Организация обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во избежание грубых управленческих ошибок любые преобразования в структуре и организации деятельности управляющего субъекта, в данном случае ОВДТ, должны быть согласованы с объективными изменениями во внешней среде функционирования, то есть в транспортном комплексе. Поэтому знание особенностей развития того или иного вида транспорта является для сотрудников ОВДТ обязательным.

В любом государстве транспорт во многом определяет уровень экономического и социального развития. В России ключевую роль в этом играет железнодорожный транспорт.

Протяженность железных дорог общего пользования на начало 2012 года составляла 85 тыс. км. На них расположено 2200 пассажирских и 3725 грузовых станций, 508 крупных вокзалов, ежесуточно курсирует 21 тыс. грузовых и пассажирских поездов, в том числе 1,4 тыс. пассажирских и 7 тыс. пригородных. Объем перевозок пассажиров по итогам 2012 г. составил 1341,0 млн. чел. (100,1% к уровню 2012 г.), пассажирооборот увеличился на 3,5% и достиг 178,3 млрд. пасс.-км. В дальнем следовании пассажирооборот возрос на 5,1%, в пригородном – на 1,7%. В структуре пассажирооборота на всех видах транспорта доля железнодорожного транспорта составила 37,6%.

Несмотря на трудности постсоветского периода, железнодорожный транспорт постоянно увеличивал свою долю в грузообороте, и особенно динамично – в последние годы. В 2012 г. на железные дороги пришлось 90,2% коммерческого грузооборота и 32,4% объема перевозок грузов всеми видами транспорта, за исключением трубопроводного. Перевезено 1311,3 млн. тонн грузов (103,0% к уровню 2012 г.), прирост грузооборота составил 5,0%[1].

Железнодорожный транспорт России в отличие от многих стран Европы, играет ключевую роль не только в обеспечении российской экономики, но и в интеграционных процессах. Он обеспечивает перевозки внешнеторговых и транзитных грузов через 30 пограничных переходов и 40 морских и речных портов страны.

Не удивительно, что более 80% объема работы ОВДТ приходится на железные дороги. В зоне их оперативного обслуживания находятся 17 филиалов ОАО «РЖД» (железных дорог) и 140 функциональных филиалов различной направленности.

Анализ литературы и сложившейся практики свидетельствует о том, что организационные и организационно-правовые формы обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта во многом аналогичны формам, применяемым в деятельности территориальных ОВД. В то же время они имеют определенную специфику. Например, наиболее распространенными формами осуществления транспортной полицией административной деятельности являются патрульно-постовые наряды, посадочные группы, оперативно-поисковые группы, совместные специализированные группы транспортной полиции и ведомственной охраны, оперативные заслоны, наряды сопровождения поездов, специальные операции и оперативно-профилактические мероприятия (рейды).

На станциях, вокзалах, посадочных платформах назначаются патрули, посты транспортной полиции, посадочные и оперативно-поисковые группы. В помещениях вокзалов обычно выставляются посты, где постовому определяется конкретное место несения службы с учетом наиболее удобного ведения наблюдения за гражданами. Эта форма обеспечивает достаточно оперативное реагирование на правонарушения. В настоящее время получает все большее распространение оборудование в залах ожидания, кассовых залах и других местах, требующих постоянного присутствия сотрудника полиции, стационарных постов, оснащенных телефонной связью и ПЭВМ с доступом к необходимым базам данных. В частности, активно используется программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль», в том числе переносные изделия ПТК «Терминал» по выявлению в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске и представляющих оперативный интерес. В 2006 г. с их помощью проверено более 504,7 млн. чел., задержано 7845 лиц, находившихся в розыске.

В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах могут быть выставлены посты для контроля за посадкой и высадкой пассажиров. На направлениях массового передвижения пассажиров и объектах транспорта большой протяженности назначаются патрули. Многими ЛУВД, ЛОВД согласован с сопредельными территориальными органами внутренних дел вопрос о приближении постов и маршрутов нарядов ППСМ, вневедомственной охраны, ГИБДД к объектам железнодорожного транспорта в случае осложнения оперативной обстановки.На практике решение этих задач предусматривается планами совместных мероприятий территориальных органов внутренних дел и ОВДТ, планами единой дислокации постов и маршрутов. В необходимых случаях плотность нарядов транспортной полиции увеличивается за счет привлечения к охране общественного порядка военнослужащих внутренних войск, курсантов учебных заведений МВД России, казачества, добровольных общественных формирований. Для повышения эффективности патрулирования крупные станции и вокзалы разделяются на секторы, каждый из которых контролируется отдельной совместной группой во главе с сотрудником полиции.

