Организация и методы статистического учета в международном туризме

29 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обязанности по сбору, систематизации и публикации статистической информации, касающейся международного туризма, как правило, возлагаются на национальные статистические органы, права и обязанности ко­торых определяются законодательством той или иной страны. В статисти­ке международного туризма используются разные способы сбора инфор­мации. Необходимые статистические данные получают от юридических и физических лиц, а также путем проведения статистических наблюдений, выборочных опросов и исследований и др.

Статистическое наблюдение осуществляется, как правило, с помо­щью отчетности или специально проводимых обследований. Если речь идет об отчетности, то статистические сведения получают от предприятий и ор­ганизаций по установленным формам в определенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета отчетность заполняется и по­том передается в органы статистики. Туризм - сложное общественно-экономическое явление, а отчетность, хотя и содержит основную массу сведений, не может охватить все стороны обследуемого явления. В связи с этим часть сведений о туризме получают посредством статистического наблюдения, методами которого являются переписи и обследования. Это и позволяет детально изучить отдельные аспекты туристской деятельно­сти. Например, в статистике туристских потоков сведения о количестве прибытий и продолжительности пребывания могут быть получены как из отчетности, так и в результате обследования.

Наиболее распространенные методы статистического наблюдения - учет на границе и регистрация прибытий в местах размещения. В настоя­щее время около 60 стран регистрируют иностранных туристов на грани­це и 40 - в различных средствах размещения.

Учет на границе. Службы пограничного и таможенного контроля ве­дут учет показателей въездного и выездного туризма: числа прибытий и выездов, по странам, целям поездки, месяцам года и др. Учет осуществ­ляется на всех контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, морских портах и т.д. В этом случае основными источниками информации о путе­шествующих лицах служат въездные, выездные или посадочные карточки и другие аналогичные формы, а также паспорта и визы. Эти документы содержат сведения о возрасте, поле и гражданстве (стране постоянного проживания) туристов, целях поездок и их сезонности, виде используе­мых транспортных средств, месте размещения в посещаемой стране и пр. Метод учета на границе применяется в ряде стран, например, в Алжире, Великобритании, Греции, Индии, Ирландии, Испании, Канаде, США, Фран­ции.

Туристы могут учитываться не только во время переездов, но и в ме­стах остановок.

Регистрация прибытий в средствах размещения. Гостиничный сек­тор предоставляет данные о количестве гостиничных мест, числе приня­тых иностранных посетителей, среднегодовом коэффициенте загрузки но­мерного фонда иностранными посетителями. Отели и другие средства

размещения осуществляют текущую регистрацию прибытий - каждый посетитель заполняет учетную карточку. В ней указываются количество при­бывших человек, гражданство или страна постоянного проживания, дата за­езда и выезда, продолжительность пребывания в данном средстве размеще­ния. Первичная информация обрабатывается и заносится в специальные формы, которые затем передаются в органы статистики. ВТО предложила стандартную форму текущей отчетности и ежемесячной сводки о прибы­тиях и ночевках туристов в гостиничных предприятиях.

Данные, получаемые в ходе статистического наблюдения, позволяют контролировать загрузку гостиничной базы. Этот метод используется для учета как международных, так и внутренних туристов. Однако он имеет существенный недостаток - не может обеспечить полной информации о пребывании туристов. Связано это с тем, что далеко не все средства раз­мещения предоставляют соответствующую статистическую отчетность. Так, не регистрируются туристы, которые останавливаются в меблирован­ных комнатах, пансионатах, на частных квартирах, что ведет к занижению объема туристских потоков. Не ведется учет экскурсантов, которые пред­принимают короткие поездки, пребывают в месте назначения в течение дня и не совершают ночевок. Например, туристы, проживающие в гости­ницах на территории Германии, посещают столицу Нидерландов - Ам­стердам или столицу Бельгии - Брюссель.

Названный метод имеет еще один серьезный недостаток - он ведет к двойному счету посетителей, меняющих гостиницы во время путеше­ствия на территории одной и той же страны.

