Основные парадигмы социальной работы как научного знания в России

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под парадигмой понимаются системы, модели помощи и вза7 имопомощи, наличествующие в тот или иной исторический пе­риод в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерны: доктрина помощи; организационные формы; субъект субъекты помощи в их культурно-исторической инди видуал ьности; объект помощи.

Социальная работа в России как научная парадигма проходит ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений. Мож­но выделить следующие основные вехи становления ее теорети­ческой парадигмы.

Оформление идей помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через хрис­тианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Русскую литературу этого периода различные авто­ры классифицируют по-разному. В XIXв. Е. Голубинский счи­тал, что ее можно условно разделить на две большие группы: за­имствованная и оригинальная. Современные отечественные уче­ные М. Н. Громов и Н. С. Козлов разделяют русскую литературу на три потока: переводную, общую для славянских народов и ориги­нальную.

Среди заимствованной литературы переводились прежде все­го тексты из Библии, а также сочинения нравоучительного содержания, принадлежавшие Отцам Церкви. Особое распростра­нение получили труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и других представителей «нравоучительной литературы». Работы мыслителей Церкви оказали большое влия­ние на становление общественного создания в вопросах помо­щи, поддержки и призрения, что, несомненно, нашло отражение в «Изборнике 1076 г.». В нем отображены различные стороны жизни, однако тема милосердия занимает одну из ведущих ролей. Заложенные в «Изборнике 1076 г.» основы «теории милосердия» будут развиваться по трем основным направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути спасения, а также как «средства управления» общественны­ми отношениями.

Тема милосердия и праведного суда находит отражение и в светской литературе. Особую роль здесь представляют «Поуче­ние» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Оп­ределения Владимирского собора 1274 г.».

Забота о слабых, о социально ущербных слоях общества от­дельная тема, которая поднимается и Владимиром Мономахом, и Даниилом Заточником. В «Поучении» Владимира Мономаха своеобразно интерпретируется известная сентенция Григория Богослова: «Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение; хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно с своими силами». Ее переосмысле­ние происходит в контексте тематики о богоустановленности влас­ти и необходимости поддержания социально ущербных слоев на­селения. Владимир Мономах по-своему переосмысливает это положение применительно к убогим: «Всего же более убогих не забывайте, но, сколько можете, по силам кормите...»

Кормление, кормильчество как средневековый принцип жиз­недеятельности был связан не только со вспомоществованием, но рассматривался значительно шире, как охранение определен­ного образа жизни. Правда, здесь же впервые встречается обо­снование «остаточного» принципа в деле общественной помощи, который будет использоваться властью на протяжении несколь­ких сотен лет.

Говоря о вдовах и сиротах как субъектах, наименее защищен­ных в миру, так как на них не всегда распространялась общест­венная вера, Владимир Мономах в «Поучении» уделяет им осо­бое внимание.

Даниил Заточник продолжает тему ответственности власти перед нуждающимся ближним своим. В отличие от «Поучения» Владимира Мономаха, проблема ответственности и социальной справедливости рассматривается автором от лица нуждающего­ся, на основе основополагающего тезиса Священного Писания: «просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного». Он подтверждает необходимость милосердия к нуждающимся, видя в этом необходимый атрибут власти.

Милость князя это помощь, вспомоществование, спасение человека от оков нищеты. Даниил Заточник показывает сущность нищеты, нищенства как явления, негативным образом влияюще­го на человека вообще и на его отношения с миром.

Таковы основные направления первых представлений о про­цессе социальной помощи и поддержки в период раннего Сред­невековья.

В период с XIVпо XVIIIв. в теории милосердия происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется исторический контекст; во-вторых, мыслители позднего Средневековья испы­тывают влияние различных школ и таких авторов, как Дионисий Ареопагит, Иоанн Лествичник, Филипп Пустынник и других; в-третьих, православие как целостное мировоззрение претерпе­вает реформу Никона, после чего происходит церковный раскол и появляются различные новые течения; в-четвертых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традици­онные православные догматы о милосердии и церковных людях. Все это в совокупности определило своеобразие подходов к иде­ям милосердия и оформлению основ «теории призрения», кото­рая со стороны государства первоначально оформлялась как «те­ория нищепитательства».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!