Посадочные группы создаются с целью предупреждения проникновения на объекты железнодорожного транспорта потенциальных правонарушителей; обеспечения порядка и безопасности на перронах, платформах, при посадке и высадке пассажиров из поездов; выявления и удаления с объектов транспорта пьяных, хулиганов, бродяг, попрошаек. Такие группы формируются на крупных станциях из числа работников полиции, железнодорожного транспорта и общественности. Количественный состав посадочных групп определяется в зависимости от потока пассажиров, категории вокзала и размеров посадочных платформ, планировки пассажирских станций, а также интенсивности движения поездов на данном участке. Старшими групп, как правило, назначаются работники полиции.

В настоящее время на сети железных дорог России организована работа 768 посадочных групп, состоящих из сотрудников транспортной полиции и работников транспорта.

Оперативно-поисковые группы (ОПГ) представляют собой небольшие мобильные подразделения (2-5 чел.) со специальными задачами, изменяющимися в зависимости от оперативной обстановки. Одни ОПГ действуют в относительно длящемся режиме (например, по выявлению в пассажиропотоке разыскиваемых преступников, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов), другие создаются для решения временных, ситуативных задач (скажем, для выявления среди граждан, блокировавших участок железной дороги, организатора). ОПГ могут работать как на стационарных объектах транспорта, перегонах, так и в подвижном составе. В состав ОПГ, в зависимости от поставленных задач, могут входить работники подразделений УР, БЭП, БППГ, ПДН, участковые уполномоченные полиции, другие сотрудники полиции по охране общественного порядка. При комплексной отработке поездов и других объектов транспорта в них могут включаться работники инспекций госпожнадзора, таможенных и пограничных органов, санэпидемстанций.

Для патрулирования, организации засад в грузовых парках станций, на контейнерных площадках и грузовых дворах, в местах отстоя пассажирского подвижного состава, а также на малодеятельных станциях и перегонах создаются совместные специализированные группы полиции и ведомственной охраны (ССГ). Их состав, как правило, является постоянным и закрепляется совместным приказом начальника ЛУВД, ЛОВД и подразделения ведомственной охраны железной дороги.

Важной организационно-правовой формой обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте являются оперативные заслоны полиции. В сфере пассажирских перевозок оперативные заслоны создаются: 1) для перекрытия отдельных железнодорожных направлений в целях предупреждения проникновения потенциальных правонарушителей в города, где проводятся общественно-политические, спортивные и другие массовые мероприятия; 2) в целях борьбы с отдельными видами преступлений; 3) в связи с введением карантинных мер; 4) ввиду осложнения оперативной обстановки. В сфере грузовых перевозок оперативные заслоны формируются на стыковых станциях и выполняют задачи своевременного обнаружения признаков хищений грузов из подвижного состава, установления мест совершения правонарушений и организации раскрытия хищений по «горячим» следам. Стационарные оперативные заслоны на грузовых станциях могут быть внутридорожными, междорожными и межгосударственными. Как правило, они базируются на станциях дислокации соответствующих пунктов коммерческого осмотра поездов.

Организует работу заслона его начальник, назначаемый в большинстве случаев из числа оперативных работников (начальников линейных пунктов полиции). В состав заслона могут входить сотрудники криминальной полиции, подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудники полиции или младшие оперуполномоченные уголовного розыска. Как показывает практика, количество работающих в заслонах обычно не превышает 12 человек. При необходимости в состав заслона включаются сотрудники территориальных ОВД и сопредельных линейных органов. Целесообразно создавать на крупных железнодорожных узлах совместные оперативные заслоны полиции, организовывать на их базе оперативно-поисковые группы для выявления и задержания преступников-гастролеров, разыскиваемых лиц, принимать меры к укреплению действующих оперативных заслонов по пресечению незаконной перевозки железнодорожным транспортом наркотиков и их прекурсоров, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконной миграции и т. п.

Положительно зарекомендовала себя такая форма обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и работы членов поездных бригад, как сопровождение нарядами полиции поездов дальнего следования, местного и пригородного сообщений. В настоящее время нарядами полиции ежесуточно сопровождается более 3 тыс. дальних и пригородных поездов (33% от числа курсирующих).