Регистрация прибытий в средствах или местах размещения принята в таких странах, как Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды. Инте­ресно, что Италия и Португалия применяют оба метода одновременно.

В ряде стран высокая точность учета туристских потоков достигается при сочетании основных методов статистического наблюдения со специ­ально организованными обследованиями. Например, такая система сбора статистической информации применяется в Великобритании, Франции и Бельгии. В Великобритании и Франции анкетные опросы туристов про­водятся наряду с учетом на границе, в Бельгии - вместе с регистрацией в средствах размещения.

Обычно в туризме специальные обследования носят выборочный ха­рактер. Из всей изучаемой совокупности посетителей случайным образом отбирается определенное число единиц. Например, для характеристики въездного потока в страну оптимальный размер выборки составляет 1,5- 2 тыс. человек. Для них регистрируются интересующие исследователей признаки, и на этой основе исчисляются нужные показатели (средней ве­личины, относительные и пр.), распространяемые затем на исходную со­вокупность. При правильной организации наблюдения выборочные пока­затели очень близки к общим.

Основным источником получения информации в процессе обследо­вания посетителей являются опросы, которые проводятся в письменной форме. Ответы на заранее сформулированные вопросы заносятся в анке­ты, которые могут быть заполнены интервьюером во время личного об­щения с посетителем или непосредственно самим посетителем. Во втором случае раздача анкет с просьбой заполнить их дома и вернуть по почте малоэффективна, поскольку количество ответов резко сокращается, а по­грешность в исследовании возрастает.

Такого рода специальные обследования периодически проводятся во Франции. Разрабатываемые с этой целью анкеты позволяют получить де­тализированную информацию о пребывании иностранных туристов в этой стране и французских туристов за рубежом. Первое анкетирование было проведено в 1975-1976 гг. Его результаты показали, что только половина иностранных туристов, посетивших Францию, проходила регистрацию при старой системе сбора статистических данных.

Транспортные ведомства представляют статистику международных перевозок пассажиров по видам транспорта и направлениям перевозок.

Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Например, размер валютных поступле­ний от международного туризма может быть определен на основе данных банковской отчетности и выборочных обследований.

Банковский метод заключается в сборе, информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами. Банковские структуры учитывают валютные доходы и расходы, связанные с въездом и выездом туристов. При этом центральный (национальный) банк осущест­вляет учет туристских расходов через коммерческие банки и пункты об­мена валюты, которые предоставляют сведения о продаже и покупке ино­странных банкнот по линии туризма. Банковский метод используется во Франции, Германии и других европейских государствах. Этот метод имеет ряд преимуществ, поэтому он нашел широкое применение. Во-пер­вых, он не требует дополнительной информации от туристов, зачастую лишней (например, название улицы, номер дома в месте постоянного про­живания туриста). Во-вторых, он не усложняет пограничные формальнос­ти, а также работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный (национальный) банк при составлении платежного баланса.

Как и любой другой статистический метод, банковский метод имеет свои недостатки. В процессе статистического наблюдения банковским методом возникают определенные ошибки.

1. Подлинный размер валютных поступлений от международного туризма искажается по многим причинам:

- из-за наличия параллельных рынков валюты и возможности фи­нансовых злоупотреблений. Часть валютных потоков минует банковские каналы в тех странах, где функционирует «черный рынок». Вместе с тем

проведение валютных операции с участием оанковских структур еще не гарантирует полной регистрации этих операций. Есть многочисленные примеры, когда мелкие обменные пункты скрывают факты купли-прода­жи иностранных банкнот и тем самым занижают размер валютных поступ­лений от международного туризма;

- вследствие отказа физических и юридических лиц использовать на­личную валюту в качестве платежного средства. В работе туристских пред­приятий широко применяется клиринг, представляющий собой систему взаи­мозачетов-компенсаций при обмене иностранными туристами. Все эти операции, а также оплата туристских товаров и услуг временными посетите­лями по кредитным карточкам не учитываются при банковском методе;

- в случае регистрации международных валютных операций в особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий пороговый уровень для транснациональных операций, подлежащих регистрации. Одновременно средние туристские расходы, как правило, не превышают этой величины и не отражаются в статистической отчетности;

- при наличии у иностранных туристов местной валюты без обмена в стране временного пребывания. Валютные поступления от международ­ного туризма измеряются суммой национальной валюты, обмененной бан­ками на иностранную. Не подпадает под статистический учет банковским методом та часть местной валюты, которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или одолжили у родственников и знакомых за грани­цей с последующей компенсацией во время ответных визитов.

