Основные направления социальной деятельности земских органов самоуправления. Социальная помощь нуждающимся

Стесненные в правовом отношении, располагавшие ог­раниченные бюджетом, более 40 лет не получавшие госу­дарственной финансовой помощи, -— институты самоуправ­лений проявили удивительную способность к существова­нию даже в условиях авторитарного государства, сумели создать определенную экономическую базу, с помощью ко­торой внесли значительный вклад в развитие таких облас­тей общественной жизни, как народное образование, здра­воохранение, социальное призрение, агрономическое и зоо­техническое обслуживание крестьянских хозяйств, их ис­следование с помощью земской статистики и др.

Будучи ближе к народным массам и лучше зная их нуж­ды сравнительно с высшими правящими кругами, деятели земского самоуправления на рубеже 70—80-х гг. разрабо­тали в рамках мероприятий программу по улучшению со­циального положения крестьянства. Она содержала такие основные требования, как расширение крестьянского зем­левладения, уменьшение выкупных платежей, введение мелкого кредита для крестьян, отмена подушной подати, ослабление налогообложения маломощных хозяйств, вве­дение всеобщего школьного обучения детей, организация внешкольного образования, формирование сети учрежде­ний здравоохранения, налаживание социальной помощи Нуждающимся в ней группам населения.

Значительная работа проводилась органами земского и городского самоуправления в области социального обеспе­чения и социальной поддержки целого ряда категорий на­селения. Эта работа включала в себя строительство и со­держание богаделен, устройство сиротских приютов, от­крытие яслей для грудных детей, создание училищ для слепых, организацию школьных интернатов, учреждение "домов трудолюбия", опеку над домами призрения для ду­шевнобольных, выделение пособий малообеспеченным се­мьям, развитие сети столовых для бедных, финансирова­ние питания в земских больницах и др.

По данным известного исследователя истории обще­ственного призрения в России Е. Д. Максимова, ко времени введения земского самоуправления действовало 107 бога­делен, 21 сиротский дом, 33 дома для душевнобольных и ряд других заведений социального обслуживания нуждаю­щихся, причем в земских губерниях находилась примерно половина общего количества этих учреждений. По мере укрепления земских органов и расширения их деятельнос­ти по жизнеобеспечению местного населения они уделяли все большее внимание делу социального призрения. Сравнительный анализ социального обеспечения в 60-е и 90-е гг. убедительно свидетельствует, что за 30 лет деятельности губернские и уездные управы добились заметно­го улучшения дел в области общественного призрения, ко­торое в сельской местности к концу дореформенного пери­ода делало лишь первые шаги.

Результатом социальной деятельности земств стало значительное расширение сети учреждений общественно­го призрения. К началу 90-х гг. они содержали более 300 богаделен, т. е. почти в пять раз больше, чем в 60-е гг. Достигнутые органами самоуправления заметные ре­зультаты в формировании системы социального призрения позволили Е. Д. Максимову сделать обоснованное заключе­ние о том, что при острой нужде в финансовых средствах земством "сделано больше того, что можно было ожидать". Повысив в населении интерес к общественным делам и жи­вым примером подтвердив важность участия в них обще­ственных сил, земское самоуправление тем самым вызва­ло население к самодеятельности и к инициативе в делах, по привычке считающихся в неземских губерниях "пред­метом ведения" приказов и других казенных учреждений.

Сеть "попечительских" учреждений земств, городских и сословных обществ в земских губерниях несла на себе основную тяжесть работы по оказанию социальной поддержки нуждающейся части населения, располагала бо­лее широким арсеналом социальных услуг "адресного" ха­рактера. Не случайно, если одно земское заведение охва­тывало различными формами социальной помощи в сред­нем 980 человек, то аналогичное учреждение в неземских губерниях лишь 74 нуждающихся.

В активе социальной деятельности земств и городских дум находится и их участие в благотворительных акциях, связанных с материальной поддержкой жителей голодаю­щих губерний. Во второй половине XIX в., когда многие российские губернии оказались в тяжелом положении из-за неурожаев 1873, 1880, 1881, 1891 гг., — большее место в работе земских и городских органов самоуправления за­нимала организация продовольственной помощи населению этих губерний. Земства живо откликались на бедствия кре­стьян, вызванные неурожайными годами. Они оказывали помощь пострадавшему населению прежде всего посред­ством выделения ссуд сельским крестьянским обществам. В течение 1870—1891 гг. размер этих ссуд составил в сред­нем 42 тыс. рублей в каждой губернии. За тот же период государственная финансовая помощь в 11 неземских губер­ниях немногим превысила 3 тыс. рублей. Таким образом, каждая выборная губернская управа оказала нуждающим­ся сельским обществам большую материальную помощь, чем бюрократическая администрация всех вместе взятых не­земских губерний.

В связи с неурожаем 1905 г. на съезде представителей губернских земских собраний, состоявшемся в августе того же года, было принято решение о проведении кампании по оказанию продовольственной помощи населению пост­радавших губерний. Для ее организации съезд избрал об­щероссийскую земскую управу, на местах созданы губернс­кие и уездные комитеты помощи голодающим.

Но по справедливой оценке современников, земства вы­деляли на нужды социального призрения относительно не­большие и недостаточные суммы. В 1912 г. их расходы по статье "содержание богаделен и помощь бедным" вырази­лись в сумме 3,6 млн руб., или менее 2% всех земских расходов по России за год. Главным образом это было связано со скудным бюд­жетом самоуправленческих органов, недостаточной финан­совой помощью со стороны государства, а также со все новыми и новыми мерами правительства по ограничению правового статуса институтов самоуправления в направле­нии уменьшения их самостоятельности. Тем не менее при всех недостатках социальная деятельность земских управ  заслуживает положительной оценки. Благодаря их усилиям был сделан заметный шаг вперед в организации на мес­тах дела народного образования, здравоохранения, соци­ального обслуживания населения.

Предоставление выборным общественным органам из­вестного реального самоуправления, относительная авто­номность этих учреждений в отношениях с государственной администрацией, право подбора и обучения кадров для ме­стных отраслей хозяйства и быта — стали важными факто­рами их жизнеспособности и большого творческого потен­циала. Система земских и городских самоуправленческих органов практически во многом восполняла недоработки го­сударственной администрации в социальной сфере. Учреж­дения местного самоуправления взяли на себя обеспечение тех областей жизнедеятельности, которые оказались непо­сильны для административно-бюрократических структур власти.

Само возникновение и деятельность общественных уп­равленческих органов явились наглядным свидетельством того, что всеобъемлющая и жесткая государственная цент­рализация далеко не всемогуща и не всегда приносит необ­ходимый эффект. Хозяйственная и социально-культурная работа земских собраний, их исполнительных учреждений убедительно показала, что государство не в состоянии обеспечить полнокровную жизнь общественного организма без системы самоуправления народа, в том числе и в соци­альной сфере.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!