Основные черты права франков по Салической правде

27 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Источником права в этот период является обычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. Наиболее древняя и известная Салическая правда (или «Салический закон» – Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать период правления Хлодвига, т.е. конец V столетия (486-511 гг.) – момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта франкской деревни. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права представлены в ней значительно меньше.

Можно выделить общие черты и особенности, свойственные Салической правде: бессистемная запись обычаев салических франков; сохранение пережитков первобытно-общинного строя; наличие символики, связь с религией; раскрытие процесса разложения общинно-родовой собственности и появление частной собственности; защита частной собственности и интересов имущих; казуистичность.

Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением ограждает частное хозяйство крестьянина от любых посягательств. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны настолько тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особой заботой в Салической правде пользуется аллод. Аллод (нем. Allod, французское al – полный и od – владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев  - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

По мере расслоения франкского общества в марке (крестьянской общине) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировалось имущественное расслоение и обезземеливание крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: прекарий и коммендация.

Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей. Формально договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия для этого. Существовало три  вида прекария: прекарий данный, прекарий возвращенный, прекарий с вознаграждением.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

После реформ Карла Мортелла в первой половине VIII  в., появляется новый вид земельной собственности  – бенефиций, т.е. земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиций. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью частной собственности и товарно-денежных отношений.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Заключение договоров требовало произнесения различного рода торжественных формул. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было не достаточно; он вступал в силу только после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическим обрядом: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева- при продаже леса и т.д.

Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу.  Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой.  После его смерти эта власть переходила к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им.

К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги,  которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданое. Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей и их опекунов. Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла за собой свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни, кроме того муж должен был уплатить ей штраф. По мере усвоения христианства развод был запрещен (капитулярием 744 г.).

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Жена могла иметь собственное имущество. Это не касалось имущества, приобретенного во время брака, – его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал причитающееся им вознаграждение за причиненный ущерб.

Некоторые нормы Салической правды были направлены на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между свободными и рабами. За нарушение данного правила виновный лишался свободы. Наказывалось также внебрачное сожительство.

Ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие родственники (внуки, правнуки). При отсутствии ближайших родственников наследование производилось в зависимости от степени родства. Первая степень родства – нисходящие (дети, внуки): вторая степень – восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую.

Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

В этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет – брат или сестра умершего,  но не «соседи», как это было раньше.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Уголовному праву по Салической правде были присущи следующие характерные черты: сохранение пережитков первобытного строя, откровенно классовый характер, отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказания.

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступлений по Салической правде можно разделить на четыре группы: преступления против личности – убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование; преступления против собственности – кража, поджог, грабеж; преступления против порядка отправления правосудия – неявка в суд, лжесвидетельство; нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства – к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являлись возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

У всех народов с незапамятных времен в том или ином виде существовал обычай кровной мести. Салическая правда содержит указания на кровную месть. Если преступник настолько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, «он должен уплатить своей жизнью». Тем не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Штраф за убийство Салическая правда называет вергельдом – «ценой человека». Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков.

Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать.  За убийство женщины, которая рожать не может,  назначается 200 солидов. Тройным вергельдом (600 солидов) защищается жизнь королевских слуг – администрации, дружинников, всех «верных» вообще. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка – римлянин или полусвободный, – защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой  лишь возмещение его рыночной стоимости. Классовый подход налицо. При оценке ранений общим принципом является то, что за более тяжкое повреждение следует больше платить. Следовательно там, где знатный и богатый откупался, простой франк платил головой.

В период родового строя верховные судебные функции принадлежали собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургов. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний – тунгин – уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: чтобы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – «суд божий», состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник – не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно – удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог  совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из  соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!