Основные изменения в государственном строе Англии в начале XXI века

29 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В новейшее время парламент сохранил традиционное положение и формы деятельности. Эволюция парламентаризма выразилась в изменении соотношения полномочий палаты общин и палаты лордов, а также во взаимоотношениях парламента с правительством.

Палата общин в начале XXI в. составляет 650 депутатов: 523 – от Англии, 72 – от Шотландии, 38 – от Уэльса, 17 – от Северной Ирландии. Депутаты работают на профессиональной основе и с 1911 г. получают постоянное жалование.

Палата лордов более многочисленна: 1195 пэров в начале 1990-х гг. На протяжении XX в. она оставалась оплотом консерваторов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной земельной аристократии, пожизненные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XIX в.; лорды по апелляциям, назначенные для осуществления судебных полномочий палаты лордов. К числу духовных пэров относятся архиепископы и епископы. Важной особенностью верхней палаты стало увеличение до 1/3 числа назначенных (пожизненных) пэров, что использовалось кабинетом министров (прежде всего лейбористами) для укрепления своих позиций.

Эволюция парламентаризма в XX в. обусловлена возрастанием роли палаты общин в сравнении с палатой лордов как следствия, во-первых, объективного процесса демократически избранных депутатов, отражающих позиции массовых партий, во-вторых, целенаправленной законодательной политики. Актом о парламенте 1911 г. установлен законодательный приоритет палаты общин: не требовал одобрения палаты лордов законопроект, признанный палатой общин финансовым либо одобренный коммонерами на трех сессиях подряд. Право законодательного вето палаты лордов было отменено, она лишь вправе с 1949 г. отсрочить введение закона на 1 год. После Второй мировой войны законодательные полномочия верхней палаты подверглись дальнейшим ограничениям. С 1945 г. палата лордов обязана утверждать любой билль (за исключением актов делегированного законодательства), принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы правящей партии, победившей на общенациональных выборах. Это отразило принципиальный поворот от признания парламентского суверенитета к приоритету национального народного суверенитета. Наконец, акт о пэрстве 1963 г., установивший право отказа от титула в пользу возможного членства в палате общин, подтвердил относительное снижение политического веса палаты лордов. Однако и по сей день она сохраняет большое влияние и способна оказывать сильное политическое давление.

Развитие избирательного права на протяжении новейшей истории отмечено демократизацией и введением всеобщего избирательного права. Согласно акту о парламенте 1911 г. срок полномочий палаты общин сокращен до 5 лет. Согласно закону 1918 г. избирательные права предоставлены всем мужчинам старше 21 года и частично женщинам (старше 30 лет, владеющим недвижимостью с доходом в 5 фунтов в год). В 1928 г. избирательное право мужчин и женщин было уравнено. Наконец, в 1945 г. основания ограничения активного избирательного права были упрощены. Избирательных прав лишены несовершеннолетние, пэры, душевнобольные, осужденные и не отбывшие наказания, осужденные за избирательные преступления, шерифы – уполномоченные по выборам. Ограничения пассивного избирательного права более обширны и включают также лиц, получающих пенсии от короны, банкротов и др. В 1969 г. возрастной ценз был снижен до 18 лет (до 21 года – для пассивного права).

Изменения коснулись и избирательной системы. К 1948 г. были изжиты остатки корпоративного представительства и введено территориальное равенство. От избирательного округа (70 тыс. избирателей) выдвигается один депутат, получивший относительное большинство поданных голосов. С 1985 г. право участвовать в выборах получили британцы, проживающие за границей.

Взаимоотношения парламента и правительства характеризовались постепенным сокращением влияния парламента на министров в текущей деятельности. Лишь дважды – в 1924 и 1979 гг. – парламент выносил вотум недоверия кабинету министров. На основании акта о борьбе с терроризмом 1974 г. в практику вошло требование «спешности» обсуждения публичного билля – практически без прений. «Закрытие прений» по тому или иному вопросу применялось достаточно часто.

