Основные этапы развития Древней Греции. Образование государства в Афинах

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начало политической истории Древней Греции относится к II тыс. до н.э., когда на ее территории появились первые государственные образования. Наиболее известными из них были Минойское и Микенское  царства,  а также другие раннеклассовые государства с центрами в Пилосе, Тиринфе, Фивах, Иолке и т.п. Уже в XVII в. до н.э.  древнейшие греческие (ахейские) государства переживают высокий экономический и культурный подъем.  Расцвет их  приходится на XV-XIII вв. до н.э. В это время достигают высокого уровня развития земледелие и скотоводство, ремесленное производство, внутренняя торговля и внешние экономические связи, армия и флот. Уже имеются частновладельческие и царские рабы из числа  военнопленных. Члены правящего дома выступают в качестве военачальников и наместников в крупных городах и заморских  владениях. Заметно социальное расслоение в обществе. Народ еще свободен, но определенная часть его уже испытывает голод и нужду.

Ситуация ухудшается  в конце XIII в. до н.э.  Былое единство ахейских государств уходит в прошлое. Частыми становятся междоусобные столкновения соперничающих царств.  Усиливаются внутридинастические распри. Воспользовавшись внутренним ослаблением страны, на территорию Греции вторгаются с севера племена дорийцев, стоявших на более низкой - общинно-родовой, нежели ахейцы, ступени общественного и культурного развития.  Сломив сопротивление (около 1200 г. до н.э.) таких сильных царств, как Микенское и Пилосское, они постепенно подчиняют своему влиянию всю материковую часть  Балканской  Греции  и островные владения ахейцев. Высокоразвитая ахейско-микенская цивилизация рухнула.  Пройдет ряд столетий,  прежде  чем,  пережив «темные века» гомеровской эпохи (XII-IX  вв. до н.э.) и «архаический» период (VIII-VI вв.  до н.э.), окончательно покончив с господством  родо-племенных  отношений,  на новой социально-политической основе – рабовладельческой,  возникнут и расцветут греческие полисы – города-государства,  утвердится классический тип рабовладельческих отношений (V-IV вв. до н.э.).

Древнегреческий мир  был представлен значительным количеством полисов, имевших весьма небольшие  размеры по территории. Экономических предпосылок  для  образования крупных политических объединений не существовало.  Формы политического  устройства  в них отличались значительным разнообразием и частой сменяемостью:  имели место аристократические, демократические, тиранические, смешанные формы.

Среди множества древнегреческих государств (Спарта,  Милет, Сиракузы, Коринф, Фивы, Аргос и др.) наибольшее внимание привлекает Афинское государство. Став одним из наиболее развитых государств Древнего мира, оно сыграло важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Неповторимость Афинского государства проявилась в том, что  оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики.

Первая половина IV в. до н.э. стала рубежной в истории Древней Греции.  В это время Афины и другие греческие полисы переживают глубокий кризис,  выражающийся в экономическом упадке, бесконечных  смутах и междоусобных распрях.  Борьба за гегемонию то одного,  то другого полиса над остальным греческим миром окончательно  нарушила  политическое равновесие.  Полисный строй изжил себя;  время требовало создания новых государственных  образований. Завоевание Аттики Александром Македонским (конец IV в. до н.э.) привело к возникновению эллинистических государств,  интегрировавших в себе элементы греческого  полиса и древневосточного общества.

О гомеровском периоде истории греческого народа повествуется в  поэмах  «Илиада»  и «Одиссея»,  автором которых сами греки считали Гомера, но, вероятнее всего, являвшихся продуктом коллективного творчества. Возникшее после дорийского завоевания и гибели ахейско-микенской цивилизации,  гомеровское общество  характеризуется примитивностью и невысоким уровнем развития. Население объединялось в небольшие изолированные между  собой  сельские общины, каждая из которых имела поселение, называемое городом. Родо-племенные связи (между  филами,  фратриями  и  родами) имели большое значение.

