Основные положения экзистенциализма. Альбер Камю

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Центральная проблема философии Альбера Камю (1913 - 1960) - проблема смысла жизни. Однако своеобразие его позиции заключается в том, что он категорически отрицает существование Бога и возможность человека решать свои проблемы через Него.

Философия Камю называется философией Абсурда и человеческого бунта. Отрицая Бога, человек остается один на один со своей жизнью и смертью. Он может руководствоваться только собственными соображениями и положится только на себя. Но что представляет собой жизнь человека в ближайшем рассмотрении? Монотонность и однообразие. Жизнь абсурдна в своем повторении каждый день одного и того же. «Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа на работе, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме - вот путь, по которому легко идти. Но однажды встает вопрос «зачем?»1 Чаще всего, говорит Камю, мы живем, повторяя ежедневно то, что совершили вчера и позавчера, месяц и год назад, в силу привычки.

Абсурд человеческой жизни состоит не только в суете повседневности; он задан на самом глубоком, фундаментальном уровне бытия, если додумать ситуацию человеческой жизни последовательно и до конца. Человеческое бытие абсурдно по своей сути, по определению. Обусловлено это именно наличием у человека сознания, которое противопоставило его остальному миру. С одной стороны, сознание очень эффективно: оно успешно решает задачи, которые человек перед собой ставит, позволяет объяснять природные и общественные события, предотвращать нежелательные из них. Но человеку объяснения отдельных событий мало. Он хочет понять, что есть мир как целое, зачем он существует и какое место человеку в этом мире отведено. Но ответа как раз и нет. Человек слишком мал по отношению ко всему мирозданию, возможности его сознания ограничены.

Философия и религия пытались найти ответ на то, что есть мир как целое и человек в этом мире, но все эти попытки были и остаются тщетными и иллюзорными. Пытаясь охватить весь мир своим ограниченным умом, человек совершает уловку, которую подчас сам не замечает. Человек мыслит мир не из его собственных оснований, а из оснований собственного разума, некритически перенося на мир принципы разума и допуская тем самым разумность и целостность мира. На самом же деле человеку никогда не удается объяснить мир как целое, он становится для нас непостижимым, поскольку на протяжении веков человек понимал в нем лишь те фигуры и образы, которые сам же в него вложил. Становясь самим собой, мир ускользает от челове- - ка. В этом суть онтологической (бытийной) ситуации человека в мире, когда человек честно взглянул на свое положение в мире и лишился иллюзий (иллюзий о Боге, о материи, об объективном историческом процессе и т. д). Камю называет ее состоянием Абсурда.

Потому честная оценка человеческой ситуации на земле, согласно Камю, может заключаться только в следующем: жизнь, существование человека - это чистая случайность. Человек - ничтожная песчинка, непонятно зачем занесенная в этот мир и осужденная через некоторое время на неизбежный уход из этого мира опять в небытие. Потому задача философии: не обмануть себя и человека поисками всеобщих истин, абсолютных начал и т. п., а помочь ему ответить на вопрос: «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить».

Есть три наиболее последовательных возможных ответа на вопрос. Первый из них - извлечение максимальных выгод для себя из этой жизни, невзирая ни на какие моральные, правовые и иные рамки человеческого поведения, ведь все они условны и относительны. В силу того, что нет Бога, нет никаких абсолютных норм поведения, извне или свыше заданных человеку, только он сам определяет, как ему жить и чем руководствоваться. Абсурд человеческой жизни выявляет равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести. Если все виды опытов равноценны, то опыт долга не более законен, чем любой другой. Иначе говоря, преступник, выбирающий тот путь жизни и те ценности, которые осуждаются обществом, в конечном счете имеет право на свой выбор, если, конечно, он искренен и последователен в своем выборе. Нет высшего судьи, однозначно определяющего, что есть добро, а не зло.

Второй ответ - самоубийство. Самоубийца ясно увидел, какова судьба человека в этом мире: непонятная, необъяснимая «заброшенность» в мир, абсолютное одиночество и противопоставленность миру. Он почувствовал абсурдность человеческой жизни, пришел от этого в отчаяние и решился на крайний шаг. Камю утверждает, что самоубийца прав в одном: в трезвом и ясном видении судьбы, места человека в мире. Однако он не прав в самом своем решении. Самоубийство - это окончательное поражение человека, капитулирующего перед судьбой.

Эти первые два ответа лишь усиливают абсурд жизни, но не устраняют его. Есть третья возможность, и только она может проявить величие человека, его мужество. Это путь бунта против своей судьбы, путь ясного осознания абсурдности человеческого пребы- 462 вания на земле, равноценности добра и зла и тем не менее бунта против этой абсурдности и равноценности. Опираясь только на самого себя, человек вопреки всему начинает утверждать моральность и разумность жизни. Только такой бунт позволяет выстоять человеку и человечеству в этом мире. Из той борьбы против нацизма (а нацизм - это прямое следствие, по Камю, разбожествленного мира, когда на место Бога как абсолютной и высшей ценности поставили нацию), в которой участвовал и сам французский мыслитель, Камю вынес очень важное для себя положение, что правда, доброта, нравственность, хотя и укоренены только в человеческом мире, не имея подкрепления свыше, в божественном авторитете, в своей борьбе против лжи и преступления могут одержать верх.

Задача каждого человека: собственной жизнью свидетельствовать в пользу величия человека, осмеливающегося бросить вызов своей абсурдной судьбе и могущего одержать победу в этой борьбе вопреки всему, в том числе вопреки своей смерти. Истина человеческой жизни вообще, т. е. человечества в целом - в руках каждого человека, который должен распорядиться своей судьбой. Каждый человек должен бороться прежде всего с самим собой, потому что скатиться в рутину повседневной жизни, поддаться обволакивающей всего человека монотонности жизни легче и удобнее. Легче уступить низменным инстинктам, в культ возводящим только успех.

Свою раннюю работу Камю не случайно назвал «Миф о Сизифе». Участь Сизифа очень символична, она демонстрирует человеку его собственную судьбу, смысл всех человеческих усилий. Сизиф за прегрешения и обман богов приговорен к бессмысленному труду: закатывать на вершину горы огромный камень, который в последний момент обязательно скатится вниз, и надо будет начинать свою работу заново. И так без конца. Сизиф, говорит Камю, - абсурдный герой. Он демонстрирует то, что характерно для человека вообще. Человек также «бесцельно напрягает силы», также постоянно закатывает камни на вершину горы, пытаясь достичь своих целей, но они в последний момент, как у Сизифа, обречены на падение вниз. Но человек не отчаивается. Для Камю Сизиф важен именно в тот момент, когда камень в очередной, неизвестно какой раз скатился вниз. Сизиф наделен сознанием. Он знает бесполезность своих усилий. Но он вновь спускается вниз и начинает все с начала. «Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, неровным шагом к страданиям, которым нет конца... Й в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня... Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни... Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Исходной точкой всякого знания, согласно экзистенциализму, является анализ конкретного бытия человеческой жизни. Это бытие - единственная подлинная действительность. Оно не есть ни проявление внечеловеческого мира, ни выражение существующего вне конкретного человеческого сознания идеального прототипа - идеальной сущности человека.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!