Организация как объект управления в менеджменте. Внутренние переменные и внешняя среда организации

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Объектом исследования в менеджменте является организация, предприятие, подразделение. Если рассматривать организацию с позиции системного подхода, она представляется как социально-экономическая система более высокого порядка (региона, компа­нии, государства, межгосударственного сообщества). В этой связи, изучая организацию как непосредственный объект управления, го­ворят о ее внутренней среде или,внутренних переменных, а все то, что находится за пределами организации, но оказывает или может оказывать воздействие на результаты деятельности организации, является ее внешней средой.

Внутренние переменные организации представляют собой на­ходящиеся в динамике организационные факторы, оказывающие влияние на эффективность ее деятельности. Эти факторы органи­зации как системы находятся в постоянном взаимодействии, кото­рое обеспечивает взаимное влияние и изменяет их характеристики и показатели деятельности организации.

Здесь следует определить, что же представляет собой система. Система есть философская категория, характеризующая органи­зацию материи и духовного мира человека. Или система (греч. - «целое») - упорядоченная совокупность элементов или частей, вза­имодействующих между собой. Любая система-это некоторое объе­динение физически или концептуально связанных элементов, фун­кционирующих в качестве единого целого. Понятие «система» яв­ляется противоположным понятию «хаос».

Системой является и может стать любой управляемый объект, если в нем определены элементы, образующие его единство (це­лостность) со своими связями и взаимодействиями. В итоге это создает совокупность свойств, присущих только данной системе и

отличающих ее от других систем (свойство эмерджентности). На­пример: экономическую систему можно рассматривать как сово­купность подразделений предприятия, техническую систему - как машину, состоящую из узлов и деталей. Любая система в свою оче­редь является частью более общей системы. Фирма - часть отрас­ли экономики, машина - часть производственного комплекса. Лю­бой объект, взятый в качестве отправного, может быть представлен как элемент или подсистема более общей системы. Или, наоборот, как система по отношению к более простой совокупности матери­альных объектов.

По отношению к организации как к системе используется сле­дующее определение. Система-это множество составляющих един­ство элементов, их связей и отношений при взаимодействии между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую дан­ной системе целостность, качественную определенность и целенап­равленность.

При анализе и проектировании конкретной организации как системы возникает задача определения того участка, который нас интересует и который входит в компетенцию рассматриваемой. Другой задачей является выбор первичного элемента системы, вы­полняющего определенные функции и не подлежащего дальней­шему расчленению. Решение указанных задач неоднозначно и це­ликом зависит от целей, которые ставит перед собой менеджер.

Элемент - неделимая часть системы, характеризующаяся кон­кретными свойствами, определяющими ее в данной системе одно­значно. Элемент в системе обладает самостоятельностью. Измене­ние свойств элемента влечет изменение качественных характерис­тик системы. Элементы организации называют также внутренни­ми переменными организации.

Содержание системы как категории раскрываются через ее свой­ства:

1. Взаимосвязь среды и системы, т. е. у системы есть ее внешняя характеристика.

2. Несводимость свойств системы к сумме свойств составляю­щих ее элементов. Роль элементов сводится к обеспечению функци­онирования системы. Синергетический эффект.

3. Целостность - это внутреннее единство системы, которое определяет ее мерджентные свойства - свойства, которые не при­сущи составляющим элементам.

4. Устойчивость как свойство, обеспечивающее устойчивость системы. В эко- и биосистемах сохранение устойчивости сводят к поддержанию гомеостаза, т. е. соблюдению некоторого динами­ческого равновесия, гарантирующего поддержание параметров в определенном диапазоне, который определяет существование си­стемы. Степень сложности организации гомеостаза определяется сложностью системы, но во всех случаях в ее основе лежит сово­купность отрицательных обратных связей, имеющих стабилизи­рующие воздействия.

Таким образом, поддержание устойчивости системы, сохране­ние ее гомеостаза составляет внутреннюю цель системы, в отли­чие от внешней системы, характеризующей взаимоотношения со средой. Следовательно, она должна быть организована так, что­бы обеспечить собственное выживание, стабильность в меняю­щемся мире и одновременно развитие, эволюцию, приближение к некоторой цели.

Отмеченная дуальность составляет одно из основных противо­речий в системе, разрешаемое через развитие.

5. Функциональность - это предназначение системы.

6. Информационность - это не только наличие каналов связи, но и материальной наполненности их сигналами. Свойства канала связи должны обеспечить точную, надежную и быструю передачу сообщения и его адекватность явлению.

7. Обособленность (граничность) - она должна обеспечить целостность системы, сохранение ее свойств. В то же время для сво­его сохранения она может изменять границы своего функциониро­вания, исключая или включая дополнительные элементы.

К внутренним переменным организации как социально-эконо­мической системы принято относить цели организации, задачи, организационные структуры, технику, технологию и персонал.

Цели организации разрабатываются высшим уровнем управ­ления и доводятся до сведения всей организации ее членами. Этот процесс является эффективным механизмом координирования ра­бот для достижения необходимого результата, т. к. он дает возмож­ность ее членам (администрации и персоналу в целом) знать, к чему они должны стремиться в настоящем и будущем.