Наряды сопровождения поездов руководствуются в своей деятельности Уставом патрульно-постовой службы полиции по охране общественного порядка Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, а также Инструкцией по организации работы нарядов полиции и членов поездных бригад в поездах дальнего и местного сообщений, утвержденной приказом МВД России и МПС России от 31 января 2000 г. №105/6Ц. Перечень поездов, подлежащих сопровождению, утверждается руководителями УВДТ, ЛУВД, ЛОВД и начальниками железных дорог (филиалов дорог) и корректируется в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Поезда сопровождаются нарядами полиции на основе разрабатываемых на каждый месяц графиков, утверждаемых руководителями ОВДТ и согласованных с начальниками соответствующих железных дорог (филиалов дорог). Сопровождение поездов может осуществляться двумя способами: 1) сквозным – одним нарядом полиции от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации; 2) эстафетным – несколькими нарядами полиции в пределах участка своего обслуживания. Первый способ считается наиболее эффективным.

На каждый маршрут сопровождения составляется карточка, в которой указываются все необходимые сведения: маршрут сопровождения; станции, на которых дислоцируются ЛУВД, ЛОВД, ЛПМ; график работы наряда полиции; участки, требующие особого внимания; порядок отработки поезда в пути следования и во время стоянок; особенности несения службы в поезде; основные задачи наряда полиции, порядок его взаимодействия с поездной бригадой и подразделениями органов внутренних дел по маршруту следования; порядок связи и передачи экстренных сообщений в ОВДТ.

Состав наряда полиции определяется начальником ОВДТ или его заместителем в количестве не менее двух сотрудников полиции при нахождении в пути в обоих направлениях до 12 часов, а при следовании более 12 часов – не менее трех и не более четырех сотрудников. Старшим наряда назначается самый опытный сотрудник. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава полиции. Для разбирательства с правонарушителями, а также для отдыха наряду полиции, осуществляющему сквозное сопровождение, предоставляется отдельное купе в штабном вагоне поезда. О наличии в поезде наряда полиции периодически сообщается по поездному радио.

При несении службы наряд полиции обязан предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, устанавливать и задерживать лиц, их совершивших; проводить неотложные действия по закреплению следов преступлений; предупреждать террористические акты, проводя с этой целью осмотр мест вероятной установки взрывных устройств, а также разъяснительную работу с членами поездных бригад об усилении бдительности и действиях при обнаружении подозрительных предметов; оказывать содействие ревизорам; контролировать соблюдение правил пожарной безопасности; пресекать факты провоза безбилетных пассажиров и неоплаченной ручной клади сверх установленных норм, несанкционированную торговлю; сообщать начальнику (механику-бригадиру) поезда о выявленных нарушениях должностных инструкций членами поездной бригады для принятия мер реагирования; способствовать применению пассажирами технических защитных устройств (блокираторов замков), затрудняющих проникновение в купе посторонних лиц; выполнять другие обязанности. При нахождении поезда в парке отстоя на станции оборота старший наряда полиции во взаимодействии с членами поездной бригады принимает меры по организации его охраны и обеспечению правопорядка на прилегающей территории.

Оперативные дежурные по ЛУВД, ЛОВД, расположенным на маршруте следования сопровождаемых поездов, обеспечивают постоянный обмен информацией об изменениях оперативной обстановки, организуют взаимодействие нарядов полиции во время стоянок поездов, осуществляют в установленном порядке контроль за несением службы нарядами полиции в поездах независимо от их подчиненности. Результаты работы нарядов полиции учитываются и оцениваются руководителями ЛУВД, ЛОВД и командирами строевых подразделений полиции в порядке, установленном МВД России. Начальники полиции УВДТ обеспечивают ежеквартальный учет результатов работы строевых подразделений полиции по сопровождению поездов, а также своевременное направление информации в управления соответствующих железных дорог и ДОПТ МВД России.

Организация сопровождения местных и пригородных поездов обладает некоторыми особенностями. Под усиленный контроль полиции, как правило, берутся вечерние и ночные поезда; поезда с туристами, призывниками, футбольными болельщиками, дачниками; лицами, демобилизованными из Вооруженных Сил, и другие криминогенные поезда. В состав нарядов сопровождения нередко включаются работники ведомственной охраны железной дороги. Большое значение для своевременного реагирования на правонарушения имеет исправное состояние в пригородных поездах установок экстренной связи «пассажир-машинист-полиция». Важно отметить, что в настоящее время по инициативе ОВДТ установлен порядок, в соответствии с которым новые электропоезда принимаются в эксплуатацию только при наличии в них указанного оборудования.

