Основные категории социальной педагогики: понятие и категории науки и социальной педагогики

Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки. Система знаний науки отражается в ее понятиях и катего­риях. Понятия — это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Понятия в науке закрепляются не сра­зу. Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся ча­стью системы той или иной науки. Чтобы определить сущность понятия, выделяются, прежде всего, его признаки, отражаю­щие объект изучения науки. В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.

Таким образом, в каждой науке формируется своя понятий­но-категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаи­мообусловленность входящих в нее понятий. В то же время си­стема понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект. Не является в этом смысле исключением и соци­альная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педа­гогики и социологии, а также других наук, изучающих челове­ка.

в России социальная педагогика была введена императивно «сверху» и с самого начала стала развиваться как ответвление педагогической науки. Хорошо известно, что педагогика, имея свою ограниченную область исследования и являясь самостоятельной и достаточно разработанной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с дру­гими гуманитарными науками, изучающими человека. Их до­статочно много, однако среди них особо выделяются такие, ко­торые связаны с педагогикой родственными узами. К ним отно­сятся прежде всего те гуманитарные науки, категории которых входят в понятийную систему педагогики и активно использу­ются ею как в теоретических исследованиях, так и непосред­ственно в практической деятельности педагогов.

Каждая новая научная отрасль, отделившая­ся от педагогики, имеет свои специфические особенности, ко­торые находят отражение в системе ее категорий и понятий. Однако понятийный аппарат частной науки формируется не сам по себе, а на основе понятийно-категориальной системы педа­гогики и во взаимосвязи с ее основными категориями.

Выделив собствен­ные категории социальной педагогики и рассмотрев их во вза­имосвязи с основными педагогическими категориями, обозначаем специфику этой области знания, позволяю­щую ее выделять в самостоятельную педагогическую отрасль.

Выделяют собственные категории социальной педагогики  - категории «социаль­но-педагогическая деятельность», «социальное обучение» и «социальное воспитание».

К заимствованным категориям социальной педагогики  относятся междисциплинарные понятия, как «личность», «разви­тие», «деятельность», «социализация», « общество», «социум» и др..

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!