Органы государственной власти и их деятельность по обеспечению миграционной политики Российской Федерации. Федеральная миграционная служба России

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации: является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он лично ведет переговоры с главами государств и правительств других стран. Лично подписывает важные международные договоры от имени Российской Федерации, для этого Президенту не нужно иметь никакого уполномочивающего на то документа, он также может уполномочить подписать договор определенное лицо, но для этого данному лицу необходимо иметь соответствующий документ о полномочиях на подписание от имени главы государства[1]. Так, например, от имени Российской Федерации (в лице Президента или иного уполномоченного лица) были подписаны Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1984 г. и Протоколы к ней, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы к ней, закрепляющие основополагающий принцип международного права в отношении вынужденных мигрантов - принцип невысылки. В Российской Федерации ратификация международных договоров осуществляется путем принятия закона обеими палатами Парламента, а Президент, в соответствии со ст. 82 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует федеральные законы, и в соответствии со ст. 86 Конституции Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты. Например, Федеральным законом от 28 марта 1998 № 44-ФЗ[2]была ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколы к ней. Также Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (п. а ст. 89);

В соответствии с названной нормой Конституции Российской Федерации Президент решает вопросы о предоставлении политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяются «Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746[3].

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации в отношении каждого конкретного лица. издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 90).

Указанный выше пример свидетельствует о полномочиях Президента Российской Федерации в реализации вопросов, связанных с миграцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство Российской Федерации призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность.

Деятельность Правительства Российской Федерации неразрывно связана с процессами, протекающими в сфере политической и экономической жизни нашего общества. Практика государственной жизни всех стран, независимо от их общественно-экономического строя, убедительно свидетельствует о том, что бремя реализации государственной политики во всех сферах жизни общества лежит на исполнительной власти[4].

Реализуя внешнюю политику Российской Федерации, Правительство Российской Федерации заключает межправительственные соглашения, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации. Так, например, 30 августа 2000 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 641 «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников»[5], а 30 ноября 2000 г. подписало Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О взаимных безвизовых поездках граждан».

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, Правительством Российской Федерации:

  • ежегодно утверждаются квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
  • утверждены Правила определения квоты;
  • утверждены Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешение на временное проживание в Российской Федерации, о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, о выдаче разрешения на работу;
  • было принято Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
  • утверждены Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан и др.

Как уже отмечалось нами выше, Правительство Российской Федерации призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. В связи с этим федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от февраля 1993 г. №4530-1, в редакции Федеральных законов от декабря 1995 г. № 202-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 г. № 15-П, Федеральными законами от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ[6] принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

  • содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации;
  • оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставляют вынужденным переселенцам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;
  • оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства;
  • оказывают содействие вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивается компенсация;
  •  оказывают содействие вынужденному переселенцу в организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации перевозки имущества, находящегося в его собственности на территории иностранного государства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами вынужденных мигрантов, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости.

В настоящее время для оказания содействия беженцам и вынужденным переселенцам в обустройстве, адаптации и многом другом действуют такие организации как: общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» и Правозащитный центр «Мемориал», причем последним реализуется программа «Миграция и право», в соответствии с которой во многих субъектах Российской Федерации действуют общественные юридические консультации для вынужденных мигрантов.

Помимо органов исполнительной власти общей компетенции и УФМС России, в обеспечении и реализации миграционных процессов задействован целый ряд отраслевых органов исполнительной власти. Каждый из них осуществляет в пределах собственной компетенции и полномочий решение вопросов, связанных с вынужденной миграцией.

Федеральный орган исполнительной власти по безопасности и его пограничные органы в соответствии с Законом «О беженцах» осуществляют следующие мероприятия по реализации вопросов, связанных с вынужденной миграцией:

