Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история

История психологической диагностики, возникно­вение которой как самостоятельной области исследо­ваний относится к концу XIX века, связана с именами Ч.Гальтона, Дж.Кэттела, Г.Эббингауза, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха. Предыстория же психодиа­гностики исчисляется веками. Так, например, первые «тесты», предназначенные для определения индивиду­альных психологических различий, были известны уже около 4000 лет назад (Древний Китай, Египет).

Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания можно встретить в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля про­тив медиатян. Разнообразные аналоги психодиагнос­тической практики можно найти в древней истории. Ряд психодиагностических наблюдений содержится в народных пословицах и сказках. Если посмотреть на поговорки, например: «Глаза - зеркало души», «У кого что болит, тот о том и говорит» и другие, то видно, что и здесь народ обобщал свой опыт применительно к показателям различных особенностей личности.

Необходимо отметить также и некоторые психоди­агностические наблюдения в истории философской мысли. Такие ученые, как Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Гален оставили целый ряд ценных психодиаг­ностических показателей различных особенностей личностей. Также предпосылки психодиагностики можно найти в физиогномике.  Физиогноми­ка - метод психодиагностики, позволяющий по выра­жениям и особенностям лица человека определять некоторые особенности личности. Аналогично френо­логия как система предположений исходит из прими­тивной теории о непосредственной локализации духов­ных свойств в определенных частях мозга и отсюда постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе.

На протяжении нескольких веков продолжаются попытки объяснить и понять особенности личности по почерку (графология — способ определения особен­ностей личности по почерку человека).

Психологическая диагностика выделилась из пси­хологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в раз­витии психологии и одним из первых ее источников стала экспериментальная психология. Началом возникновения экспериментальной пси­хологии условно считается 1878 год, так как в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабора­торию экспериментальной психологии, в которой изу­чались ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и биноку­лярное зрение, цветоощущение и т.п. Первые психо­логические эксперименты в данной лаборатории выя­вили необходимость строгого контроля за условиями проведения наблюдений, необ­ходимость обеспечения стандартизации психодиагно­стических испытаний.

Первы­ми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология. В конце XIX века оформилась «индивидуальная психология», целью которой было изучение индивиду­альных особенностей человека с помощью эксперимен­тально-психологических методов. Первыми достижени­ями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Дж.Кэттела, а также других ученых - А.Бине, А.Лазурского, разработавших широко известные сегодня методики.

В начале XX века рост промышленности, вовлечен­ность больших масс в процесс производства, потреб­ность в высококвалифицированных рабочих побужда­ли промышленников обратиться к решению проблемы профессионального отбора, профориентации. Это спо­собствовало возникновению тестов и тестологии как науки, обосновывающей процедуру их создания и при­менения.

Следует отметить, что тестология или «дифференциальная психология» не являлась един­ственным направлением психологии индивидуальных различий. Русский ученый А.Ф.Лазурский выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались бы не отдельные психические процес­сы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым, Г.И.Россолимо, был предложен метод целостной оценки личности с помощью «психологичес­кого профиля», показывающего уровни развития пси­хических процессов.

В 20-е годы двадцатого столетия завершается оформ­ление психодиагностики в качестве самостоятельной области исследований. Впоследствии, в 30-40-е годы, в связи с возникновением проективной психологии личности за понятием психодиагностика закрепляется область исследований, связанных с теорией и практи­кой проективных методик, являющихся в известном смысле антиподами традиционных психометрических. В 40-50-е годы в мировой психологической диагности­ке сформировались основные диагностические подхо­ды, была завершена в той или иной степени разработка всех наиболее известных тестов. Дальнейшее развитие психодиагностики шло по пути изучения и учета влия­ния на результаты обследований ситуационных пере­менных. Это поставило на повестку дня вопрос о раз­работке более валидных и надежных методик.

Перечисленные тенденции становления психоло­гического знания в нашей стране и за рубежом яви­лись прототипами современных направлений в психо­диагностике.

В современной интерпретации слово «психодиаг­ностика» означает буквально «постановка психологи­ческого диагноза», или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свой­ству. Структура современной психодиагностики вклю­чает:

1)  общую теорию психологического измерения;

2)  частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;

3)  теории и методики оценивания (тестовую диагно­стику).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!