Основные положения экзистенциализма. К. Ясперс

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Философия экзистенциализма возникла в Германии после Первой мировой войны. Это было время смуты, возрождения апокалипсических настроений, общей неуверенности и тревоги, что обусловило перенесение центра тяжести философских исследований из теории познания и логики научного исследования на проблемы человека и истории. Основные представители экзистенциализма М. Хайдеггер (1889- 1976), К. Ясперс (1883-1969), А. Камю (1913-1960) и Ж.-П. Сартр (1905-1980).

Исходная точка экзистенциализма - индивид, взятый сам по себе, вне его социальных отношений.

Каждый человек оказывается «брошенным» в мир, в котором он Не может жить без общения с другими людьми. Однако общество изображается экзистенциалистами как всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие. Так, для Хайдеггера общество - некое безличное «оно», нивелирующее все индивидуальное и навязывающее личности общие нравы, взгляды, убеждения человека. При этом человек вовлекается в неподлинное существование. Он растворяется в безличной толпе, в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях неподлинного и внешнего существования человека скрывается экзистенция, т. е. подлинное существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Причем, если существование человека в обществе показывает, каков он есть, то экзистенция указывает на скрытые возможности человека. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции - ее интенциональность, т. е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется, когда человек попадает в так называемую пограничную ситуацию. Это состояние эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «Я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия - трансцен- денцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека. Приведенное выше является внешним описанием рассуждений экзистенциалистов о пути человека к экзистенции, о затерянности во внешнем мире и обретении человеком своего «Я».

Существует также внутренний категориальный план экзистенциальной философии. Поиски человеком смысла своего существования проходят три этапа. Каждому из этапов соответствует определенный вид бытия. В силу того, что выделяются три вида бытия, эту часть учения экзистенциалистов называют онтологической триадой. В наиболее общем виде идея онтологической триады была разработана Хайдеггером и представлена им как мир - бытие в мире - бытие.

Мир - это арена повседневного, обезличенного, неподлинного существования. Бытие - это потустороннее существование. Хайдеггер именует это бытие также «ничто», поскольку этот вид бытия лежит по ту сторону вещественного мира и по контрасту с ним обнаруживает себя в сознании человека как небытие, или ничто. К тому же живым людям о «небытие» или «ничто» ничего неизвестно.

Бытие в мире, или экзистенция, является промежуточным бытием. Оно соединяет потустороннее бытие с «миром». Трагедия, парадокс экзистенции заключается в том, что она как бы «ни то, ни се», т. е. и не внешнее предметное, но и не абсолютное потустороннее бытие, хотя она и стремится к потустороннему бытию. Человек улавливает свою экзистенцию (понять ее невозможно) в пограничной ситуации, в которой он на краткий миг освобождается из-под власти предметного мира, соприкасается с подлинным бытием и испытывает подлинное существование. Различные экзистенциалисты пограничную ситуацию определяют по-разному: у Хайдеггера это экзистенциальный страх; в отличие от житейского страха он не связан с боязнью потерять жизнь или жизненные блага, а представляет собой боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек может добровольно пожертвовать жизнью и жизненными благами. У Ясперса это земные болезни, вина, смертельная опасность. У Сартра это тошнота (дурнота), переживание беспочвенности всех ожиданий, скука - цредчувствие бесполезности любых практических начинаний. В любом случае пограничная ситуация - это переживание абсурдности жизни, обнаружение «зияющей пустоты ничто». В то же время для человека это единственное средство вырваться из обыденности и попытаться обрести самого себя; в понимании экзистенциалистов - посмотреть в глаза смерти. Такое подлинное существование выносить, оказывается, гораздо труднее, чем обыденное, в мире вещей. При этом свойствами экзистенции будут ее конечность, временность, историчность, ибо она обнаруживается в движении человека к потустороннему бытию, к смерти.