  • осуществляют контрразведывательное обеспечение въезда лица на территорию Российской Федерации, режим его пребывания на территории Российской Федерации и выезда за пределы Российской Федерации;
  • в двухнедельный срок предоставляют в пределах своих полномочий по запросу ФМС или подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о лице, на которое не распространяются положения ст. 2 либо 5 Закона «О беженцах»;
  • в течение трех рабочих дней со дня пересечения лицом Государственной границы Российской Федерации передают в установленном порядке в пост иммиграционного контроля ходатайство лица, прибывшего на территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона «О беженцах»;
  • в течение трех рабочих дней со дня получения ходатайства передают в установленном порядке в пост иммиграционного контроля или в подразделение по делам миграции территориальных органов внутренних дел ходатайство лица, прибывшего на территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона «О беженцах»;
  • в течение трех рабочих дней направляют в установленном порядке в пост иммиграционного контроля или в ФМС МВД РФ либо подразделение по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о лицах, прибывших на территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пп. 2 и 3 п. 1 ст. 4 Закона «О беженцах», и обратившихся с ходатайством.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»[7] на ФСБ Российской Федерации возложены функции по организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с незаконной миграцией и разработке во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мер по борьбе с незаконной миграцией. Также пограничными органами и пограничными войсками, входящими в состав федеральной службы безопасности, приводятся в исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если ими нарушены правила пересечения Государственной границы Российской Федерации либо нарушен режим в пунктах пропуска через Государственную границу.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, производит регистрацию и перерегистрацию:

—глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

—въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;

—въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств;

—выдает иностранным гражданам, указанным в п. 6, дипломатические, служебные или консульские карты. Порядок использования таких карт устанавливается Правительством Российской Федерации;

—осуществляет контроль за временным пребыванием в Российской Федерации иностранных лиц, указанных в п. 6;

—уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин;

—уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин;

—содействуют в обеспечении выдворения (депортации) лиц за пределы территории Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции в соответствии с Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»[8], является и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которому были переданы функции упраздняемого Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в части, касающейся реализации миграционной политики.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.02.2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики»[9] и на основании Приказа МВД РФ от 31.05.2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД Субъектов Российской Федерации в области миграции»[10], на федеральный орган исполнительной власти по внутренним делам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел Субъектов Российской Федерации наряду с выполняемыми ими функциями были возложены:

  • подготовка на основе анализа миграционных процессов предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;
  • подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
  • организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по внутренним делам, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной миграционной политики;
  • обеспечение в установленном порядке исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
  • участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  • участие в осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации и трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществлению иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации;
  • участие в подготовке и реализации в пределах своих полномочий международных договоров Российской Федерации в области миграции.

В соответствии с Законом «О беженцах» и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти по внутренним делам и его территориальные органы:

  • в течение трех рабочих дней со дня получения ходатайства передают в установленном порядке в пост иммиграционного контроля или в ФМС МВД РФ либо в подразделение по делам миграции территориальных органов внутренних дел ходатайство лица, прибывшего на территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона «О беженцах»;
  • содействуют лицу, признанному беженцем и членам его семьи в оформлении проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации;
  • представляют в пределах своих полномочий по запросу ФМС МВД РФ и подразделения по делам миграции территориального органа внутренних дел информацию о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2 и ст. 5 Закона «О беженцах»;
  • информируют в двухнедельный срок ФМС МВД РФ либо подразделения по делам миграции территориального органа внутренних дел о факте совершения преступления на территории Российской Федерации лицом, ходатайствующим о признании беженцем или признанным беженцем;
  • направляют в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе и его территориальные органы информацию об изменениях паспортно-визового режима и о правилах пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • осуществляют выдворение (депортацию) лица за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации;
  • на основании письменного обращения ФМС МВД РФ и свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют вид на жительство;
  • совместно с сотрудниками федерального органа исполнительной власти по миграционной службе или его территориального органа осуществляют сопровождение иммигрантов в места временного содержания или центры временного размещения;
  • решают вопрос о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;
  • в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований оформляют иностранному гражданину или лицу без гражданства по его заявлению вид на жительство;
  • выдают иностранному гражданину или лицу без гражданства приглашение на въезд в Российскую Федерацию по ходатайству:

—органов местного самоуправления;

—юридических лиц;

—граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

  • выдают приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг);
  • производят регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Российскую Федерацию;
  • выносят и приводят в исполнение постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания в Российской Федерации, выразившейся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации либо нарушивших правила привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме того, Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 была образована федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства здравоохранения и федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, которой переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Российской Федерации; федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека упраздняемого Министерства здравоохранения и федеральная служба по труду и занятости, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и социального развития:

