Основные мероприятия по организации общественного призрения, проводимые Петром Великим

Развитие мер общественного призрения в определен­ную систему принадлежит уже Императору Петру Вели­кому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распо­ряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призре­ния. Он подробно останавливается на необходимости разли­чать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на пре­дупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессио­нальных нищих и др. категории их. Он принимает реши­тельные меры к урегулированию частной благотворитель­ности, определяет организованную помощь общества, ус­танавливает органы призрения и необходимые для разви­тия дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных меж­ду собой попыток, а цельную систему, отличающуюся из­вестной выдержанностью и последовательностью.

Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Велико­го, отметим наиболее крутые из них.

Заботясь "о пристройстве" истинно нуждающихся, Император в 1700 г. пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных. Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь ока­зывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосхо­дят суммы для детей и вдов.

В 1706 г. митрополи­том Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. Император, очень сочувствовавший такому учреждению, немедленно определил на содержание его доходы с нескольких монастырских вотчин. Позже он повелел учредить в городах гос­питали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротс­кие дома от магистратов. Затем в 1710 г., ввиду злоупот­реблений в пользовании богадельнями, великий преобразо­ватель России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы.

В 1712 году Петр I предпринял целый ряд мер к развитию "закрытого призрения" в России.  Учиты­вая собственный опыт, а также работу благотворитель­ных учреждений, устроенных Людовиком XIV, Петр ввел детские приюты— "гошпитали"  - во всех губерн­ских городах. По указу для них должны были строиться специальные здания рядом с церковными оградами (в Москве — каменные, в других городах — деревян­ные). Позаботился он и об анонимности лиц, сдающих детей, велел, чтобы "зазорных" младенцев в непристой­ные места не отметывали, но приносили бы к вышеоз­наченным гошпиталям и клали тайно в окно через ка­кое закрытие, дабы приносимых лиц не видно было". Указом назначалась смертная казнь тем, кто загубит "за­зорных" детей. Из гошпиталей младенцев, выкормлен­ных "искусными женами", передавали до достижения 10-летнего возраста в богадельни или приемным роди­телям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в "художественные ученики".

Особой заботой пользовались при Петре военные. В 1712 г. государь распорядился "не способных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в мос­ковские богадельни; в богадельнях быть осмотру еже­месячному; принимать в оные со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их воз­лагалось на монастыри.

В 1715 году Петр заложил первые сухопутный и морской госпитали, Инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных матросов и солдат. Он приказал собрать в них "искусных докторов", подлекарей и "боль­шое число молодых учеников", чтобы приготовить из последних знающих медиков. Госпитали подчинялись военным ведомствам.

Не были забыты и пленные, которых в начале XVIII века выкупали за государственный счет, выдава­ли им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали, в порядке исключения, собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и ино­земные военнопленные: "Пленных пруссаков и других немцев оставить в России".

Петру Алексеевичу принадлежит инициатива при­зрения еще одной категории российских убогих — душевнобольных. В 1722 г. он указал "дураков" свиде­тельствовать непосредственно в Сенате и за негодны­ми "ни в науку, ни в службу — деревень не оставлять, жениться их не допускать и отдавать в кормление род­ственникам". В 1723 г. был расписан порядок освиде­тельствования "сумасшедших и прочих душевноболь­ных", который сохранялся в общих чертах до конца XIX века. Призрение этой категории населения было возложено на магистраты, отсылка их в монастыри зап­рещалась.

Особе значение  в период правления Петра приобрела борьба с профессиональным нищенством. Среди указов, направленных против профессионального ни­щенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь. Нищих «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. Петр Великий видел зло  в безразборчивой милостыне, с которым нужно бороться. Прямым следствием такого воззрения было воспреще­ние раздавать милостыню отдельным категориям нуждаю­щихся, но не заслуживающих помощи. Согласно распоряжению императора,  с лиц, которые будут замечены в подаянии милостыне, в первый раз будет взиматься штраф 5 рублей, в другой раз -10 рублей. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни. При этом воспрещалось даже, под опасением штрафа, давать пристанище профессиональ­ным нищим.

В городах создавались специальные штаты «нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении на­ходились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчин­ников, как мирян, так и представителей духовенства. Опреде­лялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на ка­торжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на су­конный двор и мануфактуры. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим « на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престаре­лые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февра­ля и 20 июня 1718 г.).

В качестве меры борьбы с нищенством  - создание системы защиты и помощи нуждающимся: социальные институты -  смирительные дома, прядильные дома,  гошпитали сиротские дома.

Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и по­строить его на новых началах, возложив заботу о нуж­дающихся на государственные светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост или сотских. Центральное управление бого­угодными заведениями он сохранил сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 г. передал Святейшему Синоду, а в 1724г. - финансовому ве­домству. Большинство мероприятий Петра I носило харак­тер "вразумляющего принуждения", так как, по словам царя-преобразователя, "наши люди ничего без принуж­дения не сделают".

В заключение обзора мероприятий Петра Великого в области общественного призрения необходимо отметить, что, внося в него так много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на при­зрение. Без этих источников невозможна была реформа при­зрения, а потому при нем: 1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак; 2) воспрещена вольная продажа воско­вых свечей и предоставлена исключительно церквам; 3) установ­лен вычет из жалованья у всяких чинов людей, "кроме сол­дат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей";  4)  введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег "на общую монастырскую пользу, а не на собствен­ные свои потребы"; 5) сбор доброхотных подаяний в церк­вах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой — на госпиталь, и 6) штрафные деньги с раскольников установлено обращать на богоугодные дела. Как ни незначительны в общем были средства, получавшиеся от этих источников, но сам факт обособления их, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!