человек может не следовать сложившимся нормам. Каждый из нас похож на других, каждый обладает своим пониманием жизни, обладает волей для достижения поставленных задач. Без Бога опыт равноценен опыту всех других людей, если он не лучше, то и не хуже, так как нет судьи, могущего рассудить, что лучше, а что хуже. «Если Бога нет, то все позволено».

Экзистенциализм чрезвычайно повышает ответственность человека за себя и за все человечество, ибо каждый из нас абсолютно свободен в выборе своей сущности. Выбирая себя, свою судьбу, человек определяет судьбу и смысл для всего человечества. Если человек, к примеру, выбирает женитьбу, то он тем самым склоняет и остальных к мысли, что брак -- более достойная форма жизни, чем жизнь холостяка. Трус, становясь трусом, провоцирует и других на то, что трусость - это возможная, приемлемая форма человеческой жизни. Это и означает ответственность свободы, ответственность выбора, которую каждый человек должен ощущать и, исходя из нее, жить. Даже если человек пытается не выбирать, живет привычной повседневной жизнью, не задумываясь, это означает, что он все равно уже выбрал - выбрал ложь, нечестность человеческого существования. Таков парадокс человеческой жизни. Обладая сознанием и волей, следовательно, ясным сознанием своего удела в мире, человек выбирает определенную форму жизни и должен сам нести ответственность за выбранное. Ссылки на внешние обстоятельства, которые вроде бы заставили человека поступить так, а не иначе, на безвыходность ситуации - уловки, которые человек придумывает, чтобы уйти от ответственности собственного выбора.

Понятия, которые определяют ситуацию данного выбора, проектирования человеком себя, а через себя и всего человечества, выражаются у Сартра как понятия «тревоги», «заброшенности» и «отчаяния».

Человек - это «тревога». Он не может не ощущать этой тревоги, потому что, выбирая себя, он выбирает сущность для всего человечества, а ошибиться в своем выборе очень легко. Задача усугубляется тем, что опереться в этом выборе не на кого, последнее решение только за самим выбирающим. По Сартру, каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу.

Вместе с «тревогой» человек ощущает и свою «заброшенность» . Это означает, что у человека нет внешних подсказок, опоры, которые помогли бы сделать правильный выбор. Когда люди толкуют о том, что кого-либо к определенному решению подтолкнуло соответствующее внешнее явление, знак или, иначе говоря, «перст судьбы», то, согласно Сартру, это самообман. Нету человека никаких внешних знаков, указаний, подсказывающих определенное направление действий. Человек «заброшен». Любой внешний знак, жизненный случай каждый расшифрует исходя из собственного видения мира и себя в этом мире. В годы Второй мировой войны ему довелось познакомиться с одним молодым человеком. Тот был из бедной семьи, отец у него умер. Жил он на стипендию, получаемую в церковном учебном заведении, да и там ему постоянно давали понять, что содержат его лишь из милости. Примерно в восемнадцать лет этот юноша потерпел неудачу в любви, а позже, когда выбрал для себя карьеру, потерпел крах и здесь - «провалился» на военной подготовке. Это было последней каплей в его жизни. Это был «знак», символ судьбы. Но знак чего? Он мог впасть в отчаяние, озлобиться на мир и стать преступником, а мог стать революционером, решившим рассчитаться с несправедливостью существующего общественного порядка. Но он расшифровал для себя свои жизненные неурядицы иначе: что это «знак» сверху, означающий его непригодность для мирской жизни и предназначенность для монашеской. Он вступил в иезуитский орден. Таким образом, человек сам несет ответственность за истолкование знамения. Заброшенность предполагает, что он в своем выборе и осуществлении себя может принимать во внимание лишь то, что сам может сделать в той или иной жизненной ситуации. Предположения, что сейчас, в данную эпоху, через конкретного человека реализуется какой-то общий план - это все иллюзии. Никакого предначертанного пути у человечества, какого-либо закономерного, прогрессивного развития общества, реализующегося через поколения, не существует. Выбирая путь для себя и человечества, приходится «действовать без надежды». Нет никаких гарантий, что наш путь и наш выбор будет поддержан в дальнейшем людьми, приходящими после нас. Ведь незаменимой человеческой сущности нет, поэтому другой человеческий выбор может перечеркнуть то, что люди пытаются проектировать и осуществить сейчас.

Следовательно, только выбор самих людей, конкретные практические шаги каждого ныне живущего человека обеспечат человечеству то или иное настоящее или будущее. Экзистенциализм тем самым отдает судьбу человека в его собственные руки, и человек сам создает тот облик своей жизни, который он заслуживает, на который у него хватит сил. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет». Человек, утверждает Сартр, - это ряд его поступков, и оценивать человеку свои возможности и качества следует по тем практическим результатам, которых он достиг.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!