• определяют порядок предоставления медицинской и лекарственной помощи лицам, получившим свидетельство о регистрации рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу и лицам, признанным беженцами;

  • обеспечивают мигрантам права в области социальной защиты, в том числе право на социальное обеспечение;
  • направляют в установленном порядке в ФМС России и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о возможности размещения вынужденных мигрантов, из числа одиноких престарелых и (или) инвалидов и нуждающихся в постоянном уходе, в учреждения социальной защиты населения или в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Соответственно федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

  • обеспечивается санитарно-эпидемиологический контроль в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • направляется в установленном порядке в ФМС России и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информация о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах временного содержания или центрах временного размещения.

Федеральный орган исполнительной власти по труду и занятости населения:

  • оказывает вынужденным мигрантам содействие в трудоустройстве или получении направления на профессиональное обучение;
  • направляет в установленном порядке в ФМС России или подразделение по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о занятости населения.

Также в соответствии с Указом Президента было упразднено Министерство образования Российской Федерации и образовано Министерство образования и науки Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства образования Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российского агентства по патентам и товарным знакам и образовано Федеральное агентство по образованию с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере образования упраздняемого Министерства образования Российской Федерации.

Так, федеральный орган исполнительной власти по образованию:

  • содействует получению образования вынужденными мигрантами;

• направляет в установленном порядке в ФМС России и подразделения по делам миграции территориальных органов внутренних дел информацию о возможностях и об условиях содержания и обучения детей вынужденных мигрантов в государственных или муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также о возможностях и об условиях перевода их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Орган исполнительной власти Субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, ведет учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории данного Субъекта Российской Федерации, на основании информации, получаемой от образовательных учреждений, и направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами образования, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о прибытии указанных граждан в соответствующие образовательные учреждения и об их убытии из этих образовательных учреждений.

Министерство юстиции Российской Федерации не позднее чем за два месяца до дня окончания срока наказания осужденного, подлежащего депортации за пределы территории Российской Федерации, подразделение по делам миграции территориального органа внутренних дел и орган внутренних дел по месту расположения учреждения или органа, исполняющего наказание, о его предстоящем освобождении.

В целях стабилизации сложившейся к началу 90-х годов XX в. непростой, в миграционном плане, ситуации в 1992 году Указом Президента Российской Федерации была создана Федеральная миграционная служба России, которую возглавила кандидат географических наук Татьяна Регент.

На первом этапе своей деятельности службе приходилось решать сразу несколько ключевых задач. Прежде всего, организовывать встречи и размещать сотни тысяч людей, большинство из которых – наши соотечественники, вынужденные покинуть места своего постоянного жительства. Многие люди, которые жили некогда в едином мирной государстве, оказались тогда перед нелегким выбором – или остаться в своих уже не безопасных домах, или искать спасения в России. Новая структура должна была оперативно включиться в решение абсолютно новых, не знакомых и очень болезненных для государства проблем.

В конце 1999 года Указом Президента России Федеральная миграционная служба была преобразована в Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации. Данное Министерство было образовано на базе Миграционной Службы и бывшего Министерства по делам национальностей.

В конце 2001 года Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политике было ликвидировано, а его функции были переданы трем ведомствам: МВД занималось миграционной политикой, – МИД – вопросами работы соотечественников за рубежом, а Министерство экономики заведовало экономическим блоком вопросов. Но и в таком виде Служба просуществовала недолго. Меньше чем через год – 23 февраля 2002 года Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции стало исполнять МВД России.

В настоящее время Федеральная миграционная служба Российской Федерации стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Будучи самостоятельной и выполняя множество функций, ФМС России стала сложным (по своему внутреннему строению) органом исполнительной власти. В ее структуре присутствуют, как разного рода управления и подразделения, так и организации, территориально расположенные в России, так и за рубежом.

