Опрос как метод социологического исследования

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

Введение            3
1. Понятие, сущность и виды методов исследования в социологии  4
2. Понятие, сущность и виды опроса       7
3. Специфика разработки опросников       10
Заключение           15
Список литературы          16

Введение

Метод опроса - самый распространенный из социологических методов, определяющий “образ” социологии в глазах непосвященных и к тому же имеющий самую богатую и давнюю историю. Утверждение о том, что почти невозможно дать строгое и исчерпывающее определение того, что такое опрос, на первый взгляд кажется нелепостью. Однако в действительности представления о том, каким должен быть хороший социологический опрос, менялись так часто, что любая попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора информации, плану исследования, типу анализа данных или характеру использования полученных сведений наверняка столкнется с трудностями.
Трудности эти так существенны, что один известнейший специалист в этой области в монографии, посвященной анализу истории и перспектив опросного метода, предложил говорить о некотором “базовом типе” опроса, по отношению к которому можно было бы упорядочить все многообразие реальных опросных исследований.

1. Понятие, сущность и виды методов исследования в социологии

В социологическом исследовании используется совокупность методов, с помощью которых можно получить, достоверную социологическую информацию. Метод представляет собой целенаправленно применяемый социологом способ познания социальных явлений.
Социология активно применяет междисциплинарные общенаучные  методы,  такие как исторический, логический,  метод классификации. Исторический метод позволяет установить хронологию изучаемого явления, определить длительность и последовательность этапов в процессе его развития. Логический метод, в отличие от исторического, требует не столько наблюдения, сколько формализации, необходимой для  рационального  познания.  Он призван вскрыть те закономерности изучаемого явления, которые не лежат на поверхности и лишь как тенденции проявляются в нем через ряд событий.
Имея дело с многочисленными фактами, событиями и явлениями, социолог стремится привести их в определенную систему, сгруппировать, обнаружить сходство или различие между ними. В подобных случаях применяется метод классификации. Во всякой общности явлений можно выделить другую, более ограниченную общность, обладающую определенными и едиными для входящих в нее отдельных элементов, признаками. Методы исторический, логический и классификации органически связаны между собой [6, c. 98].
На протяжении XIX века социология нередко ориентировалась на методы наук, опережавших ее в развитии (физику, биологию, психологию, экономику). Постепенно развились, и стали считаться собственно социологическими методы, которые представляют собой способы познания на эмпирическом уровне. С помощью этих методов изучаются взаимоотношения различных социальных групп и механизмы внутригруппового взаимодействия, поведение индивидов. Методы социологического исследования подразделяются на методы сбора информации и методы ее анализа [6, c. 99].
К методам сбора информации относится наблюдение, опрос, изучение документов. Собранная информация анализируется, подвергается специальной обработке, прежде всего с помощью математического и статистического аппарата. К числу методов анализа относятся использование статистических группировок, ранжирование, индексирование и другие.
Вопрос о целесообразности использования того или иного метода в каждом конкретном исследовании решается в зависимости от содержания исследуемой проблемы. Методическая сторона исследования должна обеспечивать достоверность и надежность получаемых данных, раскрывать реально присущие общественной жизни тенденции и закономерности. Таким образом, у каждого социологического исследования должна быть своя методика, под которой понимается совокупность методов, связанных с техникой их реализации. Под техникой, в данном случае, понимается совокупность приемов эффективного использования методов.- Можно говорить о технике сбора данных, технике их обработки и т.д.
Непосредственная работа с объектом исследования, сбор первичной информации, ее обработка и анализ осуществляется в различных видах полевого исследования [6, c. 100].
Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана. Социолог должен прибегать к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос, тестирование и т. д.
В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы [4, c. 76].
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; наблюдатель не участвует в процессе.
Социологический эксперимент - метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событии. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, называемый независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него [2, c. 187].
Контент-аналаз предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент-анализ в социологии - это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода - в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.

2. Понятие, сущность и виды опроса

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками [4, c. 78].
Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.
Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Такие рупоры общественного мнения, как “Гэллап”, “Харрис” и “Си-Би-Эс Ньюс”, используют небольшую выборку респондентов: примерно 1500 респондентов отражают мнение 240 млн. американцев [4, c. 80].
Логические объяснения, лежащие в основе процедур выборки, очень просты. Для иллюстрации представьте кувшин, наполненный 80 тыс. голубых, зеленых, красных, пурпурных и белых шариков. Для того чтобы определить количество шариков различных цветов, достаточно отобрать 1000 шариков, рассортировать их по цвету и подсчитать. Это позволяет определить, сколько шариков каждого цвета содержится в кувшине, с большой степенью достоверности.
Однако процедура выборки для социологического исследования много сложнее. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий. Так, если русские составляют 67%, а украинцы – 9% всего населения, то русские будут представлять в выборке 67%, а украинцы – соответственно 9% [4. c. 81].
Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – все это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса. При опросе, проведенном “Нью-Йорк Тайме”/“Си-Би-Эс Ныос”, выявилось, что только 29% респондентов высказалось в поддержку конституциональной поправки о “запрещении абортов”. Однако отвечая на последний вопрос той же самой анкеты, уже 50% респондентов сказали, что они поддерживают поправку о “защите жизни неродившихся детей”, что по сути равнозначно запрещению абортов. Время от времени политики используют такую тактику для достижения собственных целей. К примеру, вопрос, начинающийся со слов “Я согласен с тем, что кандидат X...”, гораздо чаще вызывает положительный отклик, чем вопрос, сформулированный следующим образом: “Считаете ли Вы, что кандидат X...”

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!