Основные подходы к проблеме возникновения и сущности сознания

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Введение

 

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики.

 

1. Понятие сознания

 

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действитель­ности. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответст­вующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автома­шину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столк­новения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для суще­ствования человека, для.его приспособления к среде.

Сознание представляет собой особый вид отражения. От­ражением обладают все материальные образования. Оно является моментом, стороной любого взаимодействия. Например, свет отражается от зеркальной поверхности; упругий шар отскакивает от другого упругого твердого тела или же останавливается, сталкиваясь с мягкой и вязкой средой; лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет в кислой среде, в синий - в щелочной и не окрашивается в нейтральной. Все эти изменения одного явления под воздействием другого представляют собой в широком смыс­ле слова отражение.

Отражение - это результат взаимодействия, в котором фиксировано то, что принадлежит отражаемому телу. В силу своей внутренней активности материя порождает раз­личные формы отражения. Так, в неживой природе широ­ко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух и более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т. д.).

Как свойство живого организма выступает раздражи­мость, которая проявляется в виде физиологических реак­ций, еще не связанных с возникновением образа объек­тивного мира. Она — средство управления, регулирования приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства — чувствительнос­ти, т. е. способности иметь ощущения, отражающие свой­ства предметов, воздействующих на организм.

Ощущения составляют начальную форму психики жи­вотных. Психика не является свойством живой материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действитель­ности и реагировать на них сообразно своим потребнос­тям.

Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватыва­ет не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Психика, сознание не могут существовать ни в виде «чи­стых», отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде како­го бы то ни было вещественного «выделения» мозга. Со­знание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это по­ложение означает, что между сознанием и материей суще­ствуют и различие, и связь, и единство.

Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов как идеаль­ные копии последних.

Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психи­ческие явления и мозг тесно связаны между собой как свой­ство и материальный субстат, которому это свойство при­надлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материаль­ными объектами.

Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свой­ствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека. Идеальное выступает как момент практического отно­шения человека к миру, отношения, опосредованного фор­мами, созданными предшествующими поколениями, - способностью прежде всего отражать в материальных фор­мах языка, знаков и превращать их посредством деятель­ности в реальные предметы. Так, если бы к людям камен­ного века каким-то образом попала книга о конструиро­вании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализиро­вать», т. е. преобразовать в идеальное, в понятие, осмыс­ленное представление о ней, ибо в их жизни еще не сло­жились те формы деятельности, которые бы обусловили уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по от­ношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность выс­шей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и со­знания, отношения сознания к материальному миру. Идеальное, выражаясь фигурально, - это предмет, «от­чужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе ве­щества и процессов мозга (твердость, цвет и т. д.).

В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материаль­ного в идеальное, как известно, производит мозг, а вер­нее, человек при помощи мозга.

Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (идеальная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И, чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысто­рию и историю, роль социальных факторов в его станов­лении и развитии.

 

2. Подходы к определению сознания

 

Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление пе­ревести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».

Понимание сущности сознания в рамках физикализма крат­ко можно представить так: «все есть физическое», «все подчи­нено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы». Доказательства физикализма опираются на известные фак­ты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», ге­нетическую особенность ряда черт психики человека, воздей­ствие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как ка­чественно особая реальность не существует, поэтому психоло­гия должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведе­ние людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.

Различия в позициях отдельных школ невелики. Например, в «теории тождества» (Д. Армстронг, Дж. Дж. Смарт и др.) ду­ховные состояния отождествляются с телесными, психические с мозговыми процессами. Утверждается, что всякая материа­листическая теория должна отвергать факт существования со­знания, иначе она - не материалистическая. Теория элиминации (Ф. Фейерабенд и др.) подчеркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки. Они представляют со­бой устаревшие слова обыденного языка, используемые для обозначения того, чему современная наука не может дать объ­ективного определения. Попытка объяснить события посредст­вом терминов «сознание», «духовное» и т. п. аналогично рас­сматривается как объяснение болезней воздействием ведьм. Сознание - нечто мистическое, туманное, неясное: «Понятие сознания есть неопределенность.., в которую западные интел­лектуалы оказались вовлечены после того, как они, наконец, отказались от неопределенности, каким было теологическое понятие бога».