Отдельного и детального, на наш взгляд, рассмотрения заслуживают управления ФМС России, с возложенными на них специфическими задачами и полномочиями в сфере миграции населения. В структуре ФМС их количество достигло 14. Среди них выделяются:

  • Управление делами;
  • Управление по вопросам кадров и государственной службы;
  • Управление правового обеспечения;
  • Управление иммиграционного контроля;
  • Организационно-зональное управление;
  • Управление по вопросам гражданства;
  • Управление по делам переселенцев;
  • Управление организации визовой и регистрационной работы;
  • Управление внешней трудовой миграции;
  • Управление паспортной работы и регистрационного учета населения;
  • Управление информационно-аналитического обеспечения;
  • Управление финансового и тылового обеспечения;
  • Управление международного сотрудничества;
  • Управление по делам соотечественников.

Деятельность такого структурного подразделения как ФМС России основывается на вышеперечисленном законодательстве и осуществляется посредством целенаправленного воздействия на регулируемые общественные отношения, связанные с миграцией населения. В свете рассмотренной выше Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации к основным направлениям этой деятельности можно отнести направления в следующих областях:

  • в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в РФ;
  • в области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в РФ;
  • в области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • в области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции;
  • в области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • в области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • в области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации;
  • в области содействия добровольному переселению соотечественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

Однако осуществление намеченных мероприятий, на наш взгляд, невозможно только лишь силами одной Федеральной миграционной службы. Реализация одного из приоритетных направлений внутренней и внешней политики государства требует слаженной работы министерств и ведомств, Федерации и ее субъектов, должностных лиц и простых граждан. И только тогда, когда эта деятельность станет продуктивной, мы сможем говорить об ее успешности.

В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации ФМС, совместно другими министерствами и ведомствами, осуществляется:

  • разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации.

В настоящее время активизирована и уже близка к завершению работа по созданию информационной системы по учету и контролю въезда, выезда и пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (АИС «Поток») и центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (ЦБДУИГ) в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», что, на наш взгляд, поможет, получая статистическую информацию, более четко регулировать миграционные потоки на территории государства;

  • совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля.

В этой сфере ФМС, совместно с органами миграционного контроля зарубежных государств (в первую очередь тех, кто непосредственно граничит с Российской Федерацией), органами пограничного и таможенного контроля успешно осуществляют мероприятия по выявлению и пресечению каналов незаконной миграции на территорию Российской Федерации, а также сопутствующих им преступлений различного характера и степени тяжести;

  • активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств.

Будучи государством, которое успешно интегрируется в мировые процессы и успешно реализует внутреннюю и внешнюю политику, Россия постоянно сотрудничает как с зарубежными государствами, так и различными общественными объединениями и организациями, расположенными на территории России и за рубежом. Результатом такого взаимодействия и становятся различного рода нормативные правовые акты, посвященные регулированию общественных отношений в сфере миграции населения;

  • усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.

Вопросы ответственности должностных лиц органов исполнительной власти всегда были и остаются значимыми для нашего общества. И дело даже не в том, что общество, как утверждают различные политические деятели, успешно справляется с различными проявлениями коррупции. Важно то, что успешное осуществление тех или иных программ государственного развития, целиком и полностью зависит от тех людей, которые были призваны ее осуществлять и даже при наличии самых позитивных и перспективных намерений законодателя любые реформы и новшества пойдут прахом, если простой исполнитель не сделает все от него зависящее для их успешной реализации;

  • повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников.

Данное положение нашло свое отражение в действующем административном и уголовном законодательстве. Однако, как мы упомянули выше, с исполнением существующего законодательства не всегда все так просто, как предписывают нам нормы различных отраслей права, в связи с чем к ответственности, в масштабе страны по статьям 322.1 УК РФ и 18.9, 18.11, 18.13 КоАП РФ привлекаются далеко не все правонарушители и преступники;

  • предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации.

В этих целях существующие службы и подразделения ФМС России организуют и проводят разъяснительную работу среди мигрантов, постоянно осуществляют взаимодействие с общественными организациями по защите прав человека и гражданина. Кроме того, осуществляя работу за рубежом представительства ФМС России, предоставляют все интересующие будущего мигранта сведения о характере и степени разработанности программ, направленных на привлечение и использования на территории РФ иностранной рабочей силы, привлечение соотечественников из-за рубежа и т.д.;

  • расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, а также и другим вопросам в области регулирования миграционных процессов.

