Организация деятельности участковых уполномоченных полиции

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рассматривая организацию деятельности участковых уполномоченных полиции, необходимо иметь в виду те объективные и субъективные предпосылки, концепции, которые за последние 20 лет претерпевали ряд серьезных изменений, что, безусловно, влияло на качество работы, а порой дестабилизировало ее и в конечном счете отражалось на результативности.

Эти выводы подтверждаются тем, что до 1974 года участковые инспектора входили в состав службы охраны общественного порядка (именовавшейся в то время наружной службой милиции). В 1974 году они были введены во вновь созданную службу профилактики, являющуюся, в свою очередь, составной частью подразделений уголовного розыска. Предполагалось, что это укрепит организационное единство процессов профилактики и раскрытия преступлений. Через 9 лет было признано, что такая реформа не дала соответствующих положительных результатов. В этой связи в 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчинения аппаратов уголовного розыска. В горрайорганах внутренних дел руководство их деятельностью стал осуществлять начальник ГРОВД или его первый заместитель через начальника отделения или старшего инспектора по организации работы участковых инспекторов. На более высоком уровне – УВД – МВД – за работу участковых инспекторов отвечали организационно–инспекторские аппараты (в то время – инспекторские), которым вменялось в обязанность контролировать их работу и оказывать помощь начальникам ГРОВД и их первым заместителям в руководстве службой участковых инспекторов милиции.

В 1986 году участковые инспектора были вновь введены в состав службы охраны общественного порядка, что, на наш взгляд, объективно обосновано, тем более это подтверждается самим характером возложенных на участковых инспекторов обязанностей, в числе которых важное место занимает непосредственная охрана общественного порядка на обслуживаемой территории. Кроме того, эту задачу лучше участковых инспекторов никто сегодня выполнить не сможет, и она будет решаться ими и в будущем независимо от того, к какой службу они будут отнесены, да и самой практикой и жизнью это подтверждается неоднократно.

В целях более эффективного управления службой организатором работы участковых уполномоченных полиции является также старший участковый уполномоченный полиции. В соответствии с Наставлением на каждые 2–3 должности участковых уполномоченных вводится должность старшего участкового уполномоченного, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых инспекторов и имеющим как правило высшее юридическое образование. В его обязанности входит: организация работы участковых уполномоченных по раскрытию преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, координирование их взаимодействия с следственными подразделениями по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, обеспечение их участия в проведении комплексных оперативно–розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона, обслуживаемой группой участковых уполномоченных полиции. Старший участковый уполномоченный также оказывает помощь в повышении профессионального мастерства участковых уполномоченных, подборе и организации работы внештатных сотрудников полиции, проведении индивидуальной воспитательной работы с правонарушениями. Он обобщает и оценивает результаты по итогам работы группы участковых уполномоченный полиции за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями по совершенствованию работы начальнику полиции.

Организация работы участковых уполномоченных выражается в следующих аспектах:

– во–первых, в организационном обеспечении, т.е. создании условий для наиболее эффективной работы участковых уполномоченных со стороны местных органов власти и управления, руководства ОВД;

– во–вторых, в самоорганизации, т.е. упорядочении участковым уполномоченным своей работы, установлении им собственной “системы работы” в целях достижения ее максимальной эффективности и результативности;

– в–третьих, в преданности данной службе.

Более целесообразно рассматривать организацию работы участковых уполномоченных полиции по следующим основным элементам:

– подбор и назначение на должность участкового уполномоченного полиции;

– прием участка;

– изучение, анализ и оценка оперативной обстановки на административном участке;

– планирование работы участкового уполномоченного;

– взаимодействие участковых уполномоченных с другими службами ОВД;

– учет работы участковым уполномоченным.

Остановимся кратко на характеристике названных элементов:

1. Выше упоминалось о порядке назначения и утверждения в должности участкового уполномоченного полиции. Это положение напрямую связано с проблемой кадров участковых уполномоченных полиции. Несмотря на ряд принятых в последние годы Правительством и МВД России мер по совершенствованию деятельности участковых инспекторов, их материальному стимулированию, проблема остается сложной. По–прежнему сохраняется высокой текучесть кадров, теряется профессиональный состав и образовательный уровень, вызывает озабоченность состояние служебной дисциплины, снижается результативность работы участковых уполномоченных полиции.

2. Прием участка – один из важных элементов организации работы участкового уполномоченного. Определение и пересмотр размеров и границ участков осуществляется начальником ГРОВД с таким расчетом, чтобы на каждого инспектора приходился примерно равный объем работы. При этом учитываются: штатная численность участковых уполномоченных, состояние оперативной обстановки, характеристики проживающего населения, особенности территории и административного деления района, города.

В соответствии с Инструкцией штатная численность участковых уполномоченных устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и не может быть ниже нормативов, утвержденных МВД России.

Штатная численность участковых уполномоченных в системе органов внутренних дел на железнодорожном транспорте устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями транспорта по территориальности по согласованию с управлениями внутренних дел на транспорте, исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности на обслуживаемых объектах.

Штатная численность участковых уполномоченных на режимных объектах и в закрытых административно – территориальных образованиях устанавливается Главным управлением внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России по решению органов местного самоуправления и администраций обслуживаемых объектов, исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать дополнительную численность участковых уполномоченных, а также помощников участковых уполномоченных.

