Определение и классификация организаций и групп

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Любая организация состоит из групп людей. Поэтому организа­ционное поведение может рассматриваться под углом зрения груп­пового поведения, которое определяется так: совокупность дейст­вий и внешних проявлений активности группы как целого и взаи­модействующих внутри нее индивидов и малых групп.

В управленческой психологии интерес к группам и их влиянию на жизнь индивида связан с упоминавшимся во второй главе Хо-уторнским экспериментом Э. Мэйо. Исследование Мэйо было сугу­бо прикладным, — его заказало руководство «Western Electric» для того, чтобы найти способы повысить производительность труда. Во время эксперимента в рабочий процесс вносились то одни, то дру­гие изменения. Они по-разному влияли на производительность тру­да, но когда по условиям этого многолетнего эксперимента все но­вовведения были отменены, производительность труда все равно ос­талась выше изначальной. Этот парадоксальный факт невозможно было объяснить чисто технологическими причинами. Мэйо предпо­ложил, что имеет дело с новым фактором, влияющим на производ­ственную деятельность. В конечном итоге стало ясно, что речь идет о потребности ощущать себя причастным к какой-либо группе: сам факт проведения эксперимента, внимание к условиям труда работ­ников привели к их большей «включенности» в процесс, осознанию роли в жизни коллектива и, в конечном счете, к росту производи­тельности труда. Кроме того, в ходе эксперимента выявилось суще­ствование наряду с формальной еще и неформальной структуры в рабочих бригадах, особых отношений между работниками, не опре­деленных напрямую их местом в производственном процессе. Все это привело к всплеску интереса в изучении группового поведения в организациях. Различные концепции «человеческих отношений» стали сегодня обязательной составной частью программ западных бизнес-школ.

Организация — это группа, состоящая из двух или более человек, взаимодействующих и зависящих друг от друга, объединившихся для достижения общих целей. Таким образом, группа — это более широ­кое понятие, чем организация: каждая организация может быть рас­смотрена как группа, но не каждая группа представляет собой орга­низацию: группа людей, стоящих на остановке в ожидании автобу­са, организацией, конечно, являться не будет. Две черты отличают организации от других видов социальных групп: во-первых, органи­зации — это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей, во-вторых, организация­ми являются такие группы, для которых характерны внутренняя структура, порядок, определенные правила поведения. Различают формальные и неформальные организации.

Формальная организация представляет собой группу людей, оп­ределенным образом структурированную и обладающую специаль­ными документами (например, уставом, свидетельством о регистра­ции), в которых указаны ее цели и прописан юридический статус. Такая организация «оформлена» в соответствии с действующим за­конодательством. В формальной организации поведение каждого ее члена определяется его должностными обязанностями и направлено на достижение общих целей.

Неформальная организация — это группа, которая, в отличие от формальной организации, не имеет ни определенной структуры, ни документа, удостоверяющего ее существование. Большая часть та­ких групп обычно формируется в служебной среде, они появляются для удовлетворения каких-либо социальных потребностей, напри­мер, для- общения или демонстрации личных профессиональных достижений. Так, трое служащих из различных отделов, которые всегда вместе обедают и при этом беседуют на различные интере­сующие их темы, — пример неформальной группы.

Можно предложить следующую классификацию групп:

- управляемые группы;

- целевые группы;

- группы по интересам;

- дружеские группы.

Управляемые и целевые группы относятся к формальным орга­низациям, а вот группы по интересам и дружеские коллективы — это скорее примеры неформальных организаций.

Управляемая группа состоит из менеджера и тех подчиненных, которые отчитываются за проделанную работу непосредственно пе­ред ним. Так, например, директор цщолы и 12 учителей, которые там преподают, — это управляемая группа. К этому же типу относит­ся группа старшего ревизора на железной дороге и его помощника.

Целевая группа также организационно оформлена, она представ­ляет собой объединение людей, которые совместно трудятся для достижения какой-либо общей рабочей цели. Однако целевая груп­па объединяет не только ближайшее иерархическое окружение, она может затрагивать и другие взаимоотношения. Так, например, спе­циалист аналитического отдела корпорации при возникновении проблемы обращается не только к коллегам или руководителю отде­ла, но и к знакомому юристу, работающему в корпорации, опытно­му снабженцу, секретарю начальника департамента и другим лицам, которые, как он считает, могут оказать помощь. В свою очередь, он и сам готов оказать помощь и содействие этим людям. Объединение всех этих людей и будет составлять целевую группу. Все управляе­мые группы — это одновременно и целевые группы; их члены тру­дятся для достижения конкретных целей. На рис. 3 управляемые группы показаны кругом 1, а целевые — кругом 2.

Группа по интересам создается в том случае, если у двух или бо­лее человек рабочие интересы совпадают. Так, например, служащие, которые хотят изменить свой график отпусков, — это группа по ин­тересам. Такую группу будут составлять и люди, желающие поддер­жать уволенного сослуживца. Рабочие, выступающие за улучшение условий труда, — это также объединение, у которого есть общий интерес.

Дружеские группы формируются на основе сходства характеров, образа мыслей, внепроизводственных интересов и т. д. Эти объеди­нения зачастую выходят за пределы организации, они могут склады­ваться на основе одинаковых этических принципов, могут объеди­нять рабочих одного возраста или, например, фанатов футбольного клуба. Такие группы могут формироваться и из тех, чьи политические взгляды совпадают. Как правило, и группы по интересам, и дружеские группы являются неформальными.

Неформальные группы возникают для удовлетворения социальных потребностей работников. Люди тянутся к общению, вот почему слу­жащие часто вместе играют в футбол или едут домой с работы, вместе обедают и во время перерывов совместно пьют чай. Важно помнить, что такие группы хотя и не являются формальными, но оказывают большое влияние на поведение работников в организации.

Трудно выделить единственную причину, которая объясняла бы, зачем люди объединяются в такие неформальные группы. Очевид­но, что разные группы приносят разную удовлетворенность своим членам, вот почему один человек зачастую может входить в не­сколько разных неформальных объединений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!