Существующие проблемы незаконной миграции носят не только внутригосударственный характер, они также затрагивают и вопрос взаимодействия различных органов и служб (в том числе и ФМС России) со своими зарубежными коллегами. Так, на базе различных государств и общественных объединений проводятся конференции и коллегии представителей силовых ведомств, разрабатывающих совместную стратегию борьбы с этим общественно опасным явлением. С1991 по 1996 гг. в Европе, например, было организовано и проведено более 20 конференций и совещаний министров различных ведомств, главными темами которых были проблемы, приостановления потока ищущих убежища и нелегальных иммигрантов и борьбы с незаконным наймом на работу[11].

Особую значимость они приобрели в связи с изменениями, произошедшими в Восточной Европе, в Албании и Югославии, с распадом СССР, откуда и устремились мигранты в 90-е гг. XX в. Основные потоки жаждущих получить убежище, которые в совокупности с миграционными потоками из развивающихся стран, обусловленных продолжающимся демографическим взрывом, вызвали неадекватную реакцию со стороны западного общества. Одним из первых таких совместных мероприятий, стала Берлинская конференция от 31 декабря 1991 г., на которой собрались министры внутренних дел и юстиции 27 европейских стран. На конференции были обсуждены совместные меры борьбы с нелегальной иммиграцией из стран Центральной и Восточной Европы. Впервые в работе конференции участвовали все страны бывшего восточного блока. Конференция приняла восемь мер, отвечающих духу Шенгенского соглашения и направленных на сближение правил пограничного контроля и сотрудничества между полициями. Все 27 стран согласились совместно работать над ликвидацией путей нелегальной иммиграции и трудоустройства, усилить и согласовать пограничный контроль и повсеместно обязать авиакомпании проверять удостоверения личности. Они также обязались активно сотрудничать в стимулировании экономического развития, разрешать въезд с целью учебы и временной работы[12];

  • обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания.

В этих целях ФМС России, совместно с МВД Росси, а также другими ведомствами следит за соблюдением отечественного миграционного законодательства, осуществляя различные плановые и внеплановые мероприятия. Одновременно чрезвычайно актуальным становится вопрос введения миграционной полиции с наделением ее широким кругом полномочий в данной сфере в состав ФМС России дополнительного структурного подразделения;

  • реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.

В целях пресечения фактов незаконного пребывания иностранных граждан на территории России, ОВД Республики Башкортостан использовался институт административного выдворения, в 2004 году за пределы РФ было выдворено 510 иностранных граждан, в 2005 г. – 486. Вместе с тем, институт административного выдворения и депортации является еще одним проблемным звеном в рассмотрении проблем, связанных с миграцией. Например, ОВД Республики не располагают соответствующими помещениями для содержания вышеуказанных граждан. Хотя создание таких помещений предусмотрено Федеральным законом. К сожалению, приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» не предусматривает создание и функционирование подобных центров.

Основываясь на данных, которые были озвучены на конференции, посвященной проблемам миграции проведенной в 2005 году в городе Ростове-на-Дону одним из руководителей подразделений ФМС города Москвы, хотелось бы отметить, что на территории Москвы в то время функционировало 8 центров временной изоляции для граждан, подлежащих выдворению, вместимостью 746 человек, что было явно недостаточно. Так, за 2004 год, с территории Москвы и Московской области было выдворено всего 5500 человек, а решения о выдворении, санкционированных судом, было принято в отношении 23000 человек;

В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации осуществляются следующие мероприятия:

  • с непосредственным участием ФМС устанавливаются квоты распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации.

Так, уже в 2002 году была утверждена квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а с 2003 года введены в действие Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, которые установили фиксированное количество въезжающих законно. Данные нововведения позволили, хоть и не своевременно, но существенно ограничить поток мигрантов направляющихся в Российскую Федерацию. Вместе с тем, по мнению многих ученых, занимающихся проблемами миграции, именно подобное ограничение легального потока мигрантов привело в конечном счете к увеличению потока нелегального;

  • разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов.