При следовании специальных поездов патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым соответствующими начальниками ОВД на транспорте и руководителями органов безопасности.

При необходимости в целях активизации борьбы с хищениями грузов, укрепления общественного порядка на станциях и в поездах могут организовываться временные подразделения – передвижные линейные отделения полиции (ПЛОП), специализированные дежурные части в сферах грузовых и пассажирских перевозок и другие подразделения. Специализация временных подразделений позволяет эффективнее управлять силами и средствами, активнее влиять на изменения оперативной обстановки.

Специальные операции и рейды, как одна из форм охраны правопорядка, проводятся по специальным совместным планам органов внутренних дел, других правоохранительных органов, администрации предприятий транспорта, внутренних войск и других субъектов правоохранительной деятельности. При их проведении численность личного состава, задействованного в мероприятиях, увеличивается на 20-30%, вводится усиленный вариант несения службы,осуществляется постоянный анализ оперативной обстановки,организуется круглосуточное дежурство руководящего и оперативно-начальствующего состава полиции, а также командного состава транспорта, проводятся совместные инструктажи. Для разбирательства с правонарушителями создаются специальные группы разбора (при обычном варианте несения службы эта функция осуществляется оперативным дежурным линоргана). В зависимости от целей проведения операциям присваиваются условные наименования: «Вихрь-Антитеррор», «Подросток», «Мак», «Металл», «Пассажир», «Курорт» и т. п.

В современной практике органов внутренних дел на железнодорожном транспорте необходимо выделить ряд приоритетных направлений, требующих особенного организационного обеспечения. К таковым можно отнести борьбу с терроризмом, незаконной перевозкой наркотиков, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, хищениями цветных металлов из средств сигнализации, связи и энергоснабжения железных дорог, хищениями перевозимых грузов, совершаемых путем подделки или подмены перевозочных документов; предупреждение и выявление экономических преступлений, связанных со структурной реформой железнодорожного транспорта; предотвращение фактов блокирования транспортных коммуникаций.

В целях обеспечения личной безопасности пассажиров и работников транспорта органами внутренних дел совместно с другими субъектами правоохранительной деятельности организуется и осуществляется комплекс антитеррористических мероприятий. Так, в управлениях, филиалах железных дорог, на крупных железнодорожных предприятиях действуют антитеррористические комиссии, в состав которых входят сотрудники ОВДТ. В МПС России в 2000 году создано ГУ «Центр координации работы по защите объектов федерального железнодорожного транспорта», в 2001 году в управлениях железных дорог – самостоятельные отделы, а в отделениях железных дорог – секторы с аналогичными задачами. В настоящее время аналогичные подразделения функционируют в ОАО «РЖД». Во всех УВДТ налажена работа постоянно действующих оперативных штабов и рабочих групп.

Новым компонентом правовой основы борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность транспорта стал Федеральный закон «О транспортной безопасности», принятый 9 февраля 2007 г. и вступивший в силу через 180 дней со дня официального опубликования.

Организационной основой совместных мероприятий по борьбе с терроризмом служат федеральные целевые программы, программы по повышению антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, планы совместных мероприятий МВД России и ОАО «РЖД». В последние годы антитеррористические меры принимались в соответствии с планами мероприятий по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению устойчивой работы и охраны объектов и предприятий федерального железнодорожного транспорта, планами мероприятий по укреплению правопорядка в сфере пассажирских и грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта. По специальным планам проводятся совместные командно-штабные, тактико-специальные учения и тренировки по действиям личного состава при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Отрабатываются, в частности, схемы оповещения, связи, оперативного принятия мер, алгоритмы действий при обнаружении подозрительных предметов, поступлении сообщений о минировании объектов транспорта и других террористических угрозах, захвате заложников, угоне железнодорожного подвижного состава и т. п. При этом осуществляются контрольные закладки подозрительных предметов и муляжей взрывных устройств, имитируются другие действия правонарушителей. В большинстве случаев действия сотрудников полиции, железнодорожников, пассажиров фиксируются с помощью скрытой видеозаписи. После соответствующего разбора и анализа различных ситуаций выработанный порядок действий находит отражение в памятках, инструкциях, картотеках, перечнях неотложных действий и других документах инструктивно-методического характера. Органы управления транспортом периодически информируются органами внутренних дел о состоянии оперативной обстановки на участках оперативного обслуживания, предлагаются совместные меры по ее стабилизации. На выявленные недостатки в организации антитеррористических мероприятий ОВДТ реагируют в пределах своей компетенции путем внесения в соответствующие транспортные инстанции представлений.