Третий вид бытия - абсолютное бытие - религиозный экзистенциализм (К. Ясперс) отождествляет с Богом. В атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, П. Сартр) признается, что абсолютное бытие не допускает никаких положительных определений. Так, у Хайдеггера абсолютное бытие есть ничто, или засасывающая в себя бездна.

К. Ясперс обращает внимание на отчужденное существование человека в обществе. Человек, по Ясперсу, растворился в массовом, рационализированном порядке общественного организма, превратился всего лишь в функцию этого порядка. Все регламентируется для человека и за человека: его мысли, поступки, отдых; ему остается только подчинятся и «плыть по течению». Понятно, что в такой ситуации человек - безымянный, хотя и хорошо работающий элемент, функция общественного порядка, и он легко заменим. Тем самым мир попадает во власть посредственности, людей без судьбы, без различий и без подлинной человеческой сущности.

Ясперс утверждает, что тот результат развития общества и человека, который мы получили, вполне закономерен, и корни этого результата надо искать очень глубоко, в эпохе Античности. Именно она создала европейцам, а через них и всему человечеству, три принципа, реализуя которые человечество стало строить свои отношения с миром.

Во-первых, это рациональность, возведенная в абсолют. Разум стал единственным критерием истины и заблуждений во всех областях человеческой жизни. В результате мир, окружающая действительность потеряли свою объемность, многомерность и превратились всего лишь в опытное, исследуемое поле, иначе говоря, эмпирическую реальность, которую надо просчитать.

Второй принцип вытекает из первого и заключается в том, что, строя свои отношения с миром главным образом на основе разума, человек превратил себя в субъекта, а мир стал объектом человеческого познания и действия. Таким образом, сузился объем и содержание самого человека, ставшего всего лишь субъектом познания и действия на основе целесообразной разумной деятельности; сузился объем и содержание мира, превратившегося только в объект разумной человеческой деятельности.

Эти два принципа привели к третьему, а именно к тому, что человек стал утверждать себя через активное вмешательство и изменение окружающего мира. Это вмешательство стало основой человеческой деятельности; человек начал осваивать все новые и новые рубежи. И, конечно, такое отношение к миру не могло не привести к тому, что в определенный момент времени человек перестанет нуждаться в Боге как господине своей судьбы и судьбы мира. В эп^ху Просвещения именно это и случилось. Великая французская революция XVIII в., по Ясперсу, стала первым практическим результатом мира, в котором человек отказался от Бога и решил, что может опереться на свои собственные силы в деле кардинального переустройства мира и достижения благополучия для себя и мира. В мире, которым управлял Бог, кардинальное переустройство мира, общества невозможно, сама мысль об этом кощунственна, еретична, потому что все, что есть, - все это от Бога и все это есть благо.

Результатом же революции, провозгласившей лозунг «Свобода! Равенство! Братство!», стал прежде всего массовый беспощадный террор. Этот террор возрастал параллельно росту атеизма и опоре человечества на собственные «разумные» силы. Яркий пример - построение «светлого будущего» в Советском Союзе. Террор - это внешнее, крайнее выражение более общего и глубокого факта: человек растворился, потерял самого себя в мире, который создал сам. Мир техники, который использовался для всебольшего благополучия человека, с помощью которого преобразовывался внешний мир, поработил в конечном счете самого себя. Человек превратился тем самым в ничто. Имея Бога, человек был укоренен в мире гораздо глубже, он был «Посланцем бога»; без Бога человек - всего лишь единичный представитель человеческого рода, он теряет свою ценность, а людей можно уничтожать в любом количестве.

Как человеку обрести себя, обрести подлинную человеческую жизнь? Для этого человеку надо сначала отстраниться от наличной социальной действительности, в самом себе найти новые источники жизни.

Для понимания своей сути человеку, согласно Ясперсу, необходимо решить для себя следующие проблемы.