В качестве примера хотелось бы привести «План реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом». Так, в соответствии с Планом часть расходов по реализации указанной программы реализуется за счет федерального бюджета, а часть за счет бюджета местного. В результате такого взаимодействия бюджетов разного уровня и планируется достигнуть наибольшего эффекта при реализации указанной программы;

  • создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления в профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В рамках существующего соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам стороны, подписавшие его, обязуются обеспечить для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия и оказывать им содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым каждой из Сторон законодательством о занятости населения. Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства по делам федерации национальной и миграционной политики организуется выплата единовременного денежного пособия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации;

  • развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Реализуя настоящее положение концепции ФМС России, совместно с органами государственной власти на местах организуют и проводят конференции с привлечением средств массовой информации, имея одной из целей подобных конференций – укрепление толерантности местного населения по отношению к мигрантам.

В целях формирования установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве, Правительство Российской Федерации издало Постановление  № 629 от 25 августа 2001 года «О федеральной целевой программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе», в котором был утвержден перечень основных мероприятий в этой сфере. К ним законодатель отнес:

– разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, а также формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;

– разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности и снижению социальной напряженности в обществе;

– разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации, повышению действенности межэтнического и межконфессионального диалога;

  • создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации.

Именно благодаря существованию рассматриваемых выше программ и становится возможным успешная интеграция мигрантов в российское мультинациональное и мультикультурное общество;

  • создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов.

Необходимость осуществления данных мероприятий обуславливается тем, что в отсутствии четкого взаимодействия администрации регионов и территориальных подразделений ФМС, в плане обмена информацией о возможностях обустройства мигрантов ставится под сомнение успешность осуществление тех или иных программ, проводимых государством в отношении мигрантов;

  • государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Российскую Федерацию в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Весь поток мигрантов, пребывающих на территории РФ, состоит из лиц, прибывших к нам по различным основаниям. Среди них есть и сезонные рабочие, которые, заработав деньги, уедут обратно на родину, и те, кто приехал по приглашению родственников или каких-либо фирм, а есть и те, кто приехал просто потому, что им некуда больше идти (ехать, бежать, прятаться и т.д.). Именно к ним, согласно Концепции, и должно быть приковано более пристальное внимание со стороны государства. В качестве примера хотелось бы привести всего лишь один из имеющихся нормативных правовых актов, посвященных этому вопросу. Так, Правительство РФ Постановлением № 724 от 16 июня 1997 года установило единовременное денежное пособие, его размер и порядок выплаты лицу, получившему ходатайство о признании его вынужденным переселенцем;

  • обеспечение согласованности государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны.

Согласованность помощи государства с ее финансовыми возможностям – несомненно, важный аспект рассматриваемой проблемы. Ведь каждый год на территорию государства приезжают не десятки человек, а сотни тысяч, которые (пусть даже далеко не все) нуждаются в том, чтобы государство помогло им, хотя бы на первых порах. Однако вопрос простого, казалось бы, предоставления им жилья настолько сложен, что одномоментно решить его далеко не всегда представляется возможным. В связи чем, на наш взгляд, для реализации данного мероприятия необходимо придерживаться лишь одной из двух имеющихся стратегий развития. Необходимо либо ограничивать количество приезжих, либо увеличить финансирование сферы их социального обеспечения.

В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов осуществляется:

  • решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;
  • обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
  • разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
  • определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
  • разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
  • государственная поддержка переселенцев из неперспективных населённых пунктов;
  • развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учёта состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
  • использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  • оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.

В области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами следует выделить:

  • разработку механизма привлечения иммигрантов с учетом государства их происхождения, профессиональных и иных характеристик;
  • обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;
  • создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
  • разработку механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;
  • привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации;
  • разработку мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.

Работу рассмотренных нами выше двух групп механизмов в целом раскрывают Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.

В них, в частности, говорится о том, что определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Указанная потребность определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников. Так, например, установленные законодательством ограничения предусматривают некоторые отличия в получении разрешений на работу иностранными гражданами в порядке, требующем и не требующем получения визы. То есть для некоторых государств, с кем Россия заключила двухсторонние соглашения (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) о безвизовых поездках граждан, предусмотрена упрощенная процедура получения разрешений на работу.

