Основные научные подходы в управлении

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эволюция управления как науки представляет серию четырех научных подходов, которые внесли существенный вклад в разви­тие теории и практики управления: процессный, системный, ситу­ационный, количественный.

Процессный подход связывается с управлением как с серией непрерывных, взаимосвязанных и последовательно выполняемых функций:

1) планирование - процесс определения целей организации и способов их достижения;

2) организация - процесс структурирования работы и форми­рования подразделений;

3) мотивация - процесс побуждения людей к производитель­ной работе;

4) контроль - процесс, направленный на проверку успешности деятельности.

Наиболее важной из функций управления считается функция планирования. Она образует основу и служит ориентиром для дру­гих функций, нацеленных на выполнение тактических или страте­гических планов организации. Планы составляют на день, месяц, квартал, год, пятилетие и более. Под эти планы организуются ре­сурсы: трудовые, финансовые, материальные, информационные, инвестиционные и т. д. По истечении каждого периода времени ре­зультаты деятельности сравниваются с теми целями и задачами, которые были запланированы.

Системный подход получил развитие во второй половине про­шлого столетия и широко используется в современных условиях. Это способ мышления по отношению к организации и управлению. В системном подходе руководители рассматривают организации как сложную открытую систему. Определив ее элементы, необхо­димо обозначить их взаимодействие. Это делается посредством вхо­дов и выходов для элементов. Через входы на элемент действуют определенные элементы системы, через выход он взаимодействует с остальными элементами системы.

Имеются два выхода из этого положения.

1. Отказ от познания устройства системы, сосредоточение на ее функционировании. Считать систему закрытой для изучения внут­реннего устройства, «черным ящиком». Наблюдение за таким «ящи­ком», эксперименты с ним позволяют найти те преобразования,

которые дают возможность с достаточной точностью прогнозиро­вать реакцию системы Yна входные воздействия X: (X____►«черный ящик»_____►Y).

2. Вместо изучения реальной системы исследуется ее модель, которая воспроизводит только важные свойства, реальной систе­мы, которые влияют на достижение поставленных целей (количе­ственный подход). К входам относят все ресурсы, которые поступа­ют в систему: информацию, капитал, трудовые ресурсы, материа­лы, оборудование. В процессе деятельности в «черном ящике» про­исходит преобразование входов в продукцию или услуги. Эта про­дукция и услуги являются выходами из системы. Если система уп­равления эффективна, то на выходе образуется прибыль, увеличе­ние объема продаж, удовлетворенность работников, социальная ответственность, то есть все, что характеризует рост организации.

Системный подход принято считать универсальной методоло­гией менеджмента, которая позволяет рассматривать в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Мысленный охват всех явлений как единого целого позволяет:

- объективно оценивать эти явления;

- обеспечивать развитие всей системы;

- предвидеть последствия принимаемых решений. Ситуационный подход (I960 г. - настоящее время) - это способ

мышления об организационных проблемах и решениях, который основан на увязке конкретных приемов и концепций с определен­ными конкретными ситуациями, предназначен для того, чтобы до­стигать целей организации наиболее эффективно. Базируется на степени пригодности различных методов управления к ситуации. Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который ей более всего соответствует.

Ситуационный подход наиболее часто используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях, когда от менеджера в короткий срок требуется правильно оценить эту ситуацию и при­нять верное решение. Именно в такие моменты проявляются та­лант менеджера и его особые качества, такие как дар предвидения, гибкость мышления, эрудиция и решимость.

Обучение или переподготовка менеджеров происходит в са­мых непредвиденных обстоятельствах: стихийные бедствия,

террористические акты, массовые заболевания. Моделирова­ние управления в экстремальных условиях или в условиях ожи­даемых последствий заранее подготавливает менеджеров к зап­рограммированным решениям в условиях нестандартных си­туаций.

Ситуационный подход основан на ситуационных различиях меж­ду организациями и внутри самих организаций. В процессе управ­ления менеджер должен определить наиболее значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

Количественный подход (I960 г. - настоящее время) основан на математике, статистике, инженерных науках и других связан­ных с ними областях знания.

С помощью количественного подхода осуществляется управле­ние на уровне операции. Решение осуществляется построением мо­дели ситуации. Модель (лат. - «образец, мера, норма») - это ус­ловный образ реального объекта, отличающийся от последнего до­ступностью, дешевизной и быстротой в познании, возможностью проверки многовариантных решений. Модель может быть выра­жена на языке математики, макетов, механизмов и т. д. Например, карта местности - это абстрактная модель или упрощенное изоб­ражение реальности. Такая модель позволяет увидеть простран­ственные соотношения элементов местности и пути достижения места назначения.

В зависимости от средств моделирования различают модели материальные и идеальные (абстрактные). В материальных моде­лях используется аналогия между свойствами реального объекта и его вещественного образца. Например, в аэродинамической трубе можно изучать свойства будущего самолета. Переход от модели к реальному объекту осуществляется с помощью особой науки - «те­ории подобия».

В идеальных моделях устанавливается мысленная аналогия между объектом и моделью. Для экономики идеальные модели яв­ляются основными, они делятся на:

- математические (формулы и уравнения);

- числовые (таблицы и матрицы);

- логические (компьютерные программы, схемы);

- графические (графики, рисунки, диаграммы). Наибольшее значение для экономики имеют математичес­кие модели, позволяющие решать сложные задачи с помощью

вычислительной техники. Таким образом, при количествен­ном подходе происходит замена словесных рассуждений и опи­сательного анализа моделями, символами и количественны­ми значениями. Количественные значения позволяют срав­нить и описать каждую переменную и установить характер зависимости между ними. Вклад школы количественных ме­тодов состоит:

- в углублении понимания сложных управленческих проблем;

- в помощи руководителям, которые вынуждены принимать управленческие решения в сложных ситуациях;

- в формировании теории принятия решений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!