Основным занятием населения в это время являлись земледелие и скотоводство. Известную роль играли садоводство и виноградарство. Появились ремесло и торговля. Хозяйство в основном сохраняло натуральный характер. Денежной системы не существовало, стоимость товаров измерялась соответствующим количеством голов скота.

Основную ценность в обществе составляла земля. Являясь коллективной собственностью племени, она передавалась общинникам на условиях периодического передела. Но очень скоро родовая знать и богатые семьи захватили большие наделы и лучшие земли. Поэтому в гомеровских поэмах знатные часто называются  «многонадельными».  Наряду  с  ними  существовали крестьяне, имевшие весьма скудные земельные наделы, а то и вовсе безземельные. Источники называют таких крестьян фетами, находившимися на положении батраков.  Гомер упоминает и рабов - главным образом домашнюю прислугу, челядь, иногда весьма многочисленную; рабы привлекаются периодически к сельскохозяйственным и ремесленным работам. Рабское состояние  не коснулось свободного населения; источником рабства являлся военный плен.

В гомеровском обществе еще сохраняли силу первобытно-общинные порядки и воззрения. Обычай кровной мести за убийство сородича оставался общепризнанным, хотя он уже мог быть заменен выкупом, если на это соглашались родственники убитого. Права как такового еще не существовало;  сам термин «закон» (по-гречески – «номос») в поэмах Гомера не упоминался. Роль главного регулятора общественных отношений играл обычай.

Постоянным органом власти внутри племени являлся совет старейшин - буле, состоявший из наиболее авторитетных, влиятельных и знатных представителей родовой верхушки. Совет старейшин вел текущие дела, принимал участие в судебной деятельности, отстаивая интересы своего племени в переговорах с другими племенами. Как пережиток родовой демократии сохранилось и народное собрание. Оно представляло собой сходку всех взрослых мужчин, которые, как правило, являлись на собрание вооруженными. Роль собрания сводилась к голосованию решения, заранее подготовленного старейшинами.  Решения принимались возгласами одобрения или порицания.  Реально на ход собрания и его решение влияла родоплеменная знать. Она же выдвигала из своей среды вождя племени – базилевса, который одновременно являлся военачальником, верховным судьей и верховным жрецом.  Базилевс не  мог  действовать единолично – совещательным  органом при нем выступал совет старейшин. Выборная первоначально,  должность базилевса со временем закрепилась наследственно в одной семье.

Охарактеризованная ступень исторического развития гомеровской Греции соответствовала заключительному этапу в эволюции родового строя, когда первобытно-общинная демократия трансформируется в военную демократию, которая являлась последней формой древнего народоправства. Эта форма, пронизанная духом военной организации,  продолжала сохранять общественный характер, но и свидетельствовала о его движении от родового строя к государству.

На рубеже IX-VIII вв.  до н.э.  в гомеровской Греции происходят весьма существенные изменения в экономике и социальных отношениях.  Широко начинает применяться железо и изделия из него. Активизируются ремесленные производства, обменные процессы и торговля. Происходит  становление  рыночного хозяйства и рост частной собственности, в том числе на землю. Многие общинники разоряются,  лишаются земельных наделов, увеличивается численность кабальных должников. Родовая знать сосредоточивает в своих  руках не только власть, но и землю.

Усилившийся процесс социально-имущественной  дифференциации в VIII-VI вв. до н.э. стал основой острой политической борьбы, в результате  которой переход от военной демократии к классовому обществу и государству становится неизбежным.  В это время  полярность интересов богатых и бедных, свободных и зависимых, граждан и рабов - кардинально меняет  внутренний  облик  общинно -родовой системы в Греции. Постепенно ослабевают кровнородственные связи, исчезает общинно-родовая замкнутость,  мелкие общинные поселения объединяются в более крупные с единым центром управления – городом,  делением населения по имущественной и территориальной принадлежности. Общинно-родовое устройство, изжившее себя, уступает место  раннерабовладельческому  государству в форме  полисного строя. Архаический период в истории Греции завершился.

Среди нескольких  сотен  древнегреческих  полисов  заметную роль играли два из них: Афины и Спарта, причем в Спарте утвердилась политическая система  господства рабовладельческой олигархии, Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!