Организация надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных правил

15 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Надзор полиции за соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных требований правовых норм является основным организационно-правовым способом охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем многие ученые справедливо рассматривают административный надзор полиции как способ обеспечения законности в государственном управлении, поскольку он наряду с надведомственным контролем направлен на обеспечение точного и неуклонного проведения в жизнь законов и подзаконных актов. Правовыми основами надзора полиции являются нормативные акты (законы, указы, постановления и решения) представительных органов государственной власти или их исполнительных органов (в отдельных случаях), которыми на граждан и должностных лиц возлагаются определенные обязанности, устанавливаются ограничения или запреты в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Важное место в административном надзоре занимает непосредственное предупреждение нарушений общественного порядка. Устранение условий, в которых могут совершаться проступки, исключает, как правило, возможность не только данного нарушения, но и других аналогичных случаев. Предупреждение – это самое эффективное и одновременно самое гуманное средство борьбы с правонарушениями. Оно положительно влияет на состояние общественного порядка, создает у граждан уверенность в надежной охране их прав и законных интересов.
В осуществлении административного надзора за соблюдением общеобязательных правил участвуют все работники полиции, но для сотрудников полиции общественной безопасности – постовых и патрульных полиционеров, участковых и других инспекторов – он является повседневной формой их служебной деятельности. Систематическое официальное наблюдение имеет определяющее значение в  деле  укрепления  общественного  порядка.  Оно  является  важным психологическим фактором, предупреждающим многие противоправные деяния (правонарушения).
В практике полиции сложились различные методы администратного надзора: непосредственное наблюдение за выполнением гражданами и должностными лицами общеобязательных или индивидуализированных правил; периодические проверки выполнения учреждениями, организациями и гражданами правил общественной безопасности; проверка и выявление правонарушений по жалобам и заявлениям граждан, сообщениям в средствах массовой информации – печати, радио, телевидении и др. Полиция, в отличие от других государственных органов, в процессе надзора нередко использует информацию о нарушениях, получаемую путем негласного наблюдения и проверки. Однако основным методом надзора полиции является непосредственное наблюдение за исполнением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения. Данный метод надзора характерен для патрульных и постовых полиционеров, участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД, ПДН, других сотрудников, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Органы внутренних дел (полиции) не ограничиваются принятием мер государственного или общественного воздействия на нарушителей. В соответствии с п. 14 ст. 11 Закона РСФСР «О полиции» они ведут учет правонарушений и совершивших их лиц, используют эти данные для анализа, надзорной работы, оценивают ее результативность, устанавливают причины правонарушений, участвуют в устранении условий, порождающих правонарушения. На основе анализа выявленных правонарушений полиция информирует представительные и исполнительные органы государственной власти, добиваясь через них усиления охраны общественного порядка, улучшения работы культурно-просветительных, транспортных и иных учреждений, принятия новых либо изменения или дополнения действующих общеобязательных решений об активизации участия граждан в охране общественного порядка и т. д. В этих же целях полиции согласно п. 13 ст. 11 Закона РСФСР «О полиции» предоставлено право вносить в государственные органы, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
Эффективность осуществления административного надзора во многом зависит от правильной расстановки сил и средств, основанной на всесторонней оценке оперативной обстановки. Практика показывает, что большие возможности в предупреждении и пресечении правонарушений многочисленными силами полиции общественной безопасности используются далеко не всегда эффективно. Не учитываются «горячие точки», где часто совершаются правонарушения, не обеспечивается должное взаимодействие участвующих в охране общественного порядка. Правильная расстановка сил и средств, их эффективное использование требуют хорошего знания территории обслуживания, ее особенностей, населения, динамики правонарушений, а также учета времени года, суток и прочих обстоятельств (например, в летний период значительная часть нарядов должна использоваться для обеспечения порядка в местах отдыха трудящихся – пляжи, сады, парки, лесные массивы, загородные зоны и т. п.).
Важными предпосылками повышения результативности административного надзора является твердое знание работниками полиции законов и подзаконных актов, умелое их применение.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!