Основные институты обязательственного, брачно-семейного и наследственного права по Салической правде

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В Салической правде обязательственные отношения освещаются слабо, что объясняется неразвитостью частной собственности и товарно-денежных отношений.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Заключение договоров требовало произнесения различного рода торжественных формул. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было не достаточно; он вступал в силу только после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическим обрядом: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева- при продаже леса и т.д.

Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу.  Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.

Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Аллод – форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно могла отчуждаться и передаваться по наследству. Данная форма земельной собственности была характерна лишь для раннего средневековья.

По мере развития феодализма основной формой права на землю становится  держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были: свободные и  несвободные; благородные и неблагородные.

Свобода и несвобода земельного держания определялись способами владения земельной собственностью. Благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция – имущества, находившегося лишь в пользовании владельца. Оно давалось на условиях несения службы, по наследству не передавалось и со смертью владельца возвращалось собственнику. В IX в. бенефиций становится наследственным держанием, названным в X в. феодом, леном, фьефом. В X – XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

В XI в. феод становится наиболее характерной формой земельной собственности во Франции.

Феод – благородное наследственное земельное держание с обязанностью сторон (держателя и сеньора) друг перед другом, с полным правом держателя на владение и пользование и ограниченным правом распоряжения землей. Наследовали феод только лица мужского пола, а с XII в. – лица обоего пола.

Однако существовали определенные ограничения в распоряжении землей: для отчуждения земли необходимо согласие сеньора (с XII в. такое согласие не требовалось при условии уплаты рельефа); требовалось согласие сеньора в случае передачи части феода и его отчуждения в пользу церкви; сеньору принадлежало право возврата феода из владения приобретателя, с возмещением последнему уплаченной суммы; распоряжение земельным владением ставилось под контроль родственников.

В крестьянской среде на правах собственности находился «серваж» – земельное владение серва – неотчуждаемое, переходящее по наследству, с правом крестьянина владеть и пользоваться землей и обязанностью ежегодной уплаты оброка феодалу. Другой формой являлась «цензива» - неблагородное, земельное владение виллана, наследственное, неотчуждаемое с обязанностью цензитария нести строго фиксированные повинности в пользу сеньора.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы – ее плательщиком.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян, поскольку для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в его пользу, отдавать 1/10 дохода с земельного участка, выполнять барщину в течение 3-12 дней в году; сеньор имел право на ренту, то есть определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и др.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензитарии, переходили к новому лицу.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно в силу замкнутости феодального хозяйства и территориальной раздробленности страны. Купля-продажа имущества была редким явлением. Часто договор дарения маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать его дарителю в знак благодарности. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем – утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами, в том числе на вещи, которые еще не были изготовлены.

Наиболее тщательно регламентировались сделки с землей. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, продавец и его родственники в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

К концу XVIII в. набирающая силу буржуазия все чаще прибегает к краткосрочной аренде (на 5-10 лет). Арендные отношения стали охватывать все более широкий круг имуществ. Зачастую в аренду за соответствующую плату (на определенный срок) предоставляли право на баналитеты или различные виды феодальной ренты.

Существенное значение в феодальном праве Франции занимал договор займа. Первоначально использовалась римская формула займа, связанная с самозакладом должника. Однако она не получила должного распространения. Крупнейшим кредитором стала выступать церковь, поскольку каноническое право запрещало взимание процентов. Но сама же церковь всячески обходила данный запрет. В XIV – XV вв. во Франции в качестве заимодавцев начинает выступать городская верхушка, ростовщики, которые зачастую ссужали деньги крупным феодалам и самому королю. В период абсолютной монархии ростовщичество приобрело настолько огромные размеры, что вызывало недовольство со стороны дворян. Король запретил закладывать имущество, если оно сопровождалось передачей кредитору заложенной земли.

Феодальные поземельные отношения в Германии так же, как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой - право «ожидания», т.е. право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.

В Германии правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства, относившаяся к шеффенскому сословию. Формы зависимого крестьянского владения были более разнообразные. Лично свободные крестьяне (чиншевики) держали землю от феодалов на условиях уплаты чинша в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным. Крепостные крестьяне находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т.д.

Распространение римского права привело к приравниванию чиншевого землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на владение и пользование землей и позволяло феодалам увеличивать повинности.

Одновременно появляется такой институт собственности, как собственность «с обременением», когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.

Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключенные договоры должны были носить письменную форму.

В первых сборниках обычного права («Саксонское зерцало») договорные отношения были разработаны слабо, упоминались различного рода сделки: купли-продажи, ссуды, личного найма  и т.д. Договоры, связанные с передачей имущества, заключались, как правило, в суде, где суд удостоверял факт совершения сделки. Это придавало определенную юридическую силу подобного рода договорам. Затем под влиянием римского права договоры стали заключаться в письменной форме.