2. Банковский метод не дает правильного представления об объеме валютных поступлений от иностранных туристов в территориальном раз­резе. Учет ведется лишь по странам происхождения денежных единиц, что приводит к серьезным погрешностям.

Кроме того, после введения на территории большинства европейских стран единой валюты - евро - применение банковского метода такими странами в отношении туристов из европейских стран стало затруднитель­ным.

Выборочное обследование организуется в форме опросов посетите­лей на контрольно-пропускных пунктах, в средствах размещения, транс­порта, в популярных туристских местах. Цель выборочных обследований состоит в определении средних расходов одного посетителя в сутки (£). Общую сумму валютных поступлений (D) получают расчетным путем по формуле

D=VxExN, гдеV- общее число прибытий, человек;

N - средняя продолжительность пребывания одного посетителя в стра­не, суток.

Данный метод имеет свои недостатки, к которым можно отнести сле­дующие. Обследование посетителей на предмет туристских расходов сталкивается с проблемой воспроизведения точного объема понесенных ими затрат. Как показывает практика, большинство туристов со временем мо­гут назвать лишь приблизительную сумму таких затрат. Поэтому на Запа­де часто используется так называемый дневниковый метод учета турист­ских расходов, когда посетитель изо дня в день в ходе поездки заполняет специальные формы, указывая величину своих расходов. Проблема за­ключается в том, чтобы договориться с туристами о заполнении ими та­ких форм.

Выборочные обследования регулярно проводятся в США, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии.

Залогом успеха в получении достоверной информации является де­тально разработанный план выборочного обследования. Однако и этот метод небезгрешен. Основные причины погрешностей при его использо­вании заключаются в следующем:

- отсутствие точного учета количества ночевок иностранных турис­тов в дополнительных средствах размещения;

- расхождения в методике определения расчетной выборки. Отбор единиц наблюдения проводится по-разному. В одних случаях обследует­ся каждый пятый иностранный турист, в других - каждый тысячный;

- недостаточная репрезентативность (представительность) расчет­ной выборки. Отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется стихийно. Выборка не может полно и адекватно представлять свойства всей совокупности иностранных туристов;

- неточность при определении средних расходов, многократно уве­личенная при умножении на десятки миллионов ночевок, приводит к гру­бому искажению итоговой картины.

В последние годы отмечается повышенный интерес к воздействию, которое туризм оказывает или может оказывать прямо или косвенно (опо­средованно) на экономику принимающей страны в плане создания приба­вочной стоимости, увеличения занятости, получения прибыли частными лицами, государством и т.д. Существенно изменился характер спроса на информацию о туризме как в государственном, так и частном секторе. Те­перь странам помимо количественных данных о туристских потоках, чис­ле прибытий и ночевок, а также описания условий пребывания и обслужи­вания необходима обширная информация и надежные показатели, подтверждающие достоверность измерений экономического воздействия туризма.

Требования к подобной информации следующие:

- данные должны иметь статистический характер и быть получены на регулярной основе, т.е. в результате не только единовременной оценки, но и постоянного статистического процесса, сочетающего определение базовых оценок с более гибким применением показателей с целью повы­шения эффективности полученных результатов;

- полученные оценки должны опираться на надежные статистиче­ские источники, учитывающие как посетителей, так и поставщиков услуг, и по возможности использующие независимые методики;

- данные должны быть сопоставимы в разные временные периоды в рамках одной страны, между странами, а также с данными других отрас­лей экономики;

- информация должна быть последовательной, данные должны быть представлены в макроэкономическом формате, признанном на междуна­родном уровне.

