Основные идеи менеджмента Ф. У. Тейлора

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В основу своей теории Тейлор положил принцип заинтересованности: с помощью оплаты можно предельно интенсифицировать труд рабочего. Он считал, что коренные интересы рабочих и предпринимателей одинаковы.

Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

         - научный подход к выполнению каждого элемента работы;

         - научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

         - кооперация с рабочим;

         - разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Мотивы поведения Тейлор считал таким же важным фактором производства как способы труда, инструменты, но только основанными на более сложных закономерностях.

И сегодня представляют научный интерес такие идеи Тейлора, как:

         - разработка дисциплинарной системы в зависимости от содержания, характера и производительности труда;

         - выработка комплекса мер по повышению квалификации работников, распределению и служебному продвижению, по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений;

         - стремление поставить научный подход на место традиции, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основания организации и нормирования труда человека;

         - вместо традиционной, так называемой линейной системы управления предлагал так называемую функциональную систему, что по тем временам было прогрессивно. Управленческий труд, который при линейном руководстве ложился целиком на одного руководителя, становится при функциональном руководстве делом коллектива администраторов, отвечающих за различные стороны организации труда;

         - в своей статье "Очередные задачи Советской власти" Владимир Ильич  отмечал, что, представляя "из себя последнее слово самой бесшабашной капиталистической эксплуатации, в то же самое время в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки, систематически анализирующий процесс производства и открывающий пути к громадному повышению производительности труда"[1].

Социальная философия Тейлора послужила фундаментом американской теории менеджмента. Среди ее основополагающих принципов можно выделить:

         - цель производства – увеличение комфорта и благосостояния человечества;

         - миссия научного управления состоит в конструктивном  вкладе в экономический и социальный прогресс общества;

          - ответственность лидеров бизнеса перед обществом за соблюдением интересов частного капитала будет расти;

         - разумный эгоизм, филантропия не должна иметь места ни в одной системе управления (оплата труда должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению производства);

         - необходимо повышать индивидуальную ответственность человека за собственное благополучие.

И все же "философия" Тейлора оказалась самым слабым в его системе. Система продолжала совершенствоваться как система индустриальной рационализации, как примитивная система социальной демагогии она проявила себя сразу. Она не только не принесла смягчения социальных конфликтов, но, напротив, вызвала их обострение. Борьба против этой системы была самозащитой рабочих от деградации, физической и духовной.

Кстати, как отмечают многие сторонники, последователи и противники, система Тейлора оказалась недостаточно эффективной и как средство выжимания пота.

При всей принципиальной ограниченности системы Тейлора и тейлоризма, главное, что было сделано: концепция научного управления институциализировала специальную область знания, специальную дисциплину.

[1]См. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 36. С. 140.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!