Все объекты железных дорог подразделяются на особо важные, повышенной опасности и объекты жизнеобеспечения. В соответствии с указанной классификацией органами внутренних дел совместно с ведомственной, вневедомственной охраной и внутренними войсками организуются пропускной режим и охрана мостов, тоннелей, узлов связи, путепроводов, систем энерго- и водоснабжения. Каждый из указанных объектов периодически подвергается комиссионному обследованию и паспортизации, разрабатывается и при необходимости корректируется план его охраны и обороны в чрезвычайных ситуациях. Совместным приказом за ним закрепляются ответственные лица из числа сотрудников ОВДТ и работников железной дороги. Сведения об объектах вносятся в базы данных УВДТ, ЛУВД, ЛОВД в виде карточек-талонов.

Охраняемые объекты подвергаются периодическим проверкам, в том числе ночным, внезапным, негласным. С целью выявления фактов незаконного хранения и использования оружия, а также взрывчатых веществ осуществляются проверки сдаваемых в аренду помещений предприятий и организаций транспорта (особенно подвалов и цокольных этажей), учета и хранения огнестрельного нарезного и иного оружия, находящегося во владении транспортных организаций. При обнаружении веществ, по своему внешнему виду напоминающих взрывчатые вещества и их аналоги, берутся пробы для их исследования. Аналогичным образом проверяются сыпучие грузы.

Оправдывают свое предназначение такие меры, как опечатывание или опломбирование технологических отсеков пассажирских вагонов, помещений вокзалов, не задействованных в обслуживании пассажиров; блокирование отдельных входов в вокзалы и проездов на территорию станций; введение порядка сдачи ручной клади в камеры хранения только по документам, удостоверяющим личность; осуществление контрольных проверок мест массового скопления людей и складирования грузов, стоянок, мест отстоя железнодорожного подвижного состава, парковок грузового и легкового автомобильного транспорта на территории, прилегающей к железнодорожным объектам. Совместно с ГИБДД, органами местного самоуправления, а также руководством транспортных организаций разрабатываются и утверждаются схемы автомобильной парковки вблизи вокзалов и других объектов.

Особое внимание уделяется осмотру пассажирских, почтово-багажных и грузовых поездов, прибывающих из среднеазиатского региона и республик Северного Кавказа. В этих целях на крупных станциях оборудуются специальные зоны безопасности, контроля и досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, а также комиссионной выгрузки грузов. Контролируется передвижение вагонов с опасными грузами: оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами, ГСМ. Предпринимаются меры по исключению фактов принятия к перевозке членами поездных бригад различных посылок, передач, а также провоза безбилетных пассажиров. Систематически по громкоговорящей связи вокзалов и поездной радиотрансляционной сети передаются профилактические сообщения, направленные на повышение бдительности, а также о порядке действий пассажиров и работников транспорта при обнаружении бесхозных и подозрительных предметов. На станциях и в вокзалах развернута соответствующая наглядная агитация. В целях получения сведений о подготавливаемых преступлениях террористической направленности во многих линорганах и УВДТ налажена работа телефонов доверия и «горячих» линий. В ряде УВДТ за информацию, способствующую предотвращению правонарушений такого рода, устанавливается денежное вознаграждение. В целях предупреждения биологического и химического терроризма с использованием почтовой корреспонденции в административных зданиях управлений, филиалов железных дорог, вокзалов, станций и пунктах приема багажа оборудуются специальные помещения для предварительной обработки почтовых отправлений.

Важное значение в деятельности ОВДТ придается внедрению технических средств предотвращения террористических актов. По инициативе УВДТ, ЛУВД, ЛОВД места концентрации пассажиров оборудуются системами видеонаблюдения с выводом изображения на мониторы дежурных частей полиции, устройствами прямой связи «пассажир-полиция», «дежурный по вокзалу – дежурный по полиции», средствами охранно-пожарной сигнализации, автоматизированными системами радиационного контроля, газоанализаторами-детекторами взрывчатых веществ, химических и биологических аэрозолей, локализаторами взрыва, стационарными рамочными металлоискателями. Системами видеонаблюдения и другими средствами технической охраны оснащаются мосты, тоннели, путепроводы и другие важные объекты. Изыскиваются возможности для приобретения сканеров и анализаторов спектра, позволяющих обнаруживать взрывные устройства при осмотре подвижного состава, подаваемого под посадку пассажиров, верхнего строения пути, других сооружений и коммуникаций. Диспетчерские и справочные службы транспорта, а также дежурные части полиции оборудуются автоматическими определителями номеров телефонов звонивших абонентов, многоканальной звукозаписывающей аппаратурой. В крупных УВДТ формируются фонотеки речевых сообщений об угрозе взрыва объектов транспорта, создаются лаборатории для производства фоноскопических экспертиз, организуются и развиваются кинологические подразделения.

