Организация работы ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основополагающим нормативно–правовым актом, регулирующим, деятельность органов внутренних дел, является ФЗ «О полиции».
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно–летних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел включила в себя:
- специализированные подразделения по делам несовершеннолетних;
- службу участковых уполномоченных полиции;
- центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП);
- патрульно–постовую службу полиции;
- полицию
-  по оперативной работе.
Эти субъекты профилактики могут быть объединены в две группы: 1) специальные профилактические службы, т. е. подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП); 2) подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно–постовая служба и т. д.) и потому является не основной их функцией.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть эффективной лишь при условии объединения усилий всех субъектов профилактики, их теснейшего взаимодействия, обмена информацией между ними. Такое взаимодействие должно осуществляться путем взаимного информирования о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений, о родителях и лицах, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей; проведение совместного анализа показателей состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и на основе этого анализа планирования и проведения совместных мероприятий в целях комплексного использования сил и средств.
Разработка стратегии организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется, в настоящее время, главным образом руководством МВД России. Вопросы совершенствования профилактической деятельности обсуждаются на коллегиях МВД России. Ведущую роль в деле профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны играть ПДН.
Руководство их деятельностью осуществляют подразделения (отделы, отделения, группы) по делам несовершеннолетних Главного управления по охране общественного порядка, Главного управления внутренних дел на транспорте, Управления режимных объектов МВД России. В обязанности названных подразделений центрального аппарата МВД России входит обеспечение управленческого воздействия и контроль за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних и ЦВСНП МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России. Изучение соответствующего ведомственного нормативного материала свидетельствует, что должностные лица указанных подразделений:
– готовят аналитические материалы для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей;
– осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
– осуществляют организационно–методическое обеспечение деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России по руководству ПДН органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно–территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и ЦВСНП;
– анализируют эффективность принимаемых МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
– участвуют в пределах своей компетенции и в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, управленческих решений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при Министре внутренних дел Российской Федерации и его заместителях; готовят методические рекомендации и обзоры по вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних;
– осуществляют зонально–линейный контроль за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России по организации исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
– организуют разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию работы с кадрами ПДН и ЦВСНП.
Подразделения по делам несовершеннолетних аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России строят свою работу по зонально–линейному принципу. Их должностные лица помимо организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних – ПДН, подведомственных горрайлинорганам участвуют в подготовке и проведении комплексных операций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также в целях выявления упущений в деятельности горрайлинорганов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, в установленном порядке проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними двух и более преступлений в период испытательного срока при условном осуждении или отсрочки исполнения наказания либо во время предварительного следствия, когда обвиняемый не был заключен под стражу, нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы, преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, а также вызвавших большой общественный резонанс. На сотрудников подразделений этого уровня возложена также кадровая работа: осуществление мер по улучшению отбора, расстановки, воспитания и повышения профессионального мастерства сотрудников ПДН территориальных органов и ЦВСНП.
Подразделения по делам несовершеннолетних строят свою работу по зональному принципу. Границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, штатной численности инспекторов ПДН, иных установленных нормативов.
Обязанности инспекторского состава ПДН в целях организации работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних определяет начальник подразделения. Он лично организует и участвует в выполнении наиболее сложных мероприятий и возложенных на ПДН обязанностей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает соблюдение законности в деятельности ПДН. В его обязанности входит систематически анализировать, оценивать и контролировать состояние работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и принимать меры к устранению выявленных недостатков. Именно начальник ПДН вносит руководству органа предложения по совершенствованию деятельности ПДН, укреплению взаимодействия с сотрудниками других подразделений горрайлиноргана, заинтересованных государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций; осуществляет планирование работы ПДН, контроль за выполнением намеченных мероприятий, подготовку отчетов о работе, аналитических материалов о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних для информирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также анализирует и обобщает сведения, характеризующие социально–экономические, демографические и другие особенности территории, обслуживаемой горрайлинорганом; участвует в работе по отбору, расстановке, обучению, воспитанию кадров ПДН. Начальник ПДН также уполномочен вносить предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников ПДН, их поощрении или наказании, о поощрении граждан, оказывающих активное содействие органам внутренних дел в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
ПДН горрайлинорганов осуществляют свою деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по плану, утвержденному начальником горрайлиноргана. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки. Должностные лица ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником горрайлиноргана, осуществляют прием граждан. Учет приема граждан ведется в журнале учета приема граждан в подразделении по делам несовершеннолетних. Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН.
По результатам работы за полугодие и год начальником горрайлиноргана совместно с начальником ПДН определяется лучший инспектор ПДН.
Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних выполняют следующие профилактические мероприятия:
 выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции принимают меры к их устранению;
 ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой деятельности, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;
 выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством;
 выявляют родителей (лиц, их замещающих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» значительные обязанности по профилактике безнадзорности и правонарушений возлагает также на центры временного содержания для несовершеннолетних.
Руководство деятельностью ЦВСНП осуществляют: на региональном уровне – заместители начальников полиции (по охране общественного порядка) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне – заместители начальников полиции (по охране общественного порядка) управлений (отделов) Министерства внутренних дел Российской Федерации по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.
В Республике Башкортостан утверждено Положение о ЦВСНП. Указанное Положение закрепило правовой статус центров, определило, что ЦВСНП являются юридическими лицами и создаются и ликвидируются МВД Республики Башкортостан по согласованию с соответствующими администрациями районов и городов.
Руководство деятельностью центров осуществляет начальник Управления по обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД Республики Башкортостан, его заместители, начальники горрайорганов внутренних дел и их заместители. Государственный контроль за деятельностью центров осуществляют администрации городов и районов и их комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В штат ЦВСНП входят начальник центра, его заместитель, старшие инспектора профилактики, инспектора профилактики, старшие воспитатели, воспитатели, старшие дежурные и дежурные.
Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними; выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно–воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях .
В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на основании данного Федерального закона могут быть помещены дети и подростки:
1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно–воспитательные учреждения закрытого типа;
2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно–воспитательные учреждения закрытого типа;
3) самовольно покинувшие специальные учебно–воспитательные учреждения закрытого типа;
4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;
5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.
Основанием помещения несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания является приговор суда или постановление судьи районного (городского) суда.
Широкими полномочиями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наделены участковые уполномоченные полиции. К сожалению, Федеральный закон прямо не упоминает их, что, по нашему мнению, является существенным недостатком данного нормативного правового акта. Участковый уполномоченный реально является основным представителем полиции, выполняющим задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Главная задача участкового уполномоченного полиции – систематическая и планомерная работа на административном участке, в ходе которой и осуществляется комплекс профилактических мероприятий.
Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции определяет следующие обязанности участковых уполномоченных в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков;
проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок, либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ;
контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы;
оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участковый уполномоченный полиции осуществляет учет и контроль за лицами, предоставляющими помещения для занятия проституцией, наркоманией, токсикоманией; ранее судимых; допускающих правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений; хронических алкоголиков, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних; лиц, входящих в неформальные молодежные объединения экстремистского толка.
Участковые уполномоченные выполняют объем работы, который с количественной и качественной стороны не соответствует ни физическим, ни профессионально–интеллектуальным их возможностям. В научной литературе приводятся данные о том, что на участкового уполномоченного полиции возложено от 100 до 120 обязанностей, на инспектора ПДН – до 50 обязанностей. И это действительно так.
Ни участковый уполномоченный полиции, ни инспектор ПДН не в состоянии охватить все объекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на закрепленных участках. Необходимо активное взаимодействие, руководство силами и средствами патрульно–постовой службы и полиции по оперативной работе.
Полиция по оперативной работе через действующие в ее составе оперативно–разыскные подразделения проводит большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов. Так, в соответствии с Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (Приказ МВД России от 17.01.2006 №19) подразделения уголовного розыска:
выявляют при проведении оперативно–розыскных мероприятий причины и условия преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению;
поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции (УУП), сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), обмениваются информацией в отношении лиц, находящихся на профилактических учетах в этих подразделениях, принимают участие в осуществлении совместных мер по предупреждению преступлений подростков;
осуществляют оперативно–розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации проводят работу по выявлению и разобщению организованных групп или преступных сообществ несовершеннолетних;
информируют ПДН о совершенных несовершеннолетними правонарушениях, ином их противоправном поведении.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Вопросы предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решаются практически всеми службами органов внутренних дел. Но особая роль в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отведена, в частности, подразделениям по делам несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями должна проводиться с учетом особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами из окружения несовершеннолетнего, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних выясняют его образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего, разъясняют последствия совершения им противоправных действий, устанавливаются причины и условия совершения правонарушений. К индивидуальной профилактической работе могут быть привлечены лица, оказывающие на несовершеннолетнего положительное влияние и пользующиеся у него авторитетом. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы совместно с другими органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решаются вопросы об организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего.
В лекции рассмотрены далеко не все вопросы правового и организационного обеспечения профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, поскольку многие аспекты имеют ярко выраженный межотраслевой характер и могут быть изложены только в рамках объемного монографического исследования.
В современных условиях сохраняется потребность в принятии законодательных актов, направленных на совершенствование системы профилактики правонарушений, в которых в обязательном порядке должны получить дальнейшую конкретизацию вопросы административно–надзорной и административно–юрисдикционной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, их правового статуса, а также пределов допустимого профилактического вмешательства в семейную и личную сферу объектов предупреждения.
Следует ожидать, что в ближайшей перспективе на федеральном уровне законодатель возьмет на себя инициативу в определении «рамочных» подходов к решению важнейших вопросов противодействия негативным процессам в подростковой среде.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!