Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления

18 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Органы управления в организации, предприятии и подраз­делении — это часть лиц этой организации, предприятия и т. д., которая формирует и выражает его волю в управлении процес­сом достижения цели и отношениях с другими лицами этойорганизации и между другими организациями. Через органы уп­равления предприятие приобретает гражданские права и при­нимает на себя определенные гражданские обязанности. Орга­ны управления наделены правом принимать управленческие ре­шения в пределах их компетенции и контролировать исполне­ние этих решений.

Состав органов управления и их компетенция по типам орга­низаций, подразделений определяются законом, иными право­выми актами и учредительными документами, а порядок на­значения, избрания — законом и учредительными документа­ми. Например, в обществах с ограниченной ответственностью создается высший орган — общее собрание участников, а также подчиненный ему исполнительный орган — единоличный или коллегиальный; в акционерном обществе высшим органом так­же является общее собрание акционеров, а исполнительным, в зависимости от числа акционеров, либо коллегиальный (прав­ление, дирекция), либо единоличный (директор, генеральный директор).

Виды органов управления:

• администрация регионов и муниципальных образований;

• аппарат управления предприятиями во главе с генеральным директором;

• аппарат управления компанией во главе с президентом ком­пании;

• комитеты по управлению капитальным строительством, ин­вестициями, маркетингом, финансами и т. д.

Характерные особенности органа управления:

• представляет организацию и действует от ее имени;

• имеет свою структуру;

• орган управления рассматривают как субъект управления, организацию — как объект управления;

• при управлении организацией орган управления должен ис­ходить из экономических соображений;

• успехи и неудачи организации — это в первую очередь успехи и неудачи органа управления;

• престиж органов управления обосновывается экономически­ми результатами, основными из которых являются эффективность, результативность и экономия их менеджмента.Органы управления осуществляют свою деятельность по уров­ням управления, которым соответствуют определенные функции.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Соответствен­но в аппарате управления появляются специалисты, занимающие­ся своими конкретными вопросами.

Выделяется горизонтальное и вертикальное разделение труда менеджеров.

Крупные организации имеют такой объем управленческой ра­боты, что она разделяется между менеджерами с учетом их специа­лизации.

Одна из форм разделения управленческого труда носит гори­зонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производ­ство, маркетинг и т. д.). Кроме того, используется вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя и ад­министрации управления (вершина пирамиды, 3—7%), которые возглавляют организацию, до руководителей, которые координи­руют работу неуправленческого персонала (операторов), образует уровни управления. Вне зависимости от конкретного числа уров­ней управления в организации руководителей всех уровней тради­ционно делят на три категории, соответствующие трем уровням управления.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня управления удельный вес исполнительских функций понижается.

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области деятельности (заданий): по менеджменту и по специальности. Это означает, что руководитель любого уровня управления определенную долю вре­мени тратит на принятие управленческих решений, и другую — на принятие решений по специальности. С повышением уровня уп­равления удельный вес деятельности по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и управляющего объекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: уп­равляемой и управляющей. В этом и другом случае это взаимоот­ношения людей. Таким образом, объект управления — отдельная структура организации либо организация в целом, на которую на­правлено управляющее воздействие.

Субъект управления — орган либо лицо, осуществляющее уп­равляющее воздействие.

Одна и та же структура, лицо в организации могут выступать в качестве объекта и субъекта управления.

На всех уровнях управления менеджер управляет людьми и рас­пределяет или по крайней мере влияет на распределение ресурсов. Доступ к ресурсам определяется уровнем управления. Объем рас­пределяемых ресурсов возрастает по экспоненциальной зависимо­сти от нижнего уровня к высшему. В такой же зависимо­сти находятся возможные потери от ошибочных управленческих решений, а в обратной зависимости изменяется количество време­ни на принятие этих решений.

По определению известного исследователя проблем управле­ния Питера Друкера, «результативность является следствием того, что организацией делаются правильные вещи». В этом случае эф­фективность является следствием того, что организацией «пра­вильно создаются эти самые вещи». Это означает, что организа­ция постоянно должна производить товары (услуги), пользую­щиеся спросом покупателей, отдающим им предпочтение по срав­нению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издерж­ками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конк­ретного спроса.

Поиск количественной оценки эффективности организации привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность. В об­щем случае производительность характеризует соотношение коли­чества единиц чего-либо (например, продукции или услуг) органи­зации на ее выходе к количеству единиц на входе (израсходован­ных ресурсов организации). Ключевой составляющей производи­тельности является качество производимой продукции. Произво­дительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы она могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

Менеджеры — самый дорогой ресурс и быстрее всего обесцени­вается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье.

Быть менеджером — значит разделять ответственность и за ус­пехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожи­дать такой ответственности, — не менеджер.

Иногда менеджера сравнивают с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он, дири­жер, только интерпретатор, в ряде случаев незаурядный.

Менеджер одновременно и композитор, и дирижер, в ряде случа­ев он импровизатор. Каждый день он действует «с чистого листа».

Для этого он вооружен методологией менеджмента, освоением которой вы и будете заниматься, изучая эту (основы менеджмента) и другие смежные дисциплины.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!