А. Г. Спиркин отмечает, что сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его явля­ется практика, чувственно-предметная деятельность людей. Оп­ределяя сознание, он подчеркивает, что в широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение материи, действи­тельности, независимо от того, на каком уровне оно осущест­вляется - биологическом или социальном, чувственном или ра­циональном.

В постановке проблемы качественного своеобразия созна­ния представителями «научного материализма» многое ценно. Это и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, по­ведения человека. Это - переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Подо­бные естественно-материалистические взгляды много раз вы­сказывались в ходе развития науки, все зависело от уровня знаний. Древние атомисты говорили: «Душа есть тело из тон­ких частиц, рассеянное по всему нашему телу, оно схоже с ветром, к которому примешана теплота». «Вульгарные мате­риалисты XIX века полагали, что мысль неотделима от мысля­щей материи, физическое и психическое - это единая мате­рия» (Бюхнер, Фогт, Молешотт).

В тоже время, сторонники «современного материализма» не дока­зали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими тер­минология естественных наук явно проигрывает языку фило­софии и психологии по богатству, гибкости, разносторонности и точности описания духовных явлений.

Вторым направлением в подходе к качественному своеоб­разию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида - единственная достоверная реаль­ность, а «материальный» мир - лишь его порождение. Такая позиция получила название «солипсизм». Это абсолютизирован­ный субъективный идеализм.

Считая сознание вторичным по отношению к материи, диалектический материализм решительно выступает про­тив искажения природы сознания так называемыми вуль­гарными материалистами ХIХ в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), допускавшими, будто мысль выделяется моз­гом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Их ошибка заключается в отожде­ствлении мышления, сознания, психики с материей, меж­ду тем как мысль не есть вид материи.

Можно ли абсолютно противопоставлять сознание ма­терии? В рамках основного вопроса философии - да, за ними - нет. На самом деле мысль, сознание существуют как реальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутым желчи или мозгу.

Признание материальности мысли ведет к тому, что гно­сеологическое противопоставление материи сознанию, ма­териализма - идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи - значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

Критикуя вульгарный материализм, Ленин чрезвычай­но ясно показал, что в рамках основного гносеологичес­кого вопроса (т. е. вопроса о том, что первично - материя или сознание) противоположность материи и сознания, а следовательно, материализма и идеализма носит абсолют­ный характер. Но противоположность материи и созна­ния за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относи­тельность данного противоположения становится несом­ненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстан­ция, а одно из свойств материи и, следовательно, нераз­рывно связано с материей.

Подводя итог, хочу отметить, что истина не заключается в рамки одной четко определенной концепции, она больше, объемнее. Абсолютное же противопоставление материи и созна­ния ведет к дуализму и идеализму, поскольку тогда созна­ние выступает как некоторая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей, с нервным веществом, с мозгом. Поэтому и безоговорочное утверждение, что мысль нематериальна, также ошибочно, ибо подобное ут­верждение игнорирует зависимость сознания от материи, связь психических явлений с материальными процессами. Чрезмерное настаивание на нематериальности мысли, со­знания, психики ведет к идеалистическому отрыву созна­ния от материи.

 

Вопрос: Как связаны сознание и мозг?

Ответ: Сознание возникло и развивается в тесной связи с воз­никновением и развитием именно человеческого мозга. У животных нет сознания. Мозг первобытного, стадного че­ловека был слабо развит и мог служить органом лишь при­митивного сознания. Возник человек современного типа, возникло и подлинно человеческое сознание. Сознание ребенка формируется в процессе развития его мозга, когда же мозг глубокого старца дряхлеет, наступает старческий маразм. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, надла­мывается и «испаряется» дух. Известен такой случай. В 1913 г. родился необычный ребенок. Он все время спал, есть не просил. Его будили и насильно кормили. Сосал он вяло и глотал с трудом, двигал беспорядочно руками и ногами, не улыбался, не чувствовал боли. Он никого не узнавал, не говорил, и его ничему не удалось научить. Оказалось, у ребенка не было больших полушарий мозга.

 

(10.4 KiB, 28 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!