Основные концепции и модели социальной работы

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основные модели теоретического обоснования практики со­циальной работы отражают не только результаты научных поис­ков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Каждая модель содержит некоторые теоретические концеп­ции, связь со смежными науками о человеке и обществе, есте­ственными и социокультурными основами жизни, а также пред­полагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кри­зисов, возникающих у клиентов.

Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий:

1) психолого-ориентированные;

2) социолого-ориентированные;

3) комплексно-ориентированные.

Психолого-ориентированные модели социальной работы полу­чают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиен­там оптимизировать собственные усилия по изменению ситуа­ции, возникшей на личностном или социальном уровне. В соот­ветствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать кли­ентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития совре­менного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям.

Анализ технологий современной социальной работы показы­вает, что доминирующей в ней является психодинамическая мо­дель, основанная на психодинамическом направлении теории со­циальной работы.

Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатываласьпсиходинамическая модель практики социальной работы. Основ­ные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной работы; психодинамиче­ская теория выполняет функцию как бы универсальной техноло­гии, применяемой ко всем сферам социальной работы.

Отношения социального работника и клиента в рамках пси­ходинамической модели включают такие компоненты, как: ин­дивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагно­стика ее и использование недирективной терапевтической тех­нологии оказания помощи.

Экзистенциальная модель. В основу данной модели социаль­ной работы, опирающейся на экзистенциальный и феноменоло­гический подходы, положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои пред­ставления об окружающем его мире, как оценивает свой соци­альный статус. Социальные работники, использующие техноло­гии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются имен­но там.

Дальнейшее развитие экзистенциальная модель практики со­циальной работы получила в связи с ростом внимания к девиант-ным отношениям, а также с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы.

Гуманистическая модель. Одним из основных принципов гу­манистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопозна­ния и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой мо­дели практики социальный работник прежде всего старается убе­дить клиента в своей искренней заинтересованности в его про­блемах, положительном отношении к нему, стремится сопере­живать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.

Это одна из действенных моделей, способствующих повы­шению эффективности взаимоотношений социального работ­ника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «актив­ного слушания», основными компонентами которой являются эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отно­шений.

Существенная черта этой модели социальной работы неди­рективный подход к решению проблем клиента. Социальный ра­ботник через общение с ним, во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно толькочерез понимание отношения к другим; что человек должен дей­ствовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек на­шел именно свое предназначение в жизни.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!