На отдельных железных дорогах внедряются интеллектуальные интегрированные системы безопасности (ИИСБ), позволяющие обеспечить анализ оперативной обстановки и протоколирование происходящих на охраняемом объекте событий, мониторинг и архивирование видеоинформации, передачу информации в режиме «one-line» по волоконно-оптическим линиям связи. Эти системы обладают высокой степенью эффективности и надежности за счет взаимного дополнения и резервирования средств, управление которыми осуществляется оперативно и централизованно с помощью автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Планомерное и целенаправленное осуществление этих и других мер приводит к положительным результатам.

Большой объем работы проделан по предупреждению и пресечению анонимных сообщений об акте тероризма. Благодаря принимаемым мерам, в том числе по обеспечению ОВДТ техническими средствами (установка АОН, аудиомагнитофонов, фонотек), удалось добиться сокращения заведомо ложных сообщений об акте терроризма более чем наполовину (2012 г. – 51, 2013 г. – 106).

Нельзя обойти вниманием вопросы организации работы ОВДТ при авариях и крушениях на железных дорогах. Опыт локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций такого рода показывает, что данные задачи приобретают специфику, обусловленную нарушением нормального режима работы транспорта и ритма общественной жизни в зоне бедствия. Создаваемые в таких случаях оперативные штабы как органы оперативного управления силами и средствами, задействованными в мероприятиях, организуют работу по специальным планам. В соответствии с ними ОВД на железнодорожном транспорте: 1) устанавливают количество поездов дальнего следования и пригородного сообщения на станциях и перегонах и их наполняемость пассажирами, количество несущих там службу сотрудников полиции, а также организуют ведение постанционного и поперегонного учета этих сведений на каждый час суток; 2) направляют на станции с задержанными поездами группы усиления нарядов полиции для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности людей; 3) информируют диспетчерские пункты пассажирского транспорта и грузовые таксопарки о сосредоточении больших масс пассажиров на станциях с целью выделения и направления к вокзалам, станциям и платформам автобусов, маршрутных и грузовых такси; 4) организуют через информационный пункт вокзала, администрацию станции и наряды полиции оповещение пассажиров о местах стоянок и пунктах назначения выделенного транспорта.

Силами ЛУВД, ЛОВД осуществляется блокирование аварийной зоны, обеспечиваются порядок при эвакуации пострадавших, надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения в аварийной зоне, пресечение фактов мародерства, паники, массовых беспорядков, распространения ложных и провокационных слухов. Кроме того, сотрудники транспортной полиции принимают участие в спасении людей и эвакуации их в безопасную зону, оказывают помощь аварийно-спасательным службам железнодорожного транспорта, подразделениям пожарной охраны, работникам экстренной медицинской помощи. На ОВДТ возлагается учет потерь пассажиров, установление личности погибших, организация опознания, розыск без вести пропавших. При выполнении указанных и иных задач органы транспортной полиции обязаны своевременно, полно и объективно информировать вышестоящие ОВДТ, территориальные ОВД и местные органы власти, администрацию железной дороги об обстановке в аварийной зоне и принимаемых мерах.

