Основные направления социальной деятельности земских органов самоуправления. Народное образование

Стесненные в правовом отношении, располагавшие ог­раниченные бюджетом, более 40 лет не получавшие госу­дарственной финансовой помощи, -— институты самоуправ­лений проявили удивительную способность к существова­нию даже в условиях авторитарного государства, сумели создать определенную экономическую базу, с помощью ко­торой внесли значительный вклад в развитие таких облас­тей общественной жизни, как народное образование, здра­воохранение, социальное призрение, агрономическое и зоо­техническое обслуживание крестьянских хозяйств, их ис­следование с помощью земской статистики и др.

Будучи ближе к народным массам и лучше зная их нуж­ды сравнительно с высшими правящими кругами, деятели земского самоуправления на рубеже 70—80-х гг. разрабо­тали в рамках мероприятий программу по улучшению со­циального положения крестьянства. Она содержала такие основные требования, как расширение крестьянского зем­левладения, уменьшение выкупных платежей, введение мелкого кредита для крестьян, отмена подушной подати, ослабление налогообложения маломощных хозяйств, вве­дение всеобщего школьного обучения детей, организация внешкольного образования, формирование сети учрежде­ний здравоохранения, налаживание социальной помощи Нуждающимся в ней группам населения.

В реализации целого ряда разделов этой программы земские и городские самоуправленческие органы добились заметных успехов. Убедительным свидетельством в пользу такого заключения могут служить прежде всего школьные дела. В середине XIX в. в России шло активное формиро­вание современной для того периода системы учебных за­ведений в городах. Что касается сельской местности, то, по признанию министра просвещения, даже в 1866 г. на­чальное образование в деревне находилось в зачаточном состоянии.

С созданием органов самоуправления дело общеобра­зовательной подготовки крестьянских детей сдвинулось с мертвой точки. Результатом инициативы и деятельности местных выборных управ, сельских обществ и либеральной интеллигенции стало создание земских школ. Уже за пер­вое десятилетие своего существования самоуправленчес­кие учреждения открыли около 10 тыс. начальных школ.

Развертывание системы начального образования влек­ло за собой рост расходов на нее за счет местного бюджета. Строительство системы начального образования на селе поставило перед органами самоуправления задачу подго­товки учительских кадров. Поскольку во второй половине XIX в. правительство не оказывало земствам какой-либо помощи в организации народного просвещения, местные выборные управы собственными силами решали проблему обеспечения учебных заведений педагогическим персоналом. Самоуправленческие органы развернули интенсивную и раз­ностороннюю деятельность по формированию учительско­го корпуса земской начальной школы. В этих целях в Санкт-Петербурге, Новгороде, Рязани, Самаре и Казани были открыты специальные учительские семинарии, которые готовили кадры для сельских школ земского ведомства.

Вся эта многогранная деятельность дала реальные ре­зультаты. В 1910 г. в земских школах работало свыше 40 тыс. учителей, основная масса которых была подготов­лена усилиями самих учреждений местного самоуправле­ния. Большое внимание земские органы уделяли повыше­нию квалификации учительских кадров. Только в течение 1897—1901 гг. они провели более 70 педагогических курсов по вопросам содержания и методики школьного обучения.

Не случайно по сравнению с министерскими и особенно церковно-приходскими школами земские школы отличались более высоким уровнем учебного и воспитательного, про­цесса. Наряду с обязательным преподаванием чтения, пись­ма, арифметики и Закона Божьего учителя вводили в учеб­ные программы темы по основам природоведения, геогра­фии и истории. Занятия велись по лучшим учебникам того времени ("Родное слово" К Д. Ушинского, "Азбука" и книги для чтения Л. Н. Толстого, "Мой друг" Н. А. Корфа и др.).

Постепенно благодаря усилиям таких деятелей просве­щения, носителей прогрессивных педагогических взглядов, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и другие, а также под­вижнической работой тысяч учителей, посвятивших свою жизнь благородному делу народного образования, сложил­ся особый тип земской школы с трехгодичным и четырехго­дичным обучением. Земская школа стала важным состав­ным звеном российской культуры второй половины XIX в. По существу созданием начальной сельской школы Россия обязана местным органам самоуправления.

Земские самоуправленческие органы сыграли значи­тельную роль в организации воскресных школ. Эти школы давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим городс­ким жителям, а также их детям. В середине XIX в. пер­вые воскресные школы были открыты в Москве, Киеве, Харькове и ряде прочих городов. В организации воскрес­ных школ либеральная общественность и демократическая интеллигенция опирались на огромную тягу народа к знани­ям.

В земском опыте представляет значительный интерес комплексный подход к постановке народного образования, что выражалось в органическом соединении решения таких важных задач, как широкое строительство школьных зда­ний, формирование квалифицированных учительских кад­ров, введение прогрессивной образовательной системы, переход к бесплатному образованию и бесплатному обеспе­чению учащихся учебными пособиями, создание сети куль­турных учреждений, в том числе библиотек, издательств, книжных складов, народных театров и народных домов.

Вклад органов земского самоуправления в строитель­ство системы народного образования весьма значителен. Если в 60-е гг. общая численность учащихся в России лишь не­много превышала 1 млн, то в начале 1900-х гг. их количе­ство превысило 4 млн человек, из них около 2 миллионов училось в школах земского ведомства. Ко времени отмены крепостного права удельный вес грамотных составлял все­го 7% населения страны. По данным переписи 1897 г., гра­мотность в России поднялась до 28,4%.

Местные выборные органы способствовали развитию различных форм просвещения, в том числе организации книгоиздательского дела, созданию библиотек. С помощью земств, в частности, росла библиотечная сеть. К концу 90-х гг. в губерниях земского самоуправления было откры­то 2 тыс. школьных и 3 тыс. народных библиотек. В 1910 г. их общее количество превысило 30 тысяч. И хотя пробле­ма народного просвещения по прежнему оставалась исклю­чительно острой, было бы несправедливо не замечать зна­чительных сдвигов в этой области, происшедших во мно­гом благодаря усилиям деятелей земского и городского са­моуправления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!