С развитием товарно-денежных отношений стали появляться новые гражданско-правовые нормы, в которых сделки купли-продажи движимых вещей начали предусматривать защиту прав добросовестного приобретателя. Так, например, собственник доверивший свою вещь человеку, который продал ее третьему лицу, лишался права на иск к покупателю.

В ленном праве обязательственные отношения по-прежнему регулировались на основе вассалитета, то есть лицо, принесшее присягу верности господину, являлось  его «обязанным».

В городском праве подробную регламентацию получил договор купли-продажи, в том числе в кредит, а также договоры залога и ссуды, поручения и комиссии. Подробно регламентировался порядок взыскания долгов по различным договорам. Кредитору разрешалось использовать различного рода собственные методы воздействия для возвращения долга с единственной оговоркой – «нельзя мучить». Особенностью, отличавшей городское право от ленного и церковного, было то, что сын освобождался от уплаты долга умершего отца, если ему не сообщили об этом долге «как требуется по закону».

Свобода завещательного распоряжения ограничивалась ценой и требованием «пребывания в здравом состоянии».

Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность. Реальная собственность защищалась реальными исками, в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу. К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания феодального владения от короля или от другого лорда. Персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи.

Земля занимала особое место в английском праве. Земельные права определялись двумя главными понятиями: владение, держание и объем владельческих прав, правовых интересов.

«Общее право» выделяло два вида свободных держаний: непосредственно от короля – баронии, которые предоставлялись «головным держателям»; свободные рыцарские держания от «головных держателей».

И первое, и второе в равной мере было зависимым от короля. С точки зрения правомочий собственника, «общее право» выделяло три категории держателей: 1. Держание «фри-симп» – можно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество. 2. Условные земельные владения. 3. Заповедные держания – держания, которыми нельзя было распоряжаться, и которые переходили по наследству только нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

Свою специфику имело правовое положение крестьянского надела. Лично зависимые крестьяне получили наименование вилланов. Виллан не мог иметь никакого имущества, которое бы не принадлежало господину. За право пользования наделом вилланы должны были нести различные повинности. Различались «полные вилланы», чьи повинности были не определены и устанавливались феодалом произвольно, и «неполные вилланы», чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их превысить или согнать виллана с земли. Виллан имел право судиться со своим господином в королевском суде.

Со временем возникает новая форма крестьянского землевладения -копигольд. Это было крестьянское владение землей на основе обычая феодального поместья (манора), предоставляемое крестьянину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер наследственной аренды.

Существовали и крестьянские земли, свободные от повинностей в пользу феодаловфригольд. Фригольд – владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина.

Чисто английским институтом вещного права, возникшим в XII - XIII вв. был институт доверительной собственности (траст), по которому одно лицо передавало имущество другому с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

В связи с развитием капиталистического уклада в начале XVII в. в Англии появилось два вида компаний в сфере торговой деятельности. К первому виду относились объединения частных лиц, которые вели дела за счет собственных средств, а компания устанавливала для них общие правила торговли и осуществляла их охрану. Ко второму типу компаний относились те компании, которые имели ряд привилегий от королевской власти (частичное субсидирование и правовое регулирование).

В Англии накануне буржуазной революции сравнительно широкое развитие получили мануфактуры как первичная форма капиталистического производства, основанного на ручном труде. Мануфактуры образовывались в портовых городах и деревнях, где отсутствовал цеховой строй.

Договорные отношения в Англии начали складываться еще в англосаксонский период, однако в связи с распространением ленной, вассальной зависимости понятие договора, требующего соглашения двух формально равноправных сторон, так и не сложилось. В первых сборниках англосаксонских обычаев, например в Правде Инэ, можно найти положения об ответственности продавца за качество продукции, о споре между истцом и ответчиком. Однако данные положения в большей степени можно отнести к области административного права, чем договорным отношениям. Договор в английском праве отличается от понятия простого соглашения (например, о какой-либо услуге). В результате в английском праве действовал принцип, что всякий договор – это соглашение, но не всякое соглашение – договор.

С возникновением рыночных отношений в английском праве стали складываться и развиваться обязательства из деликтов и исков.

Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков: иск о долге, иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги), иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон), иск о защите словесных соглашений. Впоследствии, по мере развития рыночных отношений, появляются и такие иски, как иск о «правонарушении», иск «о принятии на себя» и др.

Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой.  После его смерти эта власть переходила к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им.

К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги,  которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданое. Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей и их опекунов. Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла за собой свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни, кроме того муж должен был уплатить ей штраф. По мере усвоения христианства развод был запрещен (капитулярием 744 г.).

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Жена могла иметь собственное имущество. Это не касалось имущества, приобретенного во время брака, – его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал причитающееся им вознаграждение за причиненный ущерб.

Некоторые нормы Салической правды были направлены на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между свободными и рабами. За нарушение данного правила виновный лишался свободы. Наказывалось также внебрачное сожительство.

Ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие родственники (внуки, правнуки). При отсутствии ближайших родственников наследование производилось в зависимости от степени родства. Первая степень родства – нисходящие (дети, внуки): вторая степень – восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую.

Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

В этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет – брат или сестра умершего,  но не «соседи», как это было раньше.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм в части заключения брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Брачный возраст был установлен в 13-15 лет для мальчиков и в 12 лет – для девочек. Для заключения брака формально требовалось согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении юношами 30-летнего, а девушками 25-летнего возраста последнего не требовалось. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих лиц, браки с лицами, не получившими крещения; браки между родственниками; браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключающих возможность согласия на брак с данным лицом.

Существовало понятие незаконного брака (брак, заключенный после помолвки с другим лицом, или в постный день, а также без предварительного публичного оглашения). В указанных случаях, хотя брак и считался незаконным, но он сохранял силу; супруги подлежали церковному наказанию.

Для действительности брака обязательным был церковный обряд, что фиксировалось в постановлениях церковных соборов, начиная с XI в. Тридентский собор 1545 г. объявил недействительными браки, заключенные без церковного благословения.

Супруги были обязаны к совместному проживанию и к соблюдению супружеской верности. Супруг, покинувший дом и семью мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей. Супружеская измена рассматривалась как правонарушение, дававшее оскорбленному супругу право на раздельное жительство.

Главой семьи считался муж, которому жена должна повиноваться и которому разрешалось подвергать ее телесным наказаниям. Жена не имела дееспособности, ей запрещалось совершать юридические сделки даже с согласия мужа. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданное своим дочерям в отсутствии мужа. По догмам церкви брак мог быть прекращен только после смерти одного из супругов; развод не допускался.

По кутюмам общим имуществом супругов управлял и распоряжался муж как глава семьи. В областях, где действовало писаное право (римское право), общности имущества супругов не существовало.

Родительская власть по кутюмам рассматривалась как опека над детьми. В случае смерти отца право опеки переходило к матери. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия или вступлением детей в брак.

На юге Франции, где действовало писаное (римское право) право, закреплялась сильная власть отца, которая длилась до его смерти, независимо от возраста детей. Дети не могли совершать юридические акты без согласия домовладыки. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Феодальные отношения сказались на порядке наследования.  При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдать замуж сестер.

Движимое имущество, а также благоприобретенную недвижимость, наследовали кровные родственники. В первую очередь призывались к наследованию нисходящие (дети, внуки), между которыми имущество делилось поровну, независимо от пола и возраста. При отсутствии нисходящих родственников имущество наследовали восходящие (родители); если не было восходящих, к наследству призывались боковые родственники (братья и сестры).

Родовое имущество могли наследовать только нисходящие и боковые родственники. В отношении последних действовало правило: «отцовское имущество – отцовской родне, материнское – материнской». Что касается наследственных прав жены, то она получала либо долю общего супружеского имущества, либо то имущество, которое было назначено ей мужем в виде брачного дара при заключении брака.

Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции, где действовало рецептированное римское право. Под воздействием церкви завещание стало повсеместно проникать и в обычное право.

Передать имущество посторонним с устранением законных наследников завещатель не мог. Для того, чтобы воспрепятствовать переходу родовых имуществ в посторонние руки при жизни наследодателя, его законным наследникам было предоставлено право выкупа имений, проданных на сторону.

Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, в Англии оно регулировалось нормами канонического права – например, церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства и пр.

Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Имущественные отношения регулировались «общим правом». Движимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Муж мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после ее смерти, если у них были общие дети. Замужняя женщина не имела права на самостоятельное заключение договоров, на выступление в суде в свою защиту. Замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях пользовались большей дееспособностью – они могли управлять своим имуществом, заключать сделки, заниматься торговлей. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам.

Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества. В исключительных случаях развод мог быть, вероятно, разрешен римским папой, а в последствии английским парламентом.

Тяжелым было положение внебрачных детей, так как они не имели никаких прав не только в отношении отца, но и матери: даже узаконение их последующим вступлением в брак родителей было запрещено. Мертонский статут 1235 г. прямо запретил узаконение внебрачных детей.

Английское средневековое «общее право» в начальный период знало наследование только по закону. Наследование по завещанию появилось несколько позже. Оно фактически было введено вместе с институтом доверительной собственности, который стал со временем определять весь порядок получения наследства несовершеннолетними и по закону, и по завещанию, так как в любом случае требовалось назначение доверительного собственника для управления этим имуществом. Только в 1540 г. было впервые разрешено беспрепятственно распоряжаться недвижимостью по завещанию.

При наследовании по закону утвердился принцип майората – передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии – старшему в роде. Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось – запрещалось устранять от наследования законных наследников. Как правило, движимое имущество делилось на три части: 1/3 шла жене, 1/3 – детям и 1/3 – церкви.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!