Основные источники и система феодального права в странах Западной Европы

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.

Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали каноны церковных Соборов и акты римских пап, нередко превращавшиеся в нормы права.

Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; повышенный интерес к римскому праву в силу широкого обращения научной общественности в эпоху Возрождения к античному творческому наследию.

Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII веке юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической разработанности правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так, северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.

Специфической системой права в средние века было каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Источником права в этот период является обычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. Наиболее древняя и известная Салическая правда (или «Салический закон» – Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать период правления Хлодвига, т.е. конец V столетия (486-511 гг.) – момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта франкской деревни. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права представлены в ней значительно меньше.

Можно выделить общие черты и особенности, свойственные Салической правде: бессистемная запись обычаев салических франков; сохранение пережитков первобытно-общинного строя; наличие символики, связь с религией; раскрытие процесса разложения общинно-родовой собственности и появление частной собственности; защита частной собственности и интересов имущих; казуистичность.

С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом.

В IX – XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, что способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права. Значимость и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества. Оно возникало, как правило, из компромисса и не зависело от произвола государственной власти. Поэтому соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую, прежде всего, судебной властью. Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны не менее 40 лет, как говорилось в источниках с «незапамятных времен».

Также одним из ранних источников права являлись – собрания феодальных обычаев и правил («Свод обычаев Барилоны» 1067 г., «Правила обычаев и прав монастырских» 997 г. и др.)

Начиная с XIII в., стали предприниматься со стороны юристов-практиков попытки определенной систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Около 1255 г. был составлен «Большой сборник обычаев Нормандии»; в 1273 г. кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в сборник, получивший название «Учреждения Святого Людовика», куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался сборник «Кутюмы Бовези» (1282 г.), составленный Бомануаром, считавшимся первым теоретиком французского права. В 1389 г. появляется «Большой сборник обычаев Франции». Но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания.

В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвержденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары – «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям; к северу – «страна обычного права», так как здесь основным источником права были местные обычаи – кутюмы.

Письменными источниками права являлись также акты королевской власти: указы, эдикты («Нанский Эдикт» 1598 г., «Эдикт Людовика XIII» 1641 г.), ордонансы («Великий мартовский ордонанс» 1357 г., Ордонансы 1303, 1306, 1498, 1629 гг. и др.). До второй половины XVII в. королевское законодательство не отличалось систематизацией и классификацией содержащегося в нем материала, зачастую королевское законодательство страдало декларативностью. К середине XVI в. накопилось так много королевских ордонансов, что Генеральные штаты потребовали от короля их кодификации, итогом которой явилось создание кодекса Генриха III 1587 г. Данный кодекс представлял собой частное произведение, которое пользовалось большой популярностью в судах. При короле Людовике XIV кодификационные работы поднимаются на более высокую ступень. Был даже создан специальный совет по реформе законодательства. Несмотря на это королевские законодательные акты не смогли внести во французское право системности, так как затрагивали сравнительно небольшой круг общественных отношений.

Источником права, который вносил единообразие, являлось римское право, имевшее здесь достаточно глубокие исторические корни. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума». Настоящий ренессанс римского права во Франции начинается с XIII в. на юге страны, что было обусловлено активной деятельностью здесь школы глоссаторов римского права.

Отношение французских королей к римскому праву на ранних этапах было двояким. С одной стороны, они использовали отдельные формулы римского  публичного права для укрепления собственной власти, с другой – применение римского права могло быть истолковано, как признание верховенства римско-германской императорской власти. Поэтому римское право то запрещалось для преподавания в Парижском университете, то вновь разрешалось.

Постепенно по мере упадка местных обычаев на юге Франции, римское право стало признаваться в качестве общего права и все больше проникало в судебную практику. К XVI в. во Франции сложилась своя собственная школа римского права, которая получила название школы гуманистов.

Наряду с римским правом на развитие французского феодального права оказало известное влияние каноническое (церковное) право. Расцвет канонического права во Франции приходится на XII – XIII вв., когда значительно расширилась компетенция церковных трибуналов над светским населением. Каноническое право оказало влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейных отношений. Кроме того, каноническое право способствовало внесению единства в разнообразные обычаи отдельных местностей.

В дальнейшем, по мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. вообще запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. Однако позднее к числу королевских полномочий было отнесено придание обязательной силы нормам канонического права.

В основу действия канонического права были положены следующие принципы: в отношении старого канонического права, которое было включено в свод канонического права (1582 г.), действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью. Все остальные нормы канонического права требовали специальной королевской санкции.

Немалое значение в период средневековья во Франции имело городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но были присущи и общие черты. Основным источником городского права на ранних периодах являлись городские хартии, которые имели нормативный характер и отражали компромисс городского населения Франции с королем или отдельными сеньорами. В хартиях содержались в основном важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь, имущество и т.п.), а также регламентировалась торгово-ремесленная деятельность горожан.

Однако по мере развития внутренней и международной торговли, стали видны очевидные недостатки городского права, которое носило местный партикулярный характер. Вследствие этого с XII в. отношения между купцами и торговцами  начинают регулироваться нормами международного морского и торгового права («Реестр торговых и морских обыкновений», составленный в XIII в.).

Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII в. предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из них являются «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». Нормы и принципы данных сборников применялись зачастую далеко за пределами мест, где они были созданы.

«Саксонское зерцало» было написано в 1225 г. и объединяло наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Оно состояло из двух частей: «земского права» и «ленного права». Первая часть содержала нормы как обычного права, так и императорского законодательства, регулирующие гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия. Вторая – регулировала отношения вассалитета между феодалами.

