Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы

Мораль является одной из наиболее ранних форм обществен­ного сознания и регуляторов человеческого поведения. Как форма регулирования поведения индивида в сооб­ществе себе подобных мораль существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда че­ловек в качестве по­луживотного вел стадный образ жизни. Ценности первобытного общества опре­делялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с кол­лективными потребностями выживания homo erectus как спе­цифического биологического вида. Моральные отношения этого исторического периода были коллективистскими, ори­ентировались на совместное физическое выживание, посколь­ку в одиночку предок человека выжить не мог, и содержали только один закон — власть силы с целью обеспечения совмест­ного выживания. Относительная «гуманизация» и мо­рализация отношений в первобытном обществе произошла пос­ле величайшего события в истории человечества — освоения огня. Открытие дало людям реальную воз­можность стать более гуманными и ценить человеческую жизнь как таковую. Постоянное использование огня сделало возможным пере­ход к оседлому образу жизни — огонь не только делал жилье более уютным и теплым и избавлял от необходимости переко­чевывать «вслед за летом» и за перемещающимися на юг стад­ными животными, но и защищал от хищных животных.

По мере совершенствования орудий труда возникло первое примитив­ное разделение труда между членами племени и между пола­ми и возрастными группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и слабые члены племени — дети и ста­рики. Они могли быть хранителями  огня. Выполнять несложные бытовые работы, их присутствие уже не  было обузой для племени. Следовательно, человек становит­ся действительно человеческим, социальным существом, а не является только одним из многочисленных биологических видов, существующих на земле. Начинается постепенное формирова­ние собственно моральных отношений, регулирующих взаи­модействие людей и формы их существования на основе оп­ределенных нравственных законов. Эти законы мотивируют­ся уже не чисто утилитарными соображениями, но ссылками на традицию, обычай, норму. Соответственно они имеют бо­лее или менее постоянный характер и усваиваются всеми чле­нами сообщества в детстве в процессе обучения и воспитания.

В этот период наблюдается появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительно­сти. Более или менее стабильное существование племени, об­раз и стиль его жизни не только требовали, но и делали воз­можным оказание помощи не только слабым, не способным самостоятельно прокормиться и решить другие насущные про­блемы (например, после гибели главы семейства, кормильца) соплеменникам, членам рода, но и людям «со стороны», по­павшим в племя в мирное время. Однако в значительно большей степени нравственное регу­лирование отношений между людьми требовалось и, соответ­ственно, развивалось с появлением семьи и собственности. Первые моральные принципы, унасле­дованные от homo erectus, преследовали все ту же цель сохра­нения единства и сплоченности рода и в связи с этим — его безопасности и жизнеспособности и поэтому представляли собой запреты на действия и поступки, вызывавшие вражду и рознь между членами сообщества.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности лю­дей, моральные принципы, отмечаемые историками и эт­нографами у всех народов земли, получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впослед­ствии — в светских законах. Введение на Руси правосла­вия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его догматы основой этических воззре­ний верующего населения. Однако в отличие от первобытного славянского альтруизма, пра­вославная доктрина помощи ближнему основана на иных ценност­ях. Ее основа — забота в первую оче­редь о собственной душе, ее совершенствовании. Целью право­славной религиозной морали являлось воспитание человека доб­родетельного, милосердного, совестливого, скромного, уважа­ющего людей и верящего в возможность совершенствования своей души, мира и людей.

В годы реформ Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нор­мы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится не к какой-либо определенной категории лиц (например, к друзьям, род­ственникам и т. п.), а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер. Следуя традициям этических поучений наиболее почитае­мых в России святых, светского этического кодекса, каким являлся «Домострой», более поздним кодексам XVIII и XIX веков, русские люди видели свой моральный долг в по­мощи ближним. Многие светские лица, в том числе и канони­зированные после смерти, славились при жизни своим мило­сердием и состраданием к неимущим. Таковыми были Юлиания Лазаревская (Муромская), У. У. Осорьина, Ф. П. Гааз, Ф. М. Ртищев, В. Ф. Соллогуб, В. Ф. Одоевский и многие другие; они не только оказывали частную помощь нуждаю­щимся в ней, но и своим примером побуждали к благотворе­нию других.

Традиции христианской этики, развиваемые в течение сто­летий и распространяемые православными просветителями нахо­дили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды свет­ских ученых, на творчество литераторов.

В советский период взгляды общества на социальную рабо­ту (точнее, на социальное обеспечение) претерпели измене­ния. Во-первых, считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система бла­готворительности, не требовалось. Во-вторых, необходимо было решать вопрос обеспечения от­дельных категорий граждан, не имеющих возможности само­стоятельно себя содержать. Причем государство считало сво­им первейшим долгом заботу о таких гражданах взять на себя полностью, в связи с чем благотворительная деятельность ча­стных лиц с точки зрения официальных органов власти явля­лась излишней и унижающей достоинство личности — каж­дый человек в советском государстве имел право на внимание к себе и заботу со стороны государства.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, интегриро­ванной, целостной личности, тем или иным способом, в боль­шей или меньшей степени занятой в социальной, экономи­ческой, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему

Требования к нравственному облику человека и граждани­на, основанные на традиционных общечеловеческих гумани­стических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу соци­альной справедливости и гуманизма.

В настоящее время профессиональная социальная работа как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и обще­ства рыночной экономики в Российской Федерации пережи­вает период становления. Главной ценностью российского общества в Конституции провозглашен человек.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!