Первое. Современный человек должен ясно осознавать внутреннюю неизбежную противоречивость своей жизни. С одной стороны, он вынужден ежеднев- 45с но ходить на работу, выполнять одни и те же функции, решать повседневные бытовые, семейные и прочие проблемы. Из этого круга монотонно повторяющейся рутины выпасть нельзя, и здесь человек только существует, но не живет подлинной насыщенной жизнью. С другой стороны, человек ясно знает или хотя бы чувствует, что этой рутиной его жизнь не может исчерпываться, он предназначен для высших целей. Вот это осознание противоречия между неизбежностью рутины повседневности и возможностью и предназначенностью человека для высших, подлинных целей и есть исходный пункт обретения человеком самого себя. Знаменитый термин Ясперса «пограничная ситуация» означает как раз то, что человек однажды должен выпасть из упорядоченного, знакомого мира, где он функционирует только в качестве безымянного элемента этой реальности и попытаться найти для себя безусловные, настоящие ценности жизни. В этой «пограничной ситуации» человек осознает пустоту, бессмысленность той жизни, которой он живет, и испытывает очень сильное эмоциональное потрясение. Чаще всего это «пограничная ситуация» случается у человека при переживании своей смерти.

В качестве примера можно привести случай, происшедший с Ф.М. Достоевским и затем переживаемый героями его романов. Случай, когда человека приговорили к расстрелу и у него остались последние пять минут. Это уже совсем не те минуты, из которых состоит обычный человеческий день, ибо они последние. Приговоренный делит эти минуты на три Части. Две минуты он прощается со своими товарищами, которых тоже сейчас расстреляют, минуту прощается с окружающим миром и еще две минуты размышляет о своей прожитой жизни. И человек вдруг понимает, как глупо распоряжался он своим временем, своими способностями и возможностями. В иных обстоятельствах, но каждый человек должен пережить подобную ситуацию, чтобы осознать неподлинность повседневной суетной жизни и попытаться выйти за границы этой суеты к подлинным ценностям.

Второе. Спасение человеческого мира, обретение новых безусловных ценностей человеческой жизни зависит от каждого человека. Главное противоречие современной ситуации - не в борьбе социальных систем, политических партий, а в самом человеке: либо он создаст новые безусловные принципы человеческого бытия в условиях существующего технического мира, либо превратится в ничтожество, будет порабощен этим техническим миром.

Третье. Бытие, нас окружающее, трансцендентно. Оно никогда не сводится к тому знанию, которое мы о нем можем иметь. Это и означает трансцендентность бытия: бытие выходит за рамки человеческого опыта, знания. Как целое, оно непостижимо для тех понятий науки, которые человечество выработало только в отношении части этого бытия, вовлеченной в практическую деятельность человека. Бытие состоит, по Ясперсу, из двух частей: мир и трансценденция. Мир - это та часть бытия, которая доступна научному познанию, а трансценденция - это то, что научному знанию не доступно. Однако человек может открыть для себя и трансценденцию, прикоснуться и пережить подлинную тайну и суть бытия. Осуществить это возможно не методами и средствами науки, а через философскую веру. Именно философская вера вновь возвращает, открывает человеку абсолютные, безусловные ценности, которые оказались потерянными вместе с утратой Бога, с утратой подлинной религиозности в мире науки и технической цивилизации.

Если мир как внешняя сторона бытия исчерпывается истинами разума, которые всегда относительны и могут следующим новым открытием уточняться, дополняться и изменяться, то трансценденцйя как суть бытия безусловна и абсолютна. Каждый человек может обрести ее через переживания «пограничных ситуаций», через истины не науки, а философской веры. Для Ясперса религия и Бог - это только исторические формы трансцендентной истины бытия.

Четвертое. Если знания науки общезначимы, но не безусловны, то философская вера безусловна, но не общезначима. В постижении истинной, трансцендентной сути бытия, т. е. в обретении философской веры, каждый человек идет своим путем, оставляя право другим прийти к этой сути бытия иными путями и в других образах. В знаниях люди должны приходить и приходят к одному одинаковому результату, а экзис- 454 тенциальная философия такого знания и результата не дает. В практическом смысле экзистенциальная философия бесполезна. Но она дает больше, чем практическую пользу, ибо с философствованием человек обретает свои истоки. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни.

