Организация рабоче-крестьянской милиции в 1918 — 1921 гг.

22 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

12 октября 1918 г. народные комиссариаты внутренних дел и юстиции утвердили инструкцию "Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции", создавшей правовую основу постоянной милиции. Инструкция закрепляла ее классовый характер: “.. советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства”. Но ее основное назначение определялось как государственного органа по защите общественного порядка. Устанавливались единые для РСФСР организационно-правовые нормы.

Важнейшими критериями, которым должны были отвечать люди, поступавшие на работу в милицию, были: признание Советской власти и наличие активного избирательного права.

Особые требования предъявлялись к руководящему составу милиции. На должности начальников уездных и городских управлений милиции и их помощников могли назначаться лица, "преданные в лице Советской власти интересам рабочего класса и беднейшего крестьянства, а именно: по рекомендации социалистических партий, стоящих на платформе Советской власти, профессиональных союзов и местных Советов депутатов".

Другими критериями, предусмотренными инструкцией, были достижение возраста 21 года и грамотность. При этом последний критерий не уточнялся, он формулировался: "вполне грамотные". Однако на практике это расплывчатое требование было трудно выполнимо. Значительная часть работников милиции была малограмотна или вовсе не грамотна.

Функции у милиции были многочисленны:  согласно инструкции их можно разделить на три группы.

К первой группе относились

  • обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя,
  • по обеспечению выполнения предписаний советских законов. Иными словами, она была обязана строго следить за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременно оповещать население о распоряжениях органов власти и содействовать советским государственным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей.

Вторая группа обязанностей включала в себя деятельность

  • по поддержанию порядка в общественных местах. При нарушениях ее работники были обязаны составлять акты, фиксировать преступления и происшествия, принимать меры по их пресечению.
  • Милиция была обязана принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию граждан.
  • На нее также возлагалось: наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, осуществление надзора за порядком движения на дорогах, выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других справок и свидетельств.

В третью группу входило все то, что связано с организацией борьбы с преступностью, то есть

  • милиция осуществляла разработку и проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также
  • принимала непосредственное участие в предварительном расследовании
  • оказывала содействие судебным органам в исполнении приговоров.

Деятельность милиции в области предварительного расследования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам.

Одной из важнейших функций милиции являлось оказание содействия карательным органам, ведущим борьбу с контрреволюцией и устанавливающим новый порядок в стране.

15 октября НКВД разослал инструкцию во все управления, сообщив, что он отменяет все принятые на местах постановления по этому вопросу.

Итак, с первых дней после победы революции, жизнь стала опровергать идеологические утопии большевиков. Тем не менее, большевики с трудом отказывались от представлений, которые исповедали десятки лет и начальной период их власти характеризуется попытками организовать охрану порядка на основе несостоятельной идеи “всеобщего вооружения народа”. И только с принятием инструкции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции», большевики фактически восстановили дореволюционные принципы организации правоохранительных органов - штатность, специализацию и централизацию.

Организационно РКМ имела двойное подчинение (непосред­ственное ведение местных Советов и прямое руководству НКВД), являлась исполнительным органом центральной власти на мес­тах. Участок во главе с начальником, в ведении которого находи­лись старшие и рядовые милиционеры, стал низовым звеном ап­парата РКМ.

Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входящее как подотдел в состав Отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутренних дел.

Поэтому в октябре 1918 года управление было реорганизовано в Главное управление милиции. Первым заведующим Главмилиции стал Андрей Мартынович Дижбит.

Главное управление осуществляло общее руководство деятельностью советской милиции. Оно издавало приказы и инструкции, определявшие как политическую, так и техническую сторону работы, и контролировало деятельность учреждений и органов милиции на местах.

Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполнительного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции, но отличалась, конечно, масштабом, ограничиваясь пределами губернии, в которой находилось данное управление.

В декабре 1918 года Главное управление милиции разработало и утвердило: Общую инструкцию милиционерам. Инструкцию районным начальникам и их помощникам. Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам. Инструкцию об употреблении оружия. Все эти нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции. Они расширяли рамки правового регулирования деятельности милиции.

В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны процесс становления советской милиции не прекращался. Но сложившаяся в стране обстановка не могла не оказать на него влияния.

2 сентября 1918 года ВЦИК установил, что в условиях развернувшихся военных действий "все граждане, независимо от занятий и возраста, должны беспрекословно выполнять... обязанности по обороне страны".

3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции»:

  • Определял формы участия милиции в борьбе с интервентами и белогвардейцами
  • Распространял на сотрудников милиции действие уставов Красной Армии
  • Вводил обязательное обучение военному делу
  • Содержание милиции передавалось на государственный бюджет

по которому работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов Советов, в состав которых входили подотделы милиции. На НКВД возлагалась обязанность из их числа третью часть милиционеров и пятую часть командного состава постоянно держать в действующей армии.