Обладает особенностями организация деятельности ОВДТ по борьбе с хищениями цветных металлов из средств сигнализации, связи и энергоснабжения железных дорог. С целью предупреждения и раскрытия этих распространенных противоправных проявлений систематически проводятся специальные оперативно-профилактические операции «Металл», «Медь», «Сигнал», «Ферросплавы», результаты которых рассматриваются на совместных заседаниях коллегий, оперативных штабов, рабочих групп, постоянно действующих комиссий, селекторных и координационных совещаниях. В ходе проведения операций осуществляются проверки деятельности пунктов приема лома цветных и черных металлов, функционирующих в непосредственной близости от железнодорожных коммуникаций. Пункты, работающие без соответствующей лицензии, закрываются в установленном порядке. В случае выявления нарушений в деятельности лицензированных пунктов, действие лицензии на основании представления ЛУВД, ЛОВД может быть приостановлено до их устранения или прекращено. Правомерно действующие пункты приема лома цветных металлов обеспечиваются транспортной полицией необходимыми нормативными правовыми актами, фотоснимками наиболее часто похищаемых устройств сигнализации и связи, вагонного и локомотивного хозяйства, на них заводятся паспорта или наблюдательные дела. Совместно с представителями администрации предприятий транспорта обследуются места складирования и хранения изделий, оборудования, а также узлов и агрегатов из черного и цветного металла, места отстоя вагонов резерва ОАО «РЖД». По выявленным нарушениям соответствующим хозяйственным руководителям вносятся представления.

Между дежурными частями полиции, подразделениями ведомственной охраны и предприятиями транспорта организуется взаимная сверка информации о случаях разоборудования вагонов, средств энергоснабжения, сигнализации и связи, а также об организации раскрытия краж. Значительно облегчают работу по раскрытию правонарушений оперативные заслоны полиции на грузовых станциях, своевременно фиксирующие факты разоборудования подвижного состава. Во избежание незаконного вывоза лома цветных металлов за пределы РФ в железнодорожных пунктах перехода Государственной границы РФ созданы и функционируют во взаимодействии с таможенными органами межгосударственные оперативные заслоны полиции. По их информации в местах погрузки металла осуществляется документальная проверка законности его приобретения и экспорта. На основе анализа сообщений о кражах и материалов уголовных дел выявляются и отрабатываются совместными специализированными группами ОВДТ и ведомственной охраны наиболее криминогенные участки железной дороги. В ряде мест практикуются так называемые пешие эстафеты, когда сотрудники ОВДТ совместно с ведомственной охраной, путевыми рабочими, работниками дистанций контактной сети, энергохозяйства, представителями общественных формирований, с использованием служебных собак организуют сплошное обследование железнодорожных устройств, одновременно осуществляя засады, задержания, сбор оперативной информации. В целях оперативного выявления правонарушителей открываются стационарные и передвижные приемные пункты-»ловушки». Организуется проведение проверочных закупок в пунктах с целью выявления нарушений требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок оборота металлолома. В подразделениях предварительного следствия и дознания вводится соответствующая специализация при расследовании уголовных дел. Используются и такие формы профилактической работы, как проведение лекций, бесед, докладов в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, выступления в средствах массовой информации.

Неплохие результаты приносят превентивные меры технического характера, в том числе инициированные ОВДТ: замена медных дроссельных перемычек и других частей транспортного оборудования из цветных металлов на биметаллические изделия; промышленное изготовление магистральной части воздухораспределителей вагонов в чугунном корпусе взамен алюминиевого; установка на дроссель-трансформаторы защитных кожухов, крепление потенциальных предметов хищений на недоступной высоте, совершенствование запирающих устройств релейных шкафов, аккумуляторных колодцев и других хранилищ, демонтаж отдельных агрегатов и узлов подвижного состава, находящегося на длительной стоянке, и др. Часть объектов, подвергающихся разоборудованию, блокируется химическими ловушками.

Во многих субъектах Федерации учтены предложения ОВДТ о принятии нормативных правовых актов, упорядочивающих работу приемных пунктов и ограничивающих прием лома из цветных и черных металлов и их сплавов производственно-технического назначения от граждан (физических лиц) и предприятий, у которых такие отходы образуются не в результате технологического процесса. Предлагаемые транспортной полицией меры включаются в региональные, ведомственные, межведомственные и федеральные программы борьбы с преступностью, учитываются при разработке проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование и охрану общественных отношений в этой сфере.

Необходимо отметить, что с июля 2006 г. активизировался обмен информацией о фактах вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. В результате в течение года зафиксировано 1825 фактов правонарушений, связанных с несанкционированным вмешательством в деятельность железнодорожных предприятий, в том числе 88 случаев разоборудования железнодорожных путей, 608 случаев наложения посторонних предметов на пути, 876 случаев обнаружения подозрительных предметов.

