Основные институты социальной помощи, действовавшие в стране к 1862 году

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую по­ловину XIX в. (она развивается по нескольким направлениям). Оформляется административная система помощи нуждающим­ся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентив­ные и защитные меры относительно различных слоев населе­ния, усиление законодательной базы, регулирующей отноше­ния между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечают­ся тенденции институциональной системы помощи, представ­ляемой различными ведомствами — общественными и частны­ми институтами защиты и призрения.

Согласно уложению, в каждой губер­нии учреждалось по одному приказу общественного призрения под председательством гражданского губернатора. Приказы об­щественного призрения включали в себя как институты поддер­жки, так и институты контроля: народные школы, больницы, си­ротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых боль­ных, для душевнобольных, работные, смирительные.

Поиски системы финансирования приказов общественного призрения осуществлялись вплоть до 1810 г., когда приказы перешли под юрисдикцию Министерства полиции, а затем Министерства внутренних дел. Тогда-то финансовые потоки приняли организованные формы. В то же время эти министер­ства контролировали не все территории.

Министерство полиции, а затем Министерство внутренних дел стимулировали приказы общественного призрения к увели­чению и накоплению средств. Приказы общественного призрения, находясь под непосредственным контролем Министерства внутренних дел, увеличивали свои капиталы за счет банковских операций, частных пожертвований, а также в результате ведения самосто­ятельной хозяйственной деятельности. Можно сказать, что к 1862 г. в приказах общественного призрения сложилась опре­деленная финансовая структура капиталов, которая состояла из следующих разрядов: собственных капиталов, благотворитель­ных капиталов, апелляционных капиталов, судебных вкладов, частных и правительственных вкладов, пересылочных сумм.

В рассматриваемый период оформляется не только финансо­вая, но и организационная структура приказов общественного призрения, хотя говорить о единой административной структу­ре еще рано. Приказы общественного призрения управлялись коллегиально, но председательствовал непосредственно губер­натор. В состав правления входили заседатели совместного суда, по одному от каждого сословия: дворянства, купечества, селян, при этом ведение дел возлагалось на одного из членов правления. Система ежедневных заседаний, составление про­шений и разрешений, согласование их с Министерством внут­ренних дел создали достаточно громоздкую и неоперативную систему помощи и поддержки, что отмечалось современника­ми.

С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со сторо­ны правительства — инспекторы врачебных управ.  Можно констатировать, что к 1862 г. сложилась определен­ная структура институтов помощи: лечебные заведения (боль­ницы, дома для умалишенных);  заведения призрения (бога­дельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, си­ротские дома, училища для детей канцелярских служащих); институт пансионеров, местные благотворительные общества. Общественное призрение получило развитие благодаря трем основным принципам: самостоятельности местных благотвори­тельных организаций, привлечению к управлению местного населения и обеспечению населения более или менее достаточ­ными денежными средствами.

Институты социальной поддержки в губерниях не имели чет­ких принципов организации, хотя предпринимались отдельные попытки их реорганизации и структурирования. Так, в 1823 г. Министр внутренних дел гр. Кочубей разделил заведения при­казов общественного призрения на четыре разряда. В зависимо­сти от разряда в заверении содержалось определенное число нуждающихся в помощи. Несмотря на принимаемые усилия, все же эта система имела большие недостатки — приказы развивали деятельность по сво­ему усмотрению и на свои собственные средства, призрение не являлось обязательным для всех нуждающихся, а было только выборочным.

Приказы общественного призрения хотя и вели работу по ока­занию поддержки нуждающимся, но все-таки не могли удовлет­ворить потребности населения, и не только потому, что средств было недостаточно и административно-хозяйственная система была несовершенна. Этому способствовала и «плохая слава доре­форменных заведений общественного призрения». К тому же деятельность приказов не была постоянной в течение всего года.

Вопросы оказания помощи нуждающимся на первых этапах данного периода решались в соответствии с традиционной прак­тикой, сформированной христианской культурой милосердия — пожертвованиями. Но далее приказы общественного призрения столкнулись с некоторыми проблемами: часто пожертвования были недостаточными или единовременными, что не позволяло открыть какой-либо тип заведения. Это вызвало необходимость создания обществ, организаций, которые бы позволяли объеди­нять ресурсы благотворителей и направлять их на наиболее ак­туальные нужды.

Следует подчеркнуть, что институты социальной по­мощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоян­ной и они не могли удовлетворять потребности населения. И, тем не менее, система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!