Цели подразделения, которые осуществляют деятельность в определенной функциональной сфере, будут иметь большее сход­ство, чем цели разных подразделений в одной организации. Эти

цели формулируются так, чтобы обеспечить конкретный вклад в общие цели организации, и не должны вступать в противоречие между собой.

Структура организации может быть представлена как логичес­кие взаимоотношения уровней управления и функциональных об­ластей деятельности организации, направленные на эффективное достижение общих целей. Имеют место две концепции по отноше­нию к управлению структурой:

- специализированное разделение труда;

- сфера контроля.

Техника и технология рассматриваются как средство преобра­зования определенных ресурсов (сырье, материалы, энергия, ин­формация, люди) в желаемые продукты и услуги.

Технология представляет собой сочетание (совокупность) ква­лификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инст­рументов и соответствующих технических знаний и навыков, необ­ходимых для осуществления желаемых преобразований в материа­лах, информации или людях.

Необходимо помнить, что организация, руководители, обору­дование и технологии не могут достичь целей и решить поставлен­ные задачи без людей, персонала, которые являются важнейшими -ресурсами и внутренней переменной организации.

Персонал предприятия (организации) - это все работники спи­сочного состава организации. Это категория людей, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарат управления, службы, лаборатории, цеха и т. д.) или к профессии.

Теория управления персоналом представляет собой систему знаний о роли человеческого фактора в организации как целост­ной социально-экономической системе.

Управление персоналом - это совокупность принципов, мето­дов, средств и форм целенаправленного воздействия на человечес­кую составляющую организации (интересы, поведение и деятель­ность работников), обеспечивающая приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития орга­низации.

Внутренние переменные организации активно взаимодейству­ют между собой. Они оказывают друг на друга сильные и сложные влияния, и в управленческой деятельности эти переменные не мо­гут рассматриваться независимо. Конкретный характер этих взаи-

модействий может быть различным. Четкое представление менед­жеров о наличии и проявлениях этих взаимодействий есть азбука научно обоснованного менеджмента.

Организация, предприятие не могут осуществлять свою дея­тельность не испытывать того или иного воздействия со стороны окружения, которое принято называть внешней средой. Таким об­разом, внешняя среда организации определяется как факторы ее внешнего окружения, которые оказывают непосредственное влия­ние на функционирование организации, предприятия.

Представление о необходимости учитывать внешние по отно­шению к организации факторы (внешние силы воздействия на ее деятельность) появилось в конце 50-х годов прошлого столетия в связи с развитием системного подхода к организации, которую ста­ли рассматривать как открытую систему, действующую во внеш­ней среде /2/. Сегодняшние изменения во внешнем мире обуслови­ли необходимость более пристального внимания к внешней среде, чем когда-либо. Если организация открытая система, то для ме­неджмента, обеспечивающего ее выживание, становится непремен­ным условием быть способным во всем многообразии выявить

существенные факторы внешней среды, воздействующие на орга­низацию, и приспособить ее к этим воздействиям.

Процесс приспособления называется адаптацией, а способ­ность к адаптации называется адаптивностью. Необходимость к адаптации обуславливается обменными процессами, в которые вступает организация с многочисленными элементами внешней среды. С одной стороны, организация получает из внешней сре­ды различные ресурсы (материальные, энергетические, трудо­вые, финансовые) для своей деятельности, а с другой - постав­ляет во внешнюю среду свою продукцию или услуги. Стабиль­ность обменных процессов зависит от множества факторов внеш­ней среды, которые принято делить на две основные группы - факторы среды прямого воздействия и факторы среды косвен­ного воздействия.

Факторы среды прямого воздействия непосредственно влияют на организацию. К ним относят:

- поставщиков материальных ресурсов;

- состояние рынка труда;

- нормы хозяйственного и экологического законодательств;

- учреждения государственного регулирования;

- возможности и условия инвестирования и кредитования-де­нежных средств;

- потребителей продукции;

- конкурентов на рынке.

Факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на организацию в каждодневных операциях, но могут ска­заться на результатах ее деятельности. К ним относят:

- состояние экономики в государстве, регионе - экономический спад или подъем, инфляция;

- научно-технический прогресс - новые технологии;

- социальные, культурные и политические изменения;

- влияние групповых интересов, например, критика или рекла­мирование деловой этики в прессе;

- события в других странах. Основные характеристики внешней среды:

- взаимосвязанность факторов - сила, с которой изменение од­ного фактора влияет на другие факторы;

- сложность факторов - число и разнообразие факторов, ока­зывающих значительное влияние на организацию;

- подвижность - относительная скорость изменения среды;

- неопределенность информации о факторах внешней среды и ее неточность.

Среда косвенного воздействия сложнее, чем среда прямого воздействия. Управляющие зачастую вынуждены опираться только на предположения об изменениях в среде косвенного воз­действия, основываясь на неполной информации и пытаясь спрогнозировать возможные последствия. Так, например, про­гнозируемая инфляция заставляет многих управляющих вести разговоры о фиксированной оплате труда или о сокращении ча­сти работников, с тем чтобы в будущем уменьшить затраты орга­низации.

Важным показателем изменения внешней среды является темп изменений, прогнозирование которого позволяет выра­ботать адекватные меры по локализации влияния этих измене­ний или, наоборот, к мобилизации возможностей для исполь­зования благоприятных изменений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!