Основные направления экологического образования дошкольников

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.

Эколого-валеологический подход. Составной частью экологического воспитания является ответственность, которая побуждает заботиться об экологии и здоровье своего организма, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия в отношении собственного организма и образа жизни. Цель экологического воспитания - сформировать личность человека ноосферы. Создание модели воспитательной системы с экологическим содержанием, формированием мышления здорового образа жизни позволит сформировать личность для выживания и адаптации в новых социальных условиях.

Развитие валеологии, как науки, обусловливается историческим развитием понятия здоровья - в его приложении к человеку, этносу, поколению и, наконец, к динамической самоорганизующейся системе. Под здоровьем (интегрированным здоровьем) динамической системы понимается динамическое равновесие эндогомеостаза (гомеостаза внутренней среды) и экзогомеостаза (гомеостаза внешней среды). Данное определение может быть применено не только к человеку, но и к образованию или образовательной среде. Эколого-валеологическое образование  - непрерывный процесс обучения,  воспитания и развития  эколого-валеологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к окружающей природной среде, личному здоровью и здоровью окружающих. Эколого-валеологическое воспитание направленно на развитие экологического сознания личности, которое включает в себя эколого-валеологические знания, факты, сведения, выводы, обобщения.

Культурологическое направление - формирование экологической культуры. Одной из главных задач культурно-экологи­ческого воспитания является задача, решение кото­рой выразится в гармоничном сочетании практиче­ского и духовного опыта взаимодействия человека с Природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согла­суется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, кото­рый он создает. Человека, да и общество характеризует  в целом прежде всего Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравст­венность, широкий кругозор и созна­ние, образованность и просвещен­ность, интеллигентность и цивилизо­ванность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Все это и определяет внутренний мир человека, от которого зависит его жизнедеятель­ность. Становится ясно, что многие, если не все, проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравст­венной, невежественной, а следова­тельно, разрушительной деятельнос­тью человека, непосредственно выте­кают из общего кризиса Культуры. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы Культуры должны стоять на первом месте». Чтобы сохранить себя, человек дол­жен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образова­ние в целом должны быть ориентиро­ваны на созидание более совершенно­го человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!