Прием вновь назначенным участковым уполномоченным административного участка производится с участием начальника полиции или начальника отдела (отделения) по организации деятельности участковых уполномоченных полиции органа внутренних дел, старшего участкового уполномоченного по возможности в присутствии участкового уполномоченного, сдающего участок. Целью приема административного участка является ознакомление участкового уполномоченного с границами и особенностями административного участка, оперативной обстановкой на нем, представление его должностным лицам органов местного самоуправления и при необходимости – руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке. О приеме и сдаче административного участка делается соответствующая запись в паспорте на административный участок.

3. В целях рационального использования служебного времени, более четкой организации работы, повышения ее эффективности участковый уполномоченный должен постоянно изучать, анализировать криминогенную обстановку на обслуживаемом участке. Для этого ему необходимо хорошо знать территорию участка, его особенности, дороги, линии связи, расположение и режим работы акционерных обществ, организаций, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта, а в сельской местности, кроме того, – все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания наркосодержащих растений. Помимо этого, он должен знать характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения на обслуживаемом участке.

Изучая и оценивая криминогенную обстановку, участковый уполномоченный в первую очередь должен обращать внимание на ее системность, а не проводить аналитическую работу от случая к случаю. При этом ему необходимо: отражать в паспорте на административный участок как количество, так и характер раскрытых и нераскрытых преступлений; анализировать обстоятельства, способствующие их совершению; лиц, поведение которых контролируется полицией; знать приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших и похищенных вещах, места концентрации антиобщественных элементов и места, где чаще всего совершаются нарушения общественного порядка и преступления, а также силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления либо усиления правопорядка.

Указанные сведения о деятельности участкового уполномоченного не ограничиваются лишь названными, их круг значительно шире.

4. В отношении планирования работы участкового уполномоченного, прежде всего, следует отметить, что без четкого плана он обречен постоянно решать массу текущих второстепенных вопросов, не имея возможности сосредоточиться на главном и реально влиять на состояние криминогенной обстановки на обслуживаемом участке. В этом заключается смысл и важность планирования его работы.

В соответствии с Инструкцией участковый уполномоченный работает по личному плану, составляемому на месяц, а при необходимости – и на каждый день, с учетом плановых мероприятий, намеченных горрайорганом внутренних дел, Советом общественного пункта, а также складывающейся криминогенной обстановки, структура и содержание плана могут быть различными. План утверждается начальником (заместителем начальника) полиции по охране общественногопорядка или начальником ООДУУП. Важно, чтобы в нем отражались все основные направления его деятельности, а планируемые мероприятия были реально выполняемыми, актуальными и конкретными. В ежедневный план работы участковому инспектору целесообразно включать следующие мероприятия: работа по административным правонарушениям либо совершенному преступлению на его участке (если они имели место), включающая в себя сбор необходимых доказательств; работа по жалобам и заявлениям; инструктаж дружинников; проверка по месту жительства и работы 3–4 профилактируемых лиц и беседы с ними; отработка жилого сектора (посещение 5–6 квартир); проверка несения службы патрульными нарядами и сторожевой охраной; проверка лиц, состоящих под административным надзором. Этот план может включать и иные мероприятия в зависимости от обстановки на каждом конкретном участке. Следует иметь в виду также, что в конце рабочего дня старший участковый уполномоченный должен собирать группу участковых уполномоченных для подведения итогов выполненной работы за день и планирования мероприятий на следующий день. Вместе с тем, не является ошибкой, если такие мероприятия проводятся по истечении суток (как правило, утром текущего дня), так как за истекшую ночь могут произойти различные события и происшествия. В этом случае намечаемые меры будут приниматься по “свежим следам”. Таковы основные положения планирования работы участковым уполномоченным полиции.

5. Важным элементом организации участкового уполномоченного полиции является его взаимодействие с другими службами органов внутренних дел. Роль и значение этого взаимодействия были указаны выше. Формы и методы взаимодействия с криминальной полицией мы рассмотрим в следующем вопросе. Здесь же следует обратить внимание на то, что взаимодействие с другими службами ОВД осуществляется главным образом путем обмена информацией, совместного планирования и осуществления совместных мероприятий.

6. Учет и отчетность в работе участкового уполномоченного полиции – это два слагаемых, которые существенно помогают ему организовать свою работу, увидеть пробелы, а также совершенствовать свою деятельность.

Следует также отметить, что важным инструментом регулирования организации деятельности являются критерии оценки его работы. Именно они позволяют задействовать человеческий фактор, сориентированный на достижение положительных конечных результатов. Поэтому сегодня необходим выбор новых оптимальных критериев и систем оценок деятельности участковых уполномоченных, в том числе и стимулирующих их работу.

В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве основного критерия оценки роботы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет и уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного оцениваются следующим образом:

– участия в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на участке;

– предупреждение преступлений и административных правонарушений;

– раскрытие преступлений;

– оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;

– состояние законности, учетно–регистрационной и исполнительской дисциплины;

– складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемых мерах по ее нормализации;

– привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.

С учетом названных критериев начальник органа внутренних дел или его заместитель по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного полиции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!