Окно джохари

8 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Одной из широко используемых моделей достижения взаимопонимания в организационном поведении является модель, разработанная Джозефом Лафтом и Харри Ингрэмом, которая называется по первым буквам имен авторов — «окно Джохари».

По мнению авторов этой модели, межличностное взаимодействие зависит от способности каждого конкретного человека быть открытым, а важнейшие характеристики этой открытости — раскрытие и способность получить обратную связь.

Раскрытие определяется как способность человека во взаимодействии с другими людьми раскрыть свои чувства, мысли, способность поделиться своим жизненным опытом.

Обратная связь означает способность человека получать подобную информацию о себе от других людей, его умение дать другому возможность раскрыться.

Эти два фактора задают четыре ситуации:

1)  открытое окно;

2) слепое окно;

3) закрытое окно;

4) неизвестное окно.

«Открытое окно» содержит информацию, известную как данному конкретному человеку, так и другим людям, находящимся с ним в контакте. Это так называемое «проявленное Я», или «публичное Я». Речь идет об информации, касающейся особенностей демонстрируемого поведения и мотивации, поддающихся наблюдению со стороны.

«Слепое окно» содержит информацию, касающуюся чувств, поведенческих реакций, очевидных для других людей, но остающихся неизвестной для данного конкретного человека. Подобная ситуация возможна в том случае, если человек прибегает к защитным реакциям, блокирующим поступление к нему информации о нем от других людей.

«Закрытое окно» содержит информацию, известную данному человеку, но неизвестную другим людям. В данном случае речь идет о таких мыслях и чувствах человека о самом себе, которые хорошо им осознаются, но которыми человек по той или иной причине не считает возможным поделиться с окружающими. Это так называемое «слишком личное», «приватное Я».

«Неизвестное окно» содержит информацию о чувствах и опыте, неизвестных как самому человеку, так и другим людям.

По мере того как расширяется область «открытого окна», то есть человек использует возможность раскрыться, растет и возможность взаимопонимания между людьми. Если же данная область мала, велика вероятность установления сложных взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми за счет сужения свободы и спонтанности в общении.

Большая открытость человека способствует не только проявлению подлинного «Я» человека, но и ведет к более адекватному восприятию им других людей. Рост открытости сокращает область закрытой информации о человеке, ибо становится все менее необходимым что-то скрывать о себе или отрицать то, что сам человек чувствует или знает.

По мнению исследователей, расширение области «открытости» возможно благодаря раскрытию и росту обратной связи, отраженных на рисунке стрелками. Делясь с другими людьми своими чувствами и опытом, человек предоставляет возможность и другим людям быть столь же открытыми. Так раскрытие одного порождает открытость другого, что позволяет сократить область «слепого окна».

Таким образом, благодаря обратной связи заполняются пробелы в информации об особенностях поведения, неочевидных для данного человека.

Однако следует отметить, что благодаря действию защитных механизмов сокращение данной области требует гораздо более длительного времени и больших личностных затрат.

Необходимо подчеркнуть и тот факт, что процесс раскрытия себя как личности всегда имеет как плюсы, так и минусы. Открытость ведет к лучшему пониманию самого себя, личностному и профессиональному росту, лучшему межличностному пониманию, однако может сопровождаться болезненными ощущениями, связанными с необходимостью осознавать нечто новое о себе, что далеко не всегда соответствует привычным для нас поелставлениям.

Известно, что слишком большая степень раскрытия самого себя сопровождается повышением тревожности, с которой самому человеку бывает трудно справиться, что может привести к разрушительным для личности последствиям.

Закрытость, в свою очередь, оберегает человека от боли, хотя платой за это является потеря возможности глубинных личностных постижений и развития.

Как мы уже подчеркивали выше, процесс раскрытия связан с процессом обратной связи и находится под его влиянием.

Обратная связь, предоставляемая человеку другими людьми, может быть чрезвычайно ценной, а может не обладать никакой ценностью или даже, наоборот, быть разрушительной.

Чтобы обратная связь была позитивной, по мнению исследователей, необходимо, чтобы обсуждение специфики наблюдаемого поведения и реакций отвечало следующим требованиям:

1) имело целью оказание помощи собеседнику;

2) происходило при условии наличия доверия между собеседниками, искренне, с подлинным участием;

3) было скорее описательным, чем оценочным;

4) содержало конкретные и точные, а не общие примеры, основанные на событиях последнего времени;

5) осуществлялось в то время, когда собеседник действительно готов к восприятию информации;

6) мнение сообщающего было сверено с мнением других людей, с целью подтверждения его истинности;

7) включало только те события, которые поддаются изменению данным человеком;

8) не содержало в себе информации большей, чем человек может воспринять в данный период времени.

При условии, если открытость сопровождается эффективной обратной связью, человек приобретает возможность развить свою осознанность в процессе межличностного взаимодействия. В результате область открытости увеличивается за счет сужения всех других областей.

Существуют следующие принципы изменения данной взаимосвязи:

1) изменение в одном квадранте влияет на все другие;

2) отрицание, сокрытие и слепота отнимают энергию у конструктивного межличностного взаимодействия;

3) угроза затормаживает процесс осознавания; взаимное доверие ускоряет осознание;

4) процесс насильственного осознания (раскрытия) — неэффективен и нежелателен;

5) чем меньше квадрант открытости, тем беднее коммуникация;

6) совместная работа предполагает свободу в выражении чувств, мыслей, действия, то есть всего того, что вмещается в область «открытости». Это означает, что чем больше ресурсов и умений имеется у данного человека в области межличностного взаимодействия, тем больше у него возможностей и для эффективного исполнения задач профессиональной деятельности.

Обратная связь— наиболее простое средство, с помощью которого менеджер, периодически обобщая свои наблюдения, может гарантировать работнику корректное понимание. Благодаря обратной связи работники имеют возможность убедиться в том, что они услышаны и полностью поняты, им самим она дает шанс проверить точность сказанного.

В процессе обратной связи менеджер также имеет возможность расширить свое самоосознание, внимательно наблюдая за своими реакциями на любые эмоции и суждения работников, включая те, которые предназначены лично ему, и это влияет на его объективность и беспристрастность. Ведь собственные предубеждения менеджера — а никто от них не может быть свободен — влияют на общение и взаимопонимание.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!