Пятое. Человек никогда не исчерпывается тем знанием, которое он о себе может иметь («человек всегда больше того, что он знает о себе»; «я не есть то, что я познаю, и не познаю то, что я есть»); через знания человек присутствует в мире, но не в трансценденции. Потому человек многогранен. В нем, по Ясперсу, можно выделить четыре уровня: «мы - наличное бытие», «мы - сознание вообще», «мы - дух» и «мы - возможная экзистенция». Первые три уровня представляют человека как субъекта, как представителя мира, как носителя знаний, и только четвертый уровень выводит человека к последним, безусловным и абсолютным тайнам бытия, к трансценденции.

В повседневном бытии человек реализует себя как физическое, повседневно живущее существо, нуждающееся в пище, тепле, укрытии и т. д. В этом он совпадает со всеми другими живыми существами, которые, однако, бытием своим и исчерпываются, а человек обладает большим.

Человек как «сознание вообще» реализует себя наиболее полно в науке. Здесь, на этом уровне человек превратился в субъекта, а мир стал объектом «сознания вообще». Любые индивидуальные различия людей на этом уровне стираются. Нам ведь не важно, что физические законы открыл именно И. Ньютон или А. Эйнштейн. Через них реализовалось «сознание вообще». Таким образом, наука и ее знание выражают лишь второй уровень в человеке.

Дальше следует человек как «дух». Здесь человек стремится не просто к знаниям, а к идеям, к сущности, которая лежит в глубине знаний. Эти идеи позволяют все знания о мире и о самом человеке объединить в некую единую систему. В результате человек получает целостное представление о мире и о себе в этом мире, вырабатывает у себя определенные убеждения и правила поведения.

Эти три уровня дают картину мира и человека все же относительную и незавершенную. Результат этих уровней только знание, а оно всегда не полно. Подлинный и безусловный смысл бытия можно постигнуть, реализуя в себе четвертый уровень - «мы как возможная экзистенция». К этому уровню человек приходит через переживание «пограничных ситуаций» и приходит сам. Здесь ему помочь никто не может. Экзистенцию нельзя назвать, объяснить в привычных понятиях науки, в них она не ухватывается. Экзистенцию можно и должно пережить как «экзистенциальное просветление», и через нее человек обретает свободу.

Подлинный смысл экзистенции открывается в коммуникации, в общении. Для Ясперса коммуникация - это духовное общение «немногих» в противоположность массовому общению, в процессе которого человек превращается из субъекта общения в объект информационного воздействия. Истинная коммуникация предполагает такое общение, в ходе которого человек не «играет роли», предложенные ему обществом (семьей, службой, политикой и т. д.), а раскрывает себя в качестве актера, который самостоятельно исполняет все роли. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт сближает и роднит людей. Средством достижения контакта является дискуссия. В ее ходе люди выйсня- ют, что их разъединяют общепринятые нормы мышления, а объединяют собственные субъективные и уникальные переживания, связанные со страхом смерти, абсурдностью жизни и т. п. Способность людей испытывать подобные переживания обусловливает их принадлежность к узкому кругу духовной аристократии. Подобная коммуникация у Ясперса оказывается общением с трансценденцией, Богом.

Целостный человек включает в себя и знания, и экзистенцию, а бытие не ограничивается миром. Человек должен прорваться к трансцендентному бытию, к тому, что в прошлых веках связывалась с именем Бога. Лишь тогда человеческое бытие будет подлинно и свободно. Любви достоин не человек как экземпляр существования, а человек как возможная экзистенция, в каждом индивиде заключено его возможное благородство. Таков лейтмотив философствования К. Ясперса.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!