К сожалению, статистическая информация о природе, развитии и по­следствиях туризма по-прежнему базируется на учете прибытий и ноче­вок, а также на данных платежного баланса, не охватывающих весь спектр экономического воздействия туризма. В результате правительства, дело­вые круги и общественность государств не имеют возможности получать достоверные сведения, необходимые для проведения эффективной поли­тики и усиления деловой активности. Особенно остро ощущается недо­статок данных о роли туризма в национальной экономике разных стран, поэтому получение достоверных данных о масштабах и значении туризма стало насущной потребностью.

В связи с этим был предложен «Вспомогательный счет в туризме» (ВСТ). Концептуально структура ВСТ была разработана ЕВРОСТАТ, ОЭСР и BTOt Фундаментальная структура ВСТ соответствовала существовав­шему в экономике балансу между спросом на туристские продукты и их предложением. Основная задача формирования ВСТ заключалась в деталь­ном анализе всех аспектов спроса на продукты и услуги, относящиеся к ту­ристскому сектору в рамках экономики, определении их функционально­го взаимодействия с предложением соответствующих продуктов и услуг в экономике каждой страны, а также в выявлении их взаимодействия с дру­гими сферами экономики. Использование концепции и методологии ВСТ было призвано помочь государствам разрабатывать свои ВСТ, а также улучшать сопоставимость туристской статистики в международном мас­штабе.

ВСТ создавался с конца 70-х годов. Впервые термин «вспомогатель­ные счета» был применен во Франции, и именно эта страна разработала оперативные планы измерения экономического воздействия туризма. В 1982 г. испанский профессор Хосе Кеведо в рамках ВТО подготовил документ, позволяющий проводить классификацию в туризме в контексте рекомендаций относительно существовавшей тогда системы национальных счетов, предложенной в 1968 г. Этот документ был представлен в 1983 г. на 5-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО, которая проходила в Дели (Ин­дия). В документе подчеркивалась необходимость разработки единого универсального механизма измерения и сопоставления туристского сек­тора с другими секторами экономики. Хотя названный документ не был принят, он рассматривается как руководство для деятельности ВТО, на­правленной на международную гармонизацию основных статистических концепций в сфере туризма. В 1991 г. в Оттаве (Канада) состоялась пре­зентация плана, направленного на утверждение надежных и сопостави­мых параметров экономического измерения туризма в сравнении с пара­метрами в других секторах национальной экономики и разработку единой универсальной системы измерения важных показателей туристской дея­тельности, которую подготовило Статистическое управление Канады. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН утвердила принятые на Оттав-ской конференции Рекомендации по статистике туризма, после чего ВТО и ОЭСР приступили к формированию концептуальной структуры «Вспо­могательного счета в туризме». Презентация разработанных документов про­исходила в 1999 г. в Ницце (Франция) на Международной конференции име­ни Энцо Пачи по статистике и экономическому измерению туризма.

Метод ВСТ предполагает:

-учет совокупных макроэкономических показателей, позволяющих определить объем и экономические параметры туризма. К таким показа­телям относятся, например, туристская добавленная стоимость и турист­ский ВВП, сопоставимые с аналогичными совокупными показателями для экономики в целом, а также для других видов производственной деятель­ности;

- получение подробных данных о туристском потреблении и соот­ветствующем предложении на внутреннем ринке и рынке импорта. Эти данные оформляются в таблицах, составленных на основе базовых таблиц общего предложения и спроса национальных счетов как в текущих, так и в постоянных ценах;

- разработку подробных производственных счетов туристской ин­дустрии, включающих данные о занятости, взаимосвязи с другими вида­ми производственной экономической деятельности и формировании ка­питала;

- определение базовой информации, необходимой для разработки мо­делей экономического воздействия туризма как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе, для подготовки анализа туристского рынка и т.д.;

- выявление взаимосвязи между стоимостной и количественной ин­формацией по туризму; к последней относятся, например, число поездок, продолжительность пребывания, цели поездок, виды транспорта и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!