В данном документе практически не содержалось ссылок на римское, городское, торговое право и имелись лишь небольшие ссылки на церковное право. «Саксонское зерцало» применялось во многих германских землях и городах. На него ссылались нередко вплоть до конца XIX в.

«Швабское зерцало» (принято во второй половине XIII в.), регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии.

В период феодальной раздробленности высокой степенью единообразия отличалось германское городское право, так как несколько ведущих городов формулировали общие правовые нормы и принципы. Эти так называемые «материнские» решения судов направлялись в «дочерние» города по их просьбе. В результате такой практики в Германии образовалось две «семьи» городского права – любекское и магдебургское. Любекское право применялось в городах Северного и Балтийского регионов, а магдебургское право действовало в восточных землях. Наибольшую известность получили нормы магдебургского права, посланные в Бреслау в 1261 г. (64 статьи) и в Герлиц в 1304 г. (140 статей). Впоследствии магдебургско-бреслауское право было систематизировано и издано в пяти книгах (около 500 статей).

Из городского права постепенно выделялись торговое право (или «право купцов»), ставшее универсальной системой, в которой нашли отражение черты национального права. Особенно большое количество норм торгового права содержалось в статутах городского права XIII в. городов Ганзейского союза. Широкий авторитет приобрели законы Висби (принятые в 1350 г.), в которых регулировались вопросы морской торговли.

Особое место торговое право занимало в северо-итальянских землях Германии, где были образованы городские коммуны, объединенные в так называемую Ломбардскую лигу (Венеция, Балонья, Милан и др.). Торговое право здесь было систематизировано («Книга обычаев» Милана 1216 г.).С конца XV в.  общепризнанным источником права империи стало римское право, что способствовало установлению определенного правового единства. К источникам права относились также каноническое право, международные договоры, княжеское законодательство и различного рода кодифицированные акты, содержавшие нормы уголовного, наследственного и торгового права.

Феодальному праву Англии, в отличие от других стран Западной Европы,  была свойственна казуистичность, запутанность, громоздкость, что объяснялось наличием своего, особенного, пути развития права и, в частности, отсутствием влияния римской правовой мысли.

В раннефеодальных государствах Британии основным источником права был обычай. В некоторых из них были изданы сборники обычаев с включением норм, утвержденных государственной властью: Правда Этельберта (601-604 гг.), Правда Инэ (VII в.), Правда Альфреда (IX в.),  Законы Кнута (XI в.). Во всех сборниках ярко прослеживается процесс социального расслоения англосаксонского общества и постепенная его феодализация.

Начиная с IX в. в качестве основного гаранта «королевского мира» выступал сам король и устанавливалась его высшая юрисдикция по целому ряду правонарушений. Это положило начало формированию единого английского «общего права» (common Law). Первоначально каждый королевский «указ» издавался по конкретному, определенному делу, но начиная с  XIII в. королевские указы настолько стали многочисленными, что возникла необходимость в их систематизации. В результате такой работы появился «Реестр указов», который играл роль справочника по «общему праву».

После нормандского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи. При рассмотрении дел на местах они руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, разъездные судьи в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое «общее право». В королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, «свитки тяжб», которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время (XIII в.) зарождается основной принцип «общего права»: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

Начиная с XV в. в Англии формируется так называемое «право справедливости». В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах «общего права», он обращался к королю за «милостью» разрешить его дело «по совести». С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера (1474 г.) «суд справедливости». Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал принципы канонического и римского права. «Право справедливости» дополняло «общее право», восполняло его пробелы. «Право справедливости» также базировалось на принципе прецедента.

«Право справедливости», в отличие от «общего права», не обладало жесткой детерминированностью, а оставляло решение многих судебных вопросов на откуп судьям, что в свою очередь привело к созданию ряда принципов, которые в XVII в. были сведены в определенную систему, сохранившую свое значение и до сегодняшних дней. Среди этих принципов главное место занимает то, что «право справедливости» – это «милость короля». «Право справедливости» было создано не для изменения «общего права», а для того, чтобы придать ему большую эффективность путем отступления от старых формальных правил.

Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права. Отличие парламентских актов от других источников права средневековой Англии состояло в том, что их законность не могла обсуждаться в судебном порядке. Понятие статут, приближенное к современному парламентскому праву, появилось лишь в 1327 г.

Среди источников феодального права Англии особое место занимает торговое и каноническое право. Они складывались на международной правовой основе, так как формализм и консервативность «общего права» не способствовали развитию рыночных отношений. В основном торговое право развивалось  в портовых городах Англии, которые с конца XIII в. становятся важными центрами международной торговли, особенно по продаже шерсти и сукна. Так, например, в 1353 г. был принят специальный статут об оптовой торговле и городских торговых судах. В 1471 г. английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать суда «запыленных ног», т.е. ярмарочного суда суммарной юрисдикции с упрощенной судебной процедурой, обеспечивающей скорое решение дел («от прилива до прилива»).

Роль канонического права и деятельность церковных судов в различные исторические периоды средневековой Англии постоянно менялась, что объяснялось сложными взаимоотношениями и непрекращающейся борьбой светских и церковных феодалов за расширение своей власти. Под юрисдикцию церковных судов попадали многочисленные дела, связанные с церковной собственностью, брачно-семейными отношениями, завещаниями и богохульством. Иерархи церкви пытались расширить юрисдикцию церковных судов, но королевская власть вела решительную борьбу с подобной практикой. Несмотря на это, вплоть до XVI в., до установления англиканской церкви, никто не отвергал законность папской юрисдикции в вышеперечисленных делах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!