В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находившиеся в районах боевых действий, по соглашению реввоенсоветов армий и фронтов с местными исполнительными комитетами, могли привлекаться к участию в боевых действиях. При этом они переходили в полное подчинение военных начальников.

В соответствии с декретом СНК РСФСР содержание всех видов милиции принималось на государственный счет. Источником материального обеспечения милиции становился государственный бюджет. 15 апреля 1919 года НКВД направил на места циркуляр о практической реализации названного декрета, в котором подчеркивалась необходимость приступить к обучению милиционеров военному делу. "Обучать милицию преимущественно как пехоту", - говорилось в циркуляре. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции по уставам и наставлениям, принятым в Красной Армии.

Специальная милиция

В условиях военного времени от четкой работы транспорта зависело своевременное получение предприятиями сырья и выпуск военной продукции, доставка ее в районы боевых действий. Поддержание твердого общественного порядка составило одну из предпосылок успешного функционирования путей сообщения. Вначале обеспечение общественного порядка на станциях и в портах, а также охрана складов и грузов осуществлялись силами транспортных ведомств: Наркомата путей сообщения и Главного управления водного транспорта. (СЛАЙД) Однако 21 февраля 1919 года ВЦИК издал постановление "Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны", в котором подчеркивалось, что железнодорожная милиция организуется "в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах". На нее распространялись все права общей (уездно-городской) милиции и, кроме того, возлагались специальные обязанности по охране революционного порядка и безопасности, вызывавшиеся особенностями жизни в районе железных дорог.

Значительный удельный вес водных путей в общей системе путей сообщения страны обусловил необходимость создания специальной водной милиции. (СЛАЙД) Совет Народных Комиссаров 25 июля 1918 года принял декрет "Об учреждении речной милиции".

Однако практически строительство речной милиции развернулось после утверждения в апреле 1919 года декретом ВЦИК Положения о речной советской рабоче-крестьянской милиции.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917г.

Первостепенное значение приобретала защита фабрик, заводов, шахт и производимой ими продукции. Существовавшая на предприятиях местная охрана была малочисленной и слабо организованной. Поэтому Советское правительство возложило охрану фабрик и заводов на НКВД, подчеркнув необходимость создания промышленной милиции. "Создание государственного аппарата охраны экономического достояния РСФСР, - говорилось в докладе Главмилиции, - не столько было следствием теоретических выводов о необходимости для государства взять в свои руки охрану национализированных фабрик, заводов и проч., сколько результатом и практическим выходом из того положения, в котором оказались экономические блага республики: леса, рудники, фабрики, промышленные предприятия и проч., которые, не будучи охраняемы или в лучшем случае плохо охраняемы, подвергались постоянным и весьма настойчивым покушениям со стороны разных преступных элементов".

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние существовавшей на предприятиях охраны, принял решение немедленно организовать промышленную милицию. На нее возлагалась борьба с расхищением народного достояния, с дезорганизацией промышленности и хозяйственной жизни страны, с противозаконным использованием в частных интересах национализированных средств производства, запасов сырья.

3 марта 1920 года в составе Главного управления милиции РСФСР образовали отдел промышленной милиции, в губернских управлениях - отделения промышленной милиции, на предприятиях - ее подразделения.

В результате удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности.

В условиях войны чрезвычайно обострилась проблема снаб­жения населения продуктами питания и предметами первой не­обходимости. Это, в свою очередь, породило спекуляцию. Учи­тывая большую общественную опасность спекуляции, борьба с нею была возложена на ВЧК и милицию.

Железнодорожная милиция наносила основной удар по спе­кулянтам зерном — «мешочникам». Масштабы «мешочничества» становились настолько опасными, что для борьбы с ним созда­вались специальные заградительные отряды милиции. В ре­зультате их деятельности государству возвращались сотни пу­дов хлеба. Только за февраль 1920 г. работники железнодорож­ной милиции на территории 41 губернии РСФСР задержали около 11 тыс. спекулянтов-мешочников.

Преступность наносила огромный вред. Поэтому Народный комиссариат внутренних дел в июле 1920 г. поставил перед местными органами милиции задачу «очистить республику» от наиболее опасных преступников-рецидивистов, немедленно при­няв для этого самые энергичные меры. Такие требования вы­зывались огромными масштабами и ростом преступности. В 1919 г., согласно данным Центророзыска, в 38 губерниях РСФСР было совершено 2 816 грабежей и разбоев, в 1920 г. — 7 319. Состояние же преступности в целом характеризовалось следующим образом: в 1919 г. по данным, поступившим из 39 губер­ний РСФСР, было зарегистрировано 108 638 преступлений, а в 1920 г. по данным 41 губернии — 341 142 преступления.

