Организационные и психологические проблемы внедрения и развития информационных систем

1 Апр 2017 | Автор: | Комментариев нет »

В процессе внедрения и развития информационных систем, помимо чисто инженерных проблем, приходится решать сложные организационные и психологические проблемы, связанные с реорганизацией и изменением содержания рабочих процессов, переобучением пользователей и администраторов информационных систем, и прочее. В большинстве случаев все это сопровождается определенными психологическими коллизиями и происходит на фоне некоторой напряженности в коллективе. Рассмотрим причины, связанные с психологическими аспектами информатизации (не касаясь известной проблемы преодоления психологического барьера и страха перед компьютером).

Среди разработчиков информационных систем нередко практикуется "конструктивистски-технический" подход к своей деятельности Программисты увлекаются поисками типа "как добиться того-то" в новой версии, "как сэкономить десять байтов памяти" и т. п., и часто находят в этом свое основное занятие, сосредотачивая усилия на совершенствовании технических решений ("шлифовка"). Особенно это относится к "универсалам", работающим в нескольких различных проблемных областях. При таком стиле работы прикладные аспекты информационной системы - ее функциональные, информационные и эксплуатационные характеристики -- обычно не прорабатываются в достаточной степени. Увлекаясь технической конкретикой, забывают о функциональности и удобстве использования информационных систем. Работа специалистов с такой профессиональной ориентацией особенно опасна на начальном этапе проектирования информационных систем, поскольку ведет к недопустимому упрощенчеству. Недостаточное внимание к прикладным вопросам приводит к тому, что информационная система внедряется долго и болезненно, а затем долго дорабатывается, не принося быстрого и нужного эффекта, дискредитируя, тем самым, саму идею информатизации.

Одна из основных целей внедрения любой информационной системы - это отчуждение и обобществление ("коллективизация") информации, формируемой и используемой различными подразделениями и сотрудниками компании (функция управления корпоративными знаниями). Естественно, это встречает сопротивление со стороны отдельных "незаменимых" работников, владеющих некими "ноу-хау" или "тайными" знаниями, необходимыми для нормального функционирования компании.

Другая цель внедрения информационных систем - сокращение трудоемкости рутинных учетно-регистрационных операций (типичный пример - бухгалтерия). Здесь также имеют место случаи некоего саботажа из-за боязни потерять "простую" работу, не требующую высокой квалификации и интеллектуальных усилий.

Встречаются случаи сопротивления и со стороны сотрудников информационных служб. В основном, это связано с нежеланием переучиваться, осваивать новые информационные технологии, выполнять дополнительную работу и т. п. Однако бывают случаи сопротивления (и даже "вредительства"), обусловленные профессиональными причинами, когда внедрение новых информационных технологий в определенной степени "отрицает" то, что проповедовалось и делалось раньше. Обычно эта ситуация возникает с приходом новых людей, продвигающих новые технологии или подходы.

Так или иначе, понятно, что создание, внедрение, развитие и использование информационных систем - это сложный, многогранный процесс, успех которого очень часто определяется не столько совершенством технических и организационных решений, сколько психологическими причинами. Только административным давлением (разумеется, при заинтересованности "первого лица" во внедрении новых информационных технологий) преодолеть сопротивление и инерцию покоя персонала при внедрении новых информационных технологий, как правило, не удается. К сожалению, каких-либо общих рецептов, наверное, быть не может. Хотя, представляется, что профессиональные психологи этой проблеме уделяют еще недостаточное внимание (и психологическим аспектам инноваций вообще).

Актуальной и непростой является проблема отчуждения программного продукта от разработчика (речь идет о больших и сложных информационных системах). Существующие на сегодня ГОСТы на документирование и жизненные циклы программного и всех других видов обеспечения информационных систем явно отстают от современных информационных технологий, инструментальных средств и в целом от программной инженерии. Однако проблема не только в этом. Изменилось само понятие "разработчик".

Старая "каскадно-итерационная" методика (цикл) разработки информационных систем, когда писалось техническое задание, затем разработчики долго "в отрыве от будущих пользователей" реализовывали, затем сдавали информационную систему комиссии, затем информационную систему дорабатывали и т. д., уже не соответствует требованиям практики информатизации. Только около 20% проектов, разработанных по такой методике, можно считать успешными (с точки зрения соответствия реальным функциональным и информационным потребностям пользователей, запланированным срокам и бюджету разработки).

Пришедшая на смену "каскадно-итерационной" технология макетирования и прототипирования, требует практически постоянного активного участия пользователя в процессе создания информационной системы. Пользователь в значительной или даже в равной степени (практически полностью) разделяет с разработчиком ответственность за конечный результат. Это приводит к определенной психологической коллизии, когда пользователь в процессе разработки умышленно или невольно ограничивает потенциальные возможности информационной системы, чтобы сократить свой объем участия и меру ответственности.

Таким образом, проявляется проблема несоответствия современной "макетно-инструментальной" технологии перманентной разработки и сопровождения информационной системы реальным психологическим фактам - феномену среднестатистической человеческой натуры.

Все большее значение и ценность приобретают "настройки", "надстройки" и "дополнения", созданные в процессе сопровождения информационной системы парой "администратор системы + пользователь" без непосредственного участия собственно разработчика - так называемая "саморазработка". Пользователь стал выполнять функцию разработчика. И здесь также стоит проблема документирования этих самых "настроек", "надстроек" и прочего.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какой из перечисленных четырех элементов характеризует "конструктивистски-технический" подход разработчиков информационных систем к своей деятельности:

а) сосредоточение усилий на совершенствовании функциональных аспектов информационной системы;

б) сосредоточение усилий на совершенствовании технических решений;

в) сосредоточение усилий на совершенствовании информационных аспектов информационной системы;

г) сосредоточение усилий на совершенствовании эксплуатационных аспектов информационной системы.

  1. Что является причиной ситуации, когда информационная система внедряется долго и болезненно, а затем долго дорабатывается, не принося быстро нужного эффекта:

а) сосредоточение усилий на совершенствовании функциональных аспектов информационной системы;

б) сосредоточение усилий на совершенствовании информационных аспектов информационной системы;

в) недостаточное внимание к прикладным вопросам;

г) сосредоточение усилий на совершенствовании эксплуатационных аспектов информационной системы.

  1. Что не является причиной сопротивления внедрению информационных систем со стороны сотрудников информационных служб:

а) нежелание переучиваться;

б) нежелание осваивать новые информационные технологии;

в) нежелание повышать квалификацию;

г) нежелание выполнять дополнительную нежелание.

  1. Какой из перечисленных четырех элементов характеризует отличие технологии макетирования и прототипирования от "конструктивистски-технического" подхода разработчиков информационных систем к своей деятельности:

а) практически постоянное активное участие пользователя в процессе создания информационной системы;

б) сосредоточение усилий на совершенствовании функциональных аспектов информационной системы;

в) сосредоточение усилий на совершенствовании информационных аспектов информационной системы;

г) сосредоточение усилий на совершенствовании эксплуатационных аспектов информационной системы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!