Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуре

15 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Особенности организации работы в прокуратуре регионального уровня обусловлены местом и правовым статусом такой прокуратуры в системе органов прокуратуры, выполнением ею роли связывающего звена между прокуратурами районного звена и подразделениями Генпрокуратуры РФ. Это выражается в наделении соответствующих прокуроров полномочиями по изданию обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками организационно-распорядительных документов, определению их должностных обязанностей, внесению изменений в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генпрокурором РФ. Эти прокуроры, осуществляя функцию руководства коллективами, определяют общие задачи подчиненных прокуратур и подразделений, реализуют принцип единоначалия, принимают меры воздействия к подчиненным работникам. Их заместители, руководители структурных подразделений таких прокуратур определяют общие цели и задачи отдельных элементов структуры управления, устанавливают организационный порядок выполнения тех или иных задач, осуществляют контроль деятельности в пределах свой компетенции. Старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов прокуратуры регионального уровня реализуют управленческие функции (координации и контроля) в отношении работников нижестоящих прокуратур по закрепленным за ними зонам и (или) по предмету.

К основным организационно-распорядительным документам в рассматриваемой сфере относятся регламенты прокуратур, инструкции, правила, положения и другие акты, определяющие порядок деятельности и организации работы данных прокуратур. В свою очередь, каких-либо единых, нормативно установленных требований по содержанию, способам и методам организационного обеспечения функционирования прокуратур регионального уровня не установлено. Поэтому важно рассмотреть содержание организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ по рассматриваемым вопросам, а также общие, выработанные теорией и практикой прокурорской деятельности подходы к содержанию организации работы в этих прокуратурах.

Кроме подготовки и принятия регламентов и других основополагающих организационно-распорядительных документов прокуратуры, осуществляется разработка положений о структурных подразделениях. Типичный недостаток многих таких действующих документов - перегруженность, дословное повторение положений Закона о прокуратуре, искусственное соединение положения и приказа (распоряжения) о распределении обязанностей. Положение должно состоять, как правило, из следующих разделов: общие положения или вводная часть; основные задачи и направления деятельности; структура управления или самостоятельного отдела; полномочия структурных единиц управлений или самостоятельного отдела; руководство управлением (отделом); делопроизводство.

В разделе "Общие положения" или "Вводная часть" желательно определить статус управления (отдела), указать, какими нормативными правовыми актами руководствуется в своей деятельности, по какому принципу (предметный, зональный, предметно-зональный) и на основе каких внутренних организационно-распорядительных актов организует свою работу, каким образом взаимодействует с другими подразделениями прокуратуры. Раздел "Структура управления (отдела)" должен содержать сведения о всех составных элементах подразделения, специализирующихся на определенных видах деятельности. Здесь же необходимо указать, кто возглавляет управление (отдел), и положение этих должностных лиц. Следует также обратить внимание на наличие в подразделении должностей старших прокуроров, прокуроров и обеспечивающих специалистов, а также кто распределяет служебные обязанности между ними.

Ключевым является раздел "Основные задачи и направления деятельности". Он должен раскрывать содержание и пределы деятельности каждого управления (отдела) с учетом их предназначения. Главная цель органов прокуратуры сформулирована в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Чтобы достичь ее, необходимо решить задачи по обеспечению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляют свою деятельность каждое конкретное управление (отдел).

Составной частью основных направлений деятельности являются полномочия управления (отдела) и правовые средства их осуществления. Поэтому в следующем разделе - "Полномочия" должны быть закреплены полномочия, предоставленные Законом о прокуратуре каждой структурной единице управления или каждому самостоятельному отделу применительно к сфере их основной деятельности.

Руководители подразделений прокуратуры регионального уровня, являясь субъектами управления, организуют, согласовывают действия подчиненных структурных единиц и должностных лиц, направляют их общие усилия на достижение целей и решение задач, стоящих перед управлением или самостоятельным отделом. В связи с этим в разделе "Руководство" должны найти отражение такие элементы организации работы и управления, как: руководство подразделением и персональная ответственность за разрешение стоящих перед ними задач, организация работы с кадрами, в том числе распределение обязанностей, обеспечение взаимодействия и координации деятельности структурных единиц, учет и анализ деятельности, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений, организация их исполнения и контроля.