Прежде всего, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации информируют работодателей о порядке подготовки предложений о потребности в привлечении иностранных работников. После чего работодатели ежегодно (до 1 мая) представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

До 1 июня указанные заявки обобщаются и направляются на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях; территориальных органов Федеральной миграционной службы; территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. В срок до 15 июня органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают указанные заявки и готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом:

а) перспектив демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прежде всего, внутренней миграции;

б) перспектив изменения спроса на рабочую силу в субъекте Российской Федерации, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития;

в) имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;

г) возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;

д) возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;

е) ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;

ж) допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

з) участия субъекта Российской Федерации в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

и) возможности субъекта Российской Федерации в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;

к) оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.

Что же касается ФМС, то ее территориальные органы рассматривают заявки работодателей с учетом имеющейся в этих органах информации:

а) об использовании в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдении допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;

б) о допущенных работодателями нарушения порядка привлечения иностранных работников и их устранение;

в) о странах происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Эти комиссии в срок до 10 июля рассматривают представленные им материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников. По их решению объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;

в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;

г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

И лишь только после всего этого, когда правительством с учетом имеющихся заявок о необходимости использования субъектами иностранной рабочей силы будут составлены квоты на предстоящий год, Федеральная миграционная служба России (а точнее ее территориальные подразделения) в соответствии с Правилами выдачи документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ начинают выдавать соответствующие разрешения.

В области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции необходимо обратить внимание на:

  • обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой иммиграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации;
  • соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);
  • противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
  • проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;
  • создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;
  • стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь, квалифицированных специалистов;
  • создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

Вхождение России в международный рынок труда не только поставило перед государством некоторые новые требования по унификации действующего законодательства в части соответствия его нормам международного права, но и способствовало активизированию работы исполнительных органов государственной власти в части соблюдения вступившего в силу нового законодательства, которое усиливало ответственность:

– лиц, незаконно пересекающих государственную границу РФ (ст. 322 УК РФ);

– организаторов незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ);

– за нарушение режима государственной границы РФ (ст. 18.1 КоАП РФ);

– за нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ (ст. 18.4. КоАП РФ);

– за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ);

– за нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18.9 КоАП РФ);

– за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ);

– за нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ);

– за нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.12 КоАП РФ);

– за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18.13 КоАП РФ);

– за незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.14 КоАП РФ);

– за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ);

– за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ);

– за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом следует отметить:

  • содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей;
  • развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов;
  • обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;
  • содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.

Основным координирующим органом, ответственным за проводимую государством политику в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Она обеспечивает согласованные действия заинтересованных органов исполнительной власти в сфере соответственного направления отечественной политики, кроме того, она осуществляет свою деятельность в постоянном контакте с органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, ФМС России, общественными, религиозными и иными организациями.

Данная комиссия:

– координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и выполнении мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, привлекая к этой работе заинтересованные общественные организации;

– обобщает опыт работы органов исполнительной власти и осуществляет подготовку рекомендаций для органов государственной власти по вопросам совершенствования государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

– рассматривает относящиеся к ее компетенции вопросы, как по своей инициативе, так и по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, по предложениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных учреждений, общественных и религиозных организаций;

– контролирует выполнение постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к ее компетенции;

– вносит в Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по вопросам, относящимся к ее компетенции;

– разрабатывает предложения по совершенствованию правовой базы для реализации мер, направленных на поддержку соотечественников за рубежом, и вносит их субъектам, обладающим правом законодательной инициативы;

– разрабатывает проекты решений федеральных органов исполнительной власти и межгосударственных соглашений по вопросам поддержки соотечественников за рубежом;

– организует мониторинг положения соотечественников за рубежом и регулярно информирует о состоянии этой проблемы и предпринимаемых действиях Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, другие органы государственной власти, общественные организации и средства массовой информации;

– совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации взаимодействует с правительственными органами зарубежных государств и международными организациями по вопросам выработки двусторонних и многосторонних соглашений о поддержке соотечественников, проживающих за рубежом;

– развивает связи с организациями соотечественников в России и за рубежом, содействует установлению взаимоотношений между ними и органами власти зарубежных государств;

– разрабатывает формы и рассматривает вопросы морального поощрения соотечественников за особый вклад в развитие сотрудничества с Россией и налаживание жизнедеятельности российской диаспоры за рубежом;

– способствует участию коммерческих и некоммерческих организаций в реализации мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, проводимых Комиссией.

Кроме того, хотелось бы отметить, что для обеспечения мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с одним из направлений государственной политики в бюджете на предстоящий период уже запланирована сумма в 407 млн. рублей.

В области содействия добровольному переселению соотечественников из государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии осуществляется:

  • содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;
  • реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами – участниками Содружества Независимых Государств и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;
  • разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;
  • создание условий для получения молодёжью, проживающей в государствах – участниках Содружества Независимых Государств и государствах Балтии, образования в Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие России, по мнению законодателя, невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста. В этих условиях Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, станет одним из направлений решения сложившейся демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Реализуемая государством программа по добровольному Переселению соотечественников проводится поэтапно. Координатором этой программы является ФМС России. Эта служба несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы.

Согласно плану на 2006 - 2012 годы предусмотрены три этапа мероприятий по реализации указанной программы.

Первый этап (2006 год) включал в себя:

– принятие нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы;

– создание системы управления Государственной программой;

– оценку субъектами Российской Федерации потребности в трудовых ресурсах, готовности имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также жилья;

– разработку и согласование в установленном порядке проектов региональных программ переселения и их утверждение;

– разработку и осуществление мероприятий по информационной поддержке Государственной программы на территории Российской Федерации и за ее пределами;

– постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала, анализ состава участников Государственной программы, мотивов участия, а также при необходимости – корректировку условий участия в Государственной программе.

Второй этап (2007 - 2008 годы) включает в себя:

– добровольное переселение участников Государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения;

– анализ результатов реализации региональных программ переселения;

– определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.

На третьем этапе (2009 - 2012 годы) была запланирована:

– реализация региональных программ переселения и оценка их результативности, а также при необходимости – проведение дополнительных мероприятий;

– определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы;

– анализ результатов, полученных в ходе реализации Государственной программы.

В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации следует обратить внимание на:

  • восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
  • стимулирование миграции населения Российской Федерации, а также граждан государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы страны и регулирование иммиграции в приграничные регионы Российской Федерации;
  • проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

Рассматриваемая нами группа мероприятий по созданию условий для сохранения и формирования населения северных районов страны нашла свое отражение и проводится с учетом реализации программы привлечения на территорию РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, рассмотренные нами выше элементы квотирования объема трудовой миграции также предусматривают возможность устройства на работу мигрантов именно в эти регионы с учетом низкого уровня плотности населения. Однако здесь кроется и еще одна проблема, которая волнует умы не только ученых и политиков, но и простых граждан. Это проблема увеличения китайского населения в рассматриваемых нами регионах. Дело в том, что, несмотря на имеющиеся ограничения, предусмотренные нашим законодателем органы законодательной и исполнительной власти так и не нашли, на наш взгляд, наиболее приемлемого решения этой проблемы. В связи с чем нам представляется, что именно это направление развития миграционного законодательства и есть самое важное и актуальное для нашего государства на ближайшую перспективу.

[1] Конституция Российской Федерации: Научно — практический комментарий. / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристь, 1997. — С. 497.

[2] Федеральный закон от 28.03.1998 № 44-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1466.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», в редакции Указа Президента от 01.12.2003 г. № 1417 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3601; 2003. - № 49. - Ст. 4755.

[4] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристь, 1997. — С. 563.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2000 г. № 641 «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 36. — Ст. 3662

[6] Закон Российской Федерации № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г., в редакции Федеральных законов от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 г. № 15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 52. — Ст. 5110; 2000. — № 33. - Ст. 3348; 2002. - № 48. - Ст. 4829; 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5132; 2003. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5038.

[7] Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 33. Ст. 3254.

[8] Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», с изменениями, внесенными Указам Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 43. — Ст. 4071; Российская газета. — 2004. — № 50. — 12 марта.

[9] Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 8. — Ст. 813.

[10] Приказ МВД РФ от 31.05.2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД Субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — № 26.

[11] Бюллетень социальной и трудовой информации. 1991. № 1. С.107; 1991. № 2. С. 86; 1991. № 3. С. 91; 1995. № 3. С. 118.

[12] Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы. Дис…д-ра экон. наук. – М., 1999. С.187.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!