В 1967 г. появился новый конституционный институт, значимый для координации взаимоотношений парламента и правительства – омбудсмен – парламентский уполномоченный по делам администрации. Омбудсмен назначается правительством по согласованию с парламентом и занимается проверкой деятельности министерств в отношении соблюдения гражданских прав. Институт уполномоченного расширил парламентский контроль за деятельностью правительства и способствовал упрочению связи парламента с избирателями.

Главой государства Великобритании является монарх. Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армии, светским главой англиканской церкви.

Правительство. Среди государственных институтов Великобритании XX в. особое место занимает кабинет министров. Должность премьер-министра приобрела самостоятельный конституционный статус. К середине XX в. было общепризнано, что премьер-министр представляет главу правительства и не возглавляет конкретных ведомств. На протяжении новейшего времени сложился конституционный обычай: монарх выбирает премьер-министра только из членов палаты общин. Премьеру как лидеру парламентского большинства в палате общин принадлежит право решать вопрос о роспуске парламента, обычно монарх следует его просьбе, премьер определяет персональный состав правительства, по его личному представлению производятся присвоение монархом пожизненного пэрства по закону 1958 г., награждение орденами, титулами и пр.

Состав правительства на протяжении XX в. вырос количественно до 90-100 чел., из них 20-22 чел. традиционно составляют кабинет министров. Правительство структурно делится на четыре категории:

  • главы ведомств, т.е. государственные секретари и лорды;
  • министры «без портфеля» и лорды специальных поручений;
  • государственные министры – заместители глав ведомств;
  • младшие министры или парламентские секретари.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

В 1914 г. было приостановлено действие Хабеас корпус акта и принят Акт о защите государства, передававший правительству на время войны всю полноту власти. (После окончания войны закон был отменен, но отдельные положения продолжали применяться.)

В 1920 г. принят Закон о чрезвычайных полномочиях, согласно которому правительство от имени короля могло объявлять чрезвычайное положение. В 1939 г. парламентом закреплен новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимым для обеспечения общественной безопасности.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Так появился институт делегированного законодательства, т.е. право правительства издавать конкретные законоположения на основании общего законодательного поручения парламента. Специальным актом 1946 г. делегированное законодательство было преобразовано в постоянный конституционный институт, вопросы государственной безопасности, борьбы с терроризмом, обеспечения «жизненно важных функций» государства были признаны постоянным предметом законодательных распоряжений правительства.

Центральная администрация существенно разрослась на протяжении XX в. В начале XXI в. насчитывается около 15 крупных министерств: внутренних дел, обороны, иностранных дел и по делам Содружества, финансов, торговли и промышленности, занятости, здравоохранения и социального обеспечения, образования и науки, по делам окружающей среды и др.

Кроме того, в Великобритании возник целый ряд ведомств с экономически регулирующими функциями, связанными с максимально национализированными отраслями: центральное управление энергоснабжения, департамент по гарантиям экспортных кредитов, аэрокосмическая корпорация, нефтяная корпорация и др. Их возникновение свидетельствовало о возрастании доли прямого экономического и хозяйственного управления в системе функций государства.

Порядок государственной службы чиновников определен законами. В 1970 г. проведена реформа, разделившая должностных лиц на руководящий, административный, научный и технический персонал. Независимость должностных лиц от правительства и смены парламентско-партийных лидеров обеспечивается запретом офицерам ВС, судьям, гражданским чиновникам активно и открыто участвовать в политической деятельности.

С этим связывается своеобразие системы ветвей власти в Великобритании – т.н. мягкая модель разделения властей – законодательными полномочиями наделены монарх, парламент, кабинет министров, а исполнительной властью является гражданское чиновничество, лишенное права быть избранными в парламент.

В текущей работе правительства важную роль играли его специальные органы и комитеты.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!