Завершать проект положения должен раздел "Делопроизводство". Здесь необходимо отметить, какие организационно-распорядительные акты служат основной для общего и секретного делопроизводства, кто распределяет обязанности между специалистами, обеспечивающими деятельность подразделения, кем утверждается номенклатура дел и другие вопросы документационного обеспечения.

Следующим важным для оптимизации организации работы в прокуратуре регионального уровня организационно-распорядительным документом является приказ (распоряжение) о распределении обязанностей. В первую очередь следует отметить, что при организации работы предметно-зональный принцип распределения обязанностей между работниками применяется не только для так называемых "зональных" прокуроров, но и при распределении обязанностей между прокурором и его заместителями. При этом в ряде прокуратур распределяются не только предметы деятельности (отрасли (виды) надзора, участки работы), но и закрепляются определенные группы нижестоящих прокуратур. При таком распределении обязанностей соответствующий заместитель прокурора осуществляет общий контроль за организацией работы в закрепленных за ним нижестоящих прокуратурах, осуществляет выезды с проверками в эти прокуратуры для оказания практической помощи вновь назначенным прокурорам, дает оценку деятельности прокурорам этих прокуратур. Приказ или распоряжение о распределении обязанностей должны издаваться прокурором или его заместителями (издание распоряжения в отношении курируемых ими подразделений прокуратуры допускается при предоставлении им таких полномочий прокурором).

Исходя из того, что основные подходы к организации работы и управления, изложенные в предыдущем параграфе, вполне применимы к порядку организации работы в прокуратуре регионального уровня, представляется целесообразным основное внимание уделить вопросам организации планирования работы в данной прокуратуре. Для уяснения сущности и особенностей организации планирования работы следует исходить из следующих общих положений, характеризующих данную управленческую функцию. В системе мер, нацеленных на повышение уровня организации и осуществления планирования работы и определяющих основные требования, предъявляемые к планированию, важную роль выполняют организационно-распорядительные документы, подготовленные на основе изучения, обобщения и анализа практики планирования в среднем звене системы органов прокуратуры. Среди них необходимо выделить Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.04.2008 N 67, а также информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 09.04.2008 N 20-16-08 "О практике планирования деятельности прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним специализированными прокуратурами".

В частности, в указанном информационном письме отмечается, что большинство прокуроров регионального уровня рассматривают планирование как важный элемент организации деятельности, позволяющий добиться необходимой результативности прокурорского надзора. Одновременно в этом письме указывается на недостатки планирования работы, в том числе: а) невключение в планы прокуратур всех предусмотренных планом работы Генпрокуратуры РФ мероприятий, исполнение которых им поручено; б) изменение по своему усмотрению формулировок мероприятий плана работы Генпрокуратуры РФ; в) неоднократный перенос плановых мероприятий из полугодия в полугодие; г) включение в планы работы второстепенных мероприятий; д) формирование планов на основе мероприятий, относящихся к текущей работе, либо выполняемых силами одного-двух подразделений; е) указание в планах работы мероприятий, являющихся обязанностью структурных подразделений; ж) включение в планы незначительного количества самостоятельных надзорных проверок; з) перенасыщение планов количеством мероприятий (30 и более пунктов); и) допущение в планах работы практики многократных проверок одних и тех же нижестоящих прокуратур; к) планирование тематических проверок спустя непродолжительное время после завершения комплексных проверок; л) указание реквизитов организационно-распорядительных документов без учета требований Инструкции по делопроизводству; м) невключение в планы проведение совместных проверок и коллегий с другими органами и др.

Из этого следует, что некоторые прокуратуры подходят к вопросам планирования своей работы формально, что вызывает сомнение в возможности их качественного и своевременного проведения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!