В связи с разгосударствлением железных дорог на первый план вышла организация мер по сопровождению структурной реформы железнодорожного транспорта и предупреждению правонарушений при осуществлении экономических преобразований. В этих целях штабными и оперативными аппаратами ОВДТ производится сбор и анализ информации об оперативной обстановке в этой сфере. Необходимо отметить, что ДОПТ являлся основным исполнителем от МВД России по сопровождению законопроектов, составляющих правовую основу структурной реформы железнодорожного транспорта. В целях обеспечения экономических интересов государства, минимизации риска потерь активов бывшего МПС России сотрудники ОВДТ (как правило, руководители криминальной полиции и подразделений БЭП) включаются в состав технико-экономических советов, комиссий по приватизации, инвентаризационных, тендерных и других комиссий, действующих в управлениях и филиалах железных дорог, а также в аппаратах ОАО «РЖД» и федеральных органов управления железнодорожным транспортом; региональных рабочих групп комитетов по управлению имуществом субъектов Федерации. Распоряжением Министра внутренних дел России от 27 сентября 2001 г. 1/17402 в МВД России создана рабочая группа по сопровождению структурной реформы железнодорожного транспорта.

Посредством участия в указанных организационно-правовых объединениях и собственными силами ОВДТ осуществляют комплекс целенаправленных оперативно-профилактических мероприятий. Так, подготовлены перечни объектов, подлежащих приватизации, и объектов, приватизация которых запрещена. Совместно с другими субъектами реализации правоохранительной функции транспортной полицией проводятся проверки деятельности негосударственных операторских компаний, оказывающих услуги по перевозке грузов; осуществляется контроль над основными фондами предприятий, балансовой стоимостью, расходом оборотных средств, передачей в долговременную аренду с последующим выкупом объектов и земель транспорта, процессами акционирования и приватизации государственного имущества, законностью приобретения в собственность вагонов и контейнеров, передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости, соблюдением правил проведения конкурсов и аукционов.

В общей структуре посягательств на перевозимые грузы на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте традиционно доминирующее положение занимают кражи грузов, совершенные на железных дорогах. В 2011 г. их количество по сравнению с 2010 г. увеличилось на 12%. Поэтому организация борьбы с преступными посягательствами на грузы в деятельности ОВД на железнодорожном транспорте является одним из приоритетных направлений. Здесь используются рассмотренные и другие организационные формы оперативно-служебной деятельности: гласное и негласное сопровождение грузовых поездов с ценными и опасными грузами, участие сотрудников полиции в комиссионной погрузке и выгрузке грузов из вагонов и контейнеров и т. д.

В структуре ОВДТ всех уровней с 1981 года действуют специализированные подразделения (отделы, отделения, группы) по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ). На всех железных дорогах с участием сотрудников ОБППГ регулярно проводятся заседания постоянно действующих комиссий с заслушиванием руководителей предприятий транспорта и органов внутренних дел, допустивших несохранные перевозки на своих участках. Принимаются меры к воссозданию на стыковых грузовых станциях внутридорожных и междорожных пунктов коммерческого осмотра поездов и оперативных заслонов полиции. Совместно с железнодорожниками создаются новые и совершенствуются существующие запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) вагонов и контейнеров, в том числе электронные. Обследуются стационарные объекты грузового хозяйства в части наличия на них охраны, состояния ограждения, освещения, смотровых вышек, других технических средств защиты грузов, пропускного и внутриобъектового режимов, соблюдения условий распределения, хранения и учета реализации ЗПУ.

В последние годы получили распространение хищения перевозимых материальных ценностей, совершаемые путем подделки или подмены перевозочных документов, незаконной переадресовки грузовых отправок и другими замаскированными способами. В организации борьбы с такими преступлениями активно используются автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), комплекс систем автоматизированных рабочих мест (КСАРМ сортировочных станций), другие автоматизированные информационные системы железных дорог. С их помощью контролируется передвижение грузовых составов по железным дорогам, получается информации о технологических операциях с перевозочными средствами и грузом, об объектах хищений, о лицах, обращающихся в транспортные организации с просьбой о переадресовке грузов по доверенности. Ежемесячно осуществляется анализ обоснованности переадресовок грузов на участках обслуживания ОВДТ.

Сотрудниками подразделений БППГ совместно с работниками грузовых отделов филиалов железных дорог и ревизорами осуществляются совместные проверки правильности оформления разовых доверенностей на право получения груза, соблюдения установленного порядка хранения бланков строгой отчетности, печатей и служебной документации, обеспечения сохранности перевозочных документов локомотивными бригадами, товарными конторами и станционными технологическими центрами.

Таковы основные формы и методы, а также приоритетные направления организации обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта.

[1] Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2012 году, задачах на 2013 год (информационно-аналитический обзор): Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!