Для успешной борьбы с опасными преступлениями требо­валось объединить усилия работников милиции и уголовного розыска. В этих целях был установлен порядок, согласно кото­рому всем отделениям уголовного розыска вменялось в обязан­ность своевременно сообщать в Центророзыск о крупных пре­ступлениях (грабежах, убийствах, террористических актах), со­вершенных на обслуживаемых ими территориях.

Общая милиция

Усилению борьбы органов уголовного розыска с преступностью способствовало расширение их сети.

Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.

Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ведения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центророзыска, "фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, личный состав был ниже удовлетворительного... Таким образом, Центророзыск должен был начать свое дело с самого начала".

Правовой основой строительства советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 года, в соответствии с которым органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек "для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом". При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.

Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД.

Все вопросы строительства уголовно-розыскного аппарата Главное управление милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года оно направило в исполкомы местных Советов документ, в котором подчеркивалось, что "настало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников - научных специалистов". Главмилиция указывала на необходимость усиления технического оснащения органов уголовного розыска, совершенствования знаний и профессиональных навыков работников. Надо сказать, что документы того времени не позволяют достоверно судить о масштабах выполнения намеченной программы. Однако известно, что принимались меры по налаживанию дактилоскопического учета, фотографирования на основе единых правил.

В 1919-1920 годах органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел. Это вызывалось тем, что следственные комиссии при местных Советах - органы предварительного следствия, учрежденные Декретом СНК РСФСР о суде 2 от 12 февраля 1918 года, - не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в апреле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Исполкомам Советов предлагалось обратить внимание на работу объединенного органа, назначив ответственного руководителя с самыми широкими полномочиями. В утвержденном НКВД РСФСР Положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являются "предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление производимых расследований". Однако в конце 1920 года, после введения института народных следователей в системе Наркомата, милиция перестала выполнять функции органов предварительного следствия.

В эти же годы в органах милиции стали создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на организацию кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением не только в органах внутренних дел. Его задачи были очень широкими: организация научной экспертизы на местах; обучение агентов угрозыска научным методам расследования преступлений, дактилоскопии, осмотру места происшествия и т.д. Заведующим кабинетом судебной экспертизы стал П. С. Семеновский - крупный специалист в области судебной медицины и дактилоскопии.

Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г.

По нему милиция была 5 видов: 1. Городская и уездная; 2. Промышленная; 3. Железнодорожная; 4. Водная; 5. Розыскная.

Руководящим органом являлось ГУМ, которому через губернские управления подчинялись городские и уездные управления милиции. Управления милиции Москвы и Петрограда приравняли к губернским.

Рабоче-крестьянская милиция рассматривалась как исполнительный орган, которому придавалось значение вооруженных частей особого назначения. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых операциях на фронтах. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих прямых обязанностей.

В Положении вновь подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета.

Главное управление милиции (ГУМ) НКВД - один из центральных органов Советского государства того периода - было наделено широкими правами, необходимыми для успешного руководства деятельностью милиции. Возглавлял его начальник милиции республики, член коллегии НКВД.

Естественно, с момента организации в июле 1918 года аппарат Главного управления милиции развивался, совершенствовался, его структура усложнялась, что отражало процесс развития аппарата милиции в целом.

(СЛАЙД) К октябрю 1920 года оно состояло уже из семи отделов и секретариата:

  1. уездно-городского (общего),
  2. промышленного,
  3. железнодорожного,
  4. водного (речного и морского),
  5. следственно-розыскного,
  6. инспекторского,
  7. снабжения.

Полномочия ГУМа того периода можно охарактеризовать как чрезвычайные. Оно неоднократно направляло работников милиции из тыловых губерний и уездов в освобожденные от интервентов и белогвардейцев районы для организации аппарата советской милиции и укрепления общественного порядка.

Положение о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года закрепило опыт первых лет строительства органов милиции. С изданием Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.

Итак, с первых дней после победы революции, жизнь стала опровергать идеологические утопии большевиков. Тем не менее, большевики с трудом отказывались от представлений, которые исповедали десятки лет и начальной период их власти характеризуется попытками организовать охрану порядка на основе несостоятельной идеи “всеобщего вооружения народа”.

И только с принятием инструкции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции», большевики фактически восстановили дореволюционные принципы организации правоохранительных органов - штатность, специализацию и централизацию.

В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны процесс становления советской милиции не прекращался. Но сложившаяся в стране обстановка не могла не оказать на него влияния.

В соответствии с декретом «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов Советов, в состав которых входили подотделы милиции.

В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находившиеся в районах боевых действий, по соглашению реввоенсоветов армий и фронтов с местными исполнительными комитетами, могли привлекаться к участию в боевых действиях.

Получает развитие специальная милиция: железнодорожная, речная, промышленная.

Происходит расширение системы уголовного розыска с созданием единой системы уголовно-розыскных